logo search
коррекционная педагогика стр

Глава 1. Коррекционная педагогика

в системе наук о человеке 6

  1. Объект, предмет и задачи курса коррекционной педагогики • 6

  2. Взаимосвязь коррекционной педагогики

с другими отраслями знаний 14

1.3. Становление и развитие коррекционной

педагогики как науки 15

1.4. История развития коррекционной

педагогики в Западной Европе 17

1.5. Политика государства в области социальной

защиты детей с отклонениями в развитии 21

Глава 2. Коррекционно-педагогическая деятельность 65

  1. Основные положения корррекционной деятельности .. 65

  2. Принципы коррекционно-педагогической деятельности 72

Глава 3. Ребенок с отклонениями в развитии и поведении, объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности 85

3.1. Понятия «норма» и «аномалия»

в психическом и личностном развитии ребенка 85

3.2. Психологический аспект проблемы

«норма — аномалия» 92

3.3. Возрастные и личностные особенности

развития детей и подростков 96

3.4. Психическое здоровье и факторы риска

в детском возрасте 107

3.5. Критерии явления «норма — аномалия» 117

Глава 4. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении 121

4.1. Психологические «портреты» детей

с проблемами в развитии 121

377

4.2. Проблемы эмоционального развития

в детском возрасте 131

  1. Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков 141

  2. Природа детской агрессивности 151

Глава 5. Обучение и воспитание учащихся

с отклонениями в развитии 161

  1. Дети с задержкой психического развития 161

  2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями интеллекта 172

  3. Нарушения речи у детей школьного возраста 189

  4. Особенности учебной деятельности учащихся

с отклонениями в развитии 196

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

ПО КУРСУ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ 206

1. Объект, предмет и задачи курса

коррекционной педагогики 206

2. Взаимосвязь коррекционной педагогики

с другими отраслями знаний 208

3. Становление и развитие коррекционной педагогики как

науки 209

4. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-

педагогической деятельности 211

5. Понятия 4норма» и «аномалия»

в психическом и личностном развитии ребенка 213

6. Причины возникновения нарушений

в развитии детей 215

7. Развитие организма ребенка. Важнейшие показатели,

значимые для выявления отклонений в развитии 217

8. Классификация и виды отклонений

в развитии и поведении детей , 219

9. Диагностика отклонений в развитии ребенка 221

10. Значение ранней коррекции

в развитии ребенка 223

11. Общая характеристика детей

с нарушением зрения 224

12. Особенности коррекционно-педагогической работы с .

детьми с нарушением зрения 226

13. Общая характеристика детей

с нарушением слуха 228

378

  1. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха 230

  2. Нарушение речи у дошкольников 232

  3. Нарушение речи у детей школьного возраста 233

  4. Развитие речи у детей 235

  5. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи 237

  6. Общая характеристика детей

с нарушениями поведения 239

20. Отклоняющееся поведение

как психолого-педагогическая проблема 241

  1. Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения 242

  2. Психолого-педагогическая характеристика подростков с отклоняющимся поведением 244

  3. Организация коррекционно-психологической и профилактической работы с детьми, имеющими отклонения в поведении 246

  4. Общая характеристика детей

с нарушением интеллекта 247

25. Психолого-педагогическая характеристика детей

с задержкой психического развития 249

26. Особенности коррекционно-педагогической работы

с детьми с задержкой психического развития 251

27. Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития

в компенсирующих классах общеобразовательной школы 253

28. Взаимосвязь темпа умственного развития

и обучаемости ребенка 254

29. Психолого-педагогическая характеристика детей

с умственной отсталостью 256

30. Определение понятия «умственная отсталость»,

ее отграничение от сходных состояний 258

  1. Систематика умственной отсталости 260

  2. Причины умственной отсталости. Экзогенные причины 262

  3. Общие вопросы развития познавательной сферы умственно отсталых детей 264

  4. Особенности ощущений и восприятия умственно отсталых детей 266

379

35. Особенности развития речи умственно

отсталых детей 268

  1. Особенности развития мышления умственно отсталых детей 269

  1. Особенности памяти умственно отсталых детей 271

  2. Особенности внимания умственно

отсталых детей 273

39. Формы олигофрении по классификации

М.С. Певзнер 275

  1. Общие вопросы формирования личности умственно отсталых детей 277

  1. Особенности волевых качеств умственно

отсталых детей 279

42. Особенности эмоциональной сферы

умственно отсталых детей 280

43. Формирование самооценки умственно отсталых

детей 282

44. Особенности общения умственно

отсталых детей 284

  1. Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости 286

  2. Олигофрения как одна из форм умственной отсталости 288

  1. Деменция как одна из форм умственной

отсталости 290

48. Обучение и воспитание умственно

отсталых детей дошкольного возраста 292

49. Специфика обучения и воспитания детей

с тяжелой степенью умственной отсталости 294

  1. Олигофренопедагогика в системе педагогических наук, объект исследования олигофренопедагогики... 296

  1. Задачи олигофренопедагогики на современном

этапе развития общества 298

52. Исходные теоретические положения

и принципы олигофренопедагогики 299

  1. Этапы становления отечественной олигофренопедагогики 301

  2. Понятия «знания», «умения», «навыки», «способности» 303

  3. Роль отечественных ученых Е.К. Грачевой, М.П. Постобской, А.Н. Граборова,

Л.С. Выготского 305

380

56. Сущность, функции и структура обучения

в целостном педагогическом процессе 306

  1. Подходы к отбору содержания обучения 308

  2. Принципы обучения учащихся с умственной отсталостью, их содержательная характеристика 310

  3. Формы организации учебного процесса

в специальном образовательном учреждении 312

60. Система методов обучения школьников

с умственной отсталостью 314

61. Сочетание словесных, наглядных

и практических методов в коррекционном

обучении 316

62. Применение элементов программированного и проблемного обучения в специальном образовательном учреждении 318

63. Контроль и оценка знаний учащихся

с умственной отсталостью 320

64. Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения детей

с нарушением интеллекта 321

  1. Типы и структура урока в специальном образовательном учреждении 323

  2. Общая характеристика системы трудовой подготовки учащихся специального образовательного учреждения 325

  3. Задачи и содержание трудового обучения 327

  4. Этапы трудового и профессионального обучения учащихся специального образовательного обучения .. 329

  5. Профориентация. Проблемы трудоустройства 330

  6. Социально-трудовая реабилитация учащихся специального образовательного учреждения 332

  7. Сущность и содержание процесса воспитания 334

  8. Принципы и методы воспитания 336

  9. Формирование сотрудничества

ребенка и взрослого 338

74. Нравственное воспитание детей

с отклонениями в развитии и поведении 339