logo search
сборник Отечественная война 1812 г

Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее

В современном динамичном мире к деятельности человека в различных сферах общества предъявляются высокие требования. Специалисту необходимо обладать высоким уровнем знаний и умением творчески мыслить. В этой связи повышается роль и значение учителя в формировании мотива к обучению и творчеству. Обучение школьников становится все более сложным, и перед учителем остро стоит проблема поиска методических форм и приемов организации работы с обучающимися.

С переходом на новые стандарты общего образования большое значение приобретает внеурочная работа с детьми разного возраста. Главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать, преобразовывать. Это становится возможным в процессе совместной творческой работы в школьном краеведческом музее. Такая деятельность создает благоприятную атмосферу для художественно-эстетического воспитания детей, обеспечивает их занятость творческим процессом познания истории, повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Почему мы считаем, что музейная деятельность обучающихся является важной частью образовательного процесса? Интерес к истории своей страны и страны изучаемого языка, рожденный на уроке, находит свое продолжение за пределами учебной деятельности, а дополнительные занятия в школьном краеведческом музее дают импульс для расширения рамок школьной программы. Ученик становится не пассивным аккумулятором знаний, а участником совместного творческого процесса познания, выбирая для себя интересную и посильную деятельность. Мотивация, а не принуждение – вот что является притягательным стимулом для участия в работе музея.

Музей – это способ познания мира. Знания, которые человек получает в ходе изучения музейных экспонатов и документов, навсегда остаются в его собственном «багаже знаний», усваиваются намного глубже того, что просто услышано или прочитано. Музей способен развивать в ребёнке наблюдательность и креативность, воспитывать трепетное отношение к истории своего края, своей страны.

Изучение иностранного языка посредством музейного и культуроведческого материала открывает доступ к сокровищам отечественной и мировой культуры, обогащает активный и потенциальный словарный запас ребенка, способствует дальнейшему овладению общей речевой культурой и достижению более высоких результатов при изучении других учебных дисциплин. Работая с музейными экспонатами и документами, представленными в школьном краеведческом музее, ребята имеют возможность обсудить и высказать на иностранном языке свое отношение к истории, познакомиться с культурным наследием наших предков. Они учатся чувствовать и понимать прошлое, красоту родного края и богатство его культуры, учатся познавать мир через познание себя и своих ощущений, принимать участие в преобразовании окружающего мира по законам красоты, что способствует духовному, нравственному, эмоциональному, творческому и этическому воспитанию.

Цель совместной программы творческой группы учителей МБОУ СОШ № 40 г. Уфы: способствовать формированию творческой активности обучающихся средствами иностранных и родных языков и краеведческого материала, представленного в школьном краеведческом музее. Сегодня актуальность музейного направления работы в нашей школе возрастает. Обусловлено это, наряду с многочисленными факторами, и приближающейся юбилейной датой – 200-летием Отечественной войны 1812 года. Для более глубоко осмысления этой темы мы используем возможности школьного краеведческого музея.

В системе патриотического воспитания обучающихся школы заложена и программа исследовательской краеведческой и музейной работы со школьниками. В задачи программы входит знакомство с художественным и литературным творчеством, развитие способностей эстетического восприятия, развитие моральных качеств на примерах нравственного поведения героев эпохи.

К памятным датам в нашей школе готовится ряд программных мероприятий, в том числе, переносная выставочная экспозиция, в подготовке которой принимают участие как учителя истории, литературы, французского и башкирского языков, так и воспитанники кружка «Активисты школьного музея», экскурсоведческого и краеведческого кружков. В разработке и воплощении в жизнь совместного проекта «Северные амуры» в войне 1812 года» реализуются идеи деятельностного подхода к обучению школьников, воспитания толерантности и патриотизма.

Мероприятия, посвященные 200-летию Отечественной войны 1812 года, окажут содействие в формировании активной и свободной личности гражданина России и Башкортостана, будут способствовать ее духовно-нравственному развитию. При планировании урочной и внеклассной деятельности, посвященной памятной странице в истории нашего народа, образовательным учреждениям рекомендуются следующие примерные формы и тематика проведения мероприятий.

1. Научно-практические конференции педагогов по проблемам изучения различных аспектов обучения и патриотического воспитания обучающихся, организации внеурочной работы в школе:

- Духовно-нравственное воспитание школьников посредством приобщения их к национальным традициям;

- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее;

- Отечественная война 1812 года в судьбе народов Южного Урала;

- Обобщение опыта работы педагогов по использованию возможностей школьного музея в урочной и внеурочной деятельности;

- Школьный музей как средство создания единого воспитательного пространства школы.

2. Конкурсы методических разработок уроков и внеклассных мероприятий с использованием элементов регионального компонента:

- Использование приемов музейной деятельности на уроках по предметам регионального компонента;

- Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся по темам, освещающим историю Отечественной войны 1812 г.

- Игровые и интерактивные формы учебной деятельности как средство развития личности и коллектива;

- Новые формы организации коллективных творческих дел в работе классного руководителя;

- Роль школьного музея в развитии творческих способностей одаренных детей;

- Роль кружка «Активисты школьного музея» в формировании ценностных ориентаций подростков;

- Роль школьного клуба в личностном и профессиональном самоопределении школьников;

- Взаимодействие школьного музея и школьного театра в проведении мероприятий, посвященных 200-летию Отечественной войны.