Глава 1. Коррекционная педагогика
в системе наук о человеке 6
Объект, предмет и задачи курса коррекционной педагогики • 6
Взаимосвязь коррекционной педагогики
с другими отраслями знаний 14
1.3. Становление и развитие коррекционной
педагогики как науки 15
1.4. История развития коррекционной
педагогики в Западной Европе 17
1.5. Политика государства в области социальной
защиты детей с отклонениями в развитии 21
Глава 2. Коррекционно-педагогическая деятельность 65
Основные положения корррекционной деятельности .. 65
Принципы коррекционно-педагогической деятельности 72
Глава 3. Ребенок с отклонениями в развитии и поведении, объект и субъект коррекционно-педагогической деятельности 85
3.1. Понятия «норма» и «аномалия»
в психическом и личностном развитии ребенка 85
3.2. Психологический аспект проблемы
«норма — аномалия» 92
3.3. Возрастные и личностные особенности
развития детей и подростков 96
3.4. Психическое здоровье и факторы риска
в детском возрасте 107
3.5. Критерии явления «норма — аномалия» 117
Глава 4. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении 121
4.1. Психологические «портреты» детей
с проблемами в развитии 121
377
4.2. Проблемы эмоционального развития
в детском возрасте 131
Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков 141
Природа детской агрессивности 151
Глава 5. Обучение и воспитание учащихся
с отклонениями в развитии 161
Дети с задержкой психического развития 161
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями интеллекта 172
Нарушения речи у детей школьного возраста 189
Особенности учебной деятельности учащихся
с отклонениями в развитии 196
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
ПО КУРСУ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ 206
1. Объект, предмет и задачи курса
коррекционной педагогики 206
2. Взаимосвязь коррекционной педагогики
с другими отраслями знаний 208
3. Становление и развитие коррекционной педагогики как
науки 209
4. Психолого-педагогическая сущность коррекционно-
педагогической деятельности 211
5. Понятия 4норма» и «аномалия»
в психическом и личностном развитии ребенка 213
6. Причины возникновения нарушений
в развитии детей 215
7. Развитие организма ребенка. Важнейшие показатели,
значимые для выявления отклонений в развитии 217
8. Классификация и виды отклонений
в развитии и поведении детей , 219
9. Диагностика отклонений в развитии ребенка 221
10. Значение ранней коррекции
в развитии ребенка 223
11. Общая характеристика детей
с нарушением зрения 224
12. Особенности коррекционно-педагогической работы с .
детьми с нарушением зрения 226
13. Общая характеристика детей
с нарушением слуха 228
378
Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха 230
Нарушение речи у дошкольников 232
Нарушение речи у детей школьного возраста 233
Развитие речи у детей 235
Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи 237
Общая характеристика детей
с нарушениями поведения 239
20. Отклоняющееся поведение
как психолого-педагогическая проблема 241
Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения 242
Психолого-педагогическая характеристика подростков с отклоняющимся поведением 244
Организация коррекционно-психологической и профилактической работы с детьми, имеющими отклонения в поведении 246
Общая характеристика детей
с нарушением интеллекта 247
25. Психолого-педагогическая характеристика детей
с задержкой психического развития 249
26. Особенности коррекционно-педагогической работы
с детьми с задержкой психического развития 251
27. Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития
в компенсирующих классах общеобразовательной школы 253
28. Взаимосвязь темпа умственного развития
и обучаемости ребенка 254
29. Психолого-педагогическая характеристика детей
с умственной отсталостью 256
30. Определение понятия «умственная отсталость»,
ее отграничение от сходных состояний 258
Систематика умственной отсталости 260
Причины умственной отсталости. Экзогенные причины 262
Общие вопросы развития познавательной сферы умственно отсталых детей 264
Особенности ощущений и восприятия умственно отсталых детей 266
379
35. Особенности развития речи умственно
отсталых детей 268
Особенности развития мышления умственно отсталых детей 269
Особенности памяти умственно отсталых детей 271
Особенности внимания умственно
отсталых детей 273
39. Формы олигофрении по классификации
М.С. Певзнер 275
Общие вопросы формирования личности умственно отсталых детей 277
Особенности волевых качеств умственно
отсталых детей 279
42. Особенности эмоциональной сферы
умственно отсталых детей 280
43. Формирование самооценки умственно отсталых
детей 282
44. Особенности общения умственно
отсталых детей 284
Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости 286
Олигофрения как одна из форм умственной отсталости 288
Деменция как одна из форм умственной
отсталости 290
48. Обучение и воспитание умственно
отсталых детей дошкольного возраста 292
49. Специфика обучения и воспитания детей
с тяжелой степенью умственной отсталости 294
Олигофренопедагогика в системе педагогических наук, объект исследования олигофренопедагогики... 296
Задачи олигофренопедагогики на современном
этапе развития общества 298
52. Исходные теоретические положения
и принципы олигофренопедагогики 299
Этапы становления отечественной олигофренопедагогики 301
Понятия «знания», «умения», «навыки», «способности» 303
Роль отечественных ученых Е.К. Грачевой, М.П. Постобской, А.Н. Граборова,
Л.С. Выготского 305
380
56. Сущность, функции и структура обучения
в целостном педагогическом процессе 306
Подходы к отбору содержания обучения 308
Принципы обучения учащихся с умственной отсталостью, их содержательная характеристика 310
Формы организации учебного процесса
в специальном образовательном учреждении 312
60. Система методов обучения школьников
с умственной отсталостью 314
61. Сочетание словесных, наглядных
и практических методов в коррекционном
обучении 316
62. Применение элементов программированного и проблемного обучения в специальном образовательном учреждении 318
63. Контроль и оценка знаний учащихся
с умственной отсталостью 320
64. Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения детей
с нарушением интеллекта 321
Типы и структура урока в специальном образовательном учреждении 323
Общая характеристика системы трудовой подготовки учащихся специального образовательного учреждения 325
Задачи и содержание трудового обучения 327
Этапы трудового и профессионального обучения учащихся специального образовательного обучения .. 329
Профориентация. Проблемы трудоустройства 330
Социально-трудовая реабилитация учащихся специального образовательного учреждения 332
Сущность и содержание процесса воспитания 334
Принципы и методы воспитания 336
Формирование сотрудничества
ребенка и взрослого 338
74. Нравственное воспитание детей
с отклонениями в развитии и поведении 339
- 3.4. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте
- 3.5. Критерии явления «норма - аномалия»
- Глава 4
- 4.2. Проблемы эмоционального развития в детском возрасте
- 4.3.Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков
- 4.4. Природа детской агрессивности
- 5.1. Дети с задержкой психического развития
- 5.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями интеллекта
- 5.3. Нарушения речи у детей школьного возраста
- 5О4. Особенности учебной деятельности учащихся с отклонениями в развитии
- 1. Объект, предмет и задачи курсакоррекционной педагогики
- 2. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний
- 3. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки
- 4. Психолого-педагогическая сущность
- 5. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка
- 6. Причины возникновения нарушений в развитии детей
- 7. Развитие организма ребенка. Важнейшие показатели, значимые для выявления отклонений в развитии
- 8. Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей
- 9. Диагностика отклонений в развитии ребенка
- 10. Значение ранней коррекции в развитии ребенка
- 11. Общая характеристика детей с нарушением зрения
- 12. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения
- 13. Общая характеристика детей с нарушением слуха
- 14. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха
- 15. Нарушение речи у дошкольников.
- 16. Нарушение речи у детей школьного возраста
- 17. Развитие речи у детей
- 18. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи
- 19. Общая характеристика детей с нарушениями поведения
- 20. Отклоняющееся поведение
- 21. Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения
- 22. Психолого-педагогическая характеристика подростков с отклоняющимся поведением
- 23. Организация коррекционно-психологической и профилактической работы с детьми, имеющими отклонения в поведении
- 24. Общая характеристика детей с нарушением интеллекта
- 25. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
- 26. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития
- 27. Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой психического развития в компенсирующих классах общеобразовательной школы
- 28. Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка
- 29. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
- 30. Определение понятия «умственная отсталость», ее отграничение от сходных состояний
- 31. Систематика умственной отсталости
- 32. Причины умственной отсталости
- 33. Общие вопросы развития познавательной сферы умственно отсталых детей
- 34. Особенности ощущений и восприятия умственно отсталых детей
- 35. Особенности развития речи умственно отсталых детей
- 36. Особенности развития мышления умственно отсталых детей
- 37* Особенности памяти умственно отсталых детей
- 38.Особенности внимания умственно отсталых детей
- 39. Формы олигофрении по классификации м.С. Певзнер
- 40. Общие вопросы формирования личности умственно отсталых детей
- 41. Особенности волевых качеств умственно отсталых детей
- 42. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей
- 43. Формирование самооценки умственно отсталых детей
- 44. Особенности общения умственно отсталых детей
- 45. Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
- 46. Олигофрения как одна из форм умственной отсталости
- 47. Деменция как одна из форм умственной отсталости
- 48. Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста
- 49. Специфика обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости
- 50. Олигофренопедагогика в системе
- 51. Задачи олигофренопедагогики на
- 53. Этапы становления отечественной олигофренопедагогики
- 54. Понятия «знания», «умения», «навыки», «способности»
- 55. Роль отечественных ученых е.К. Грачевой, м.П. Постобской, а.Н. Граборова, л.C. Выготского
- 56. Сущность, функции и структура обучения в целостном педагогическом процессе
- 57. Подходы к отбору содержания обучения
- 58. Принципы обучения учащихся с умственной отсталостью, их содержательная характеристика
- 59. Формы организации учебного процесса в специальном образовательном учреждении
- 60. Система методов обучения школьников с умственной отсталостью
- 61. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении
- 62. Применение элементов программированного и проблемного обучения в специальном образовательном учреждении
- 63. Контроль и оценка знаний учащихся с умственной отсталостью
- 64. Формирование способов усвоения
- 65. Типы и структура урока в специальном образовательном учреждении
- 66. Общая характеристика системы трудовой подготовки учащихся специального образовательного учреждения
- 67. Задачи и содержание трудового обучения
- 68. Этапы трудового и профессионального обучения учащихся специального образовательного обучения
- 69. Профориентация. Проблемы трудоустройства
- 70. Социально-трудовая реабилитация учащихся специального образовательного учреждения
- 71. Сущность и содержание процесса воспитания
- 72. Принципы и методы воспитания
- 73. Формирование сотрудничества ребенка и взрослого
- 74. Нравственное воспитание детей
- 75. Экологическое воспитание детей
- 76. Физическое воспитание детей
- 77. Сотрудничество специального образовательного учреждения, семьи и общественных организаций
- 78. Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений: виды и функции
- 79. Задачи, контингент учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений
- 80. Управление специальным
- 81. Профессионально-педагогическая деятельность педагога, работающего с детьми с отклонениями в развитии и поведении
- 82. Коррекционные умения и личностные качества, необходимые педагогу
- 83. Стили взаимоотношений педагога и воспитанника
- 84. Квалификационные характеристики других педагогических работников, взаимодействующих с аномальными детьми
- 85. Психолого-медико-педагогическая комиссия: структура, задачи, содержание деятельности
- 86. Концепция реформирования специального образования
- 87. Принципы и основные направления
- 88. Содержание основных этапов
- 89. Политика государства в области социальной защиты детей и подростков с отклонениями в развитии
- 90. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков в рф
- Глава 1. Коррекционная педагогика
- 75. Экологическое воспитание детей