Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на защиту Родины.
На решение широкого комплекса проблем патриотического воспитания подрастающего поколения направлены усилия научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов на основе программных методов и единой государственной политики. При этом одним из основных направлений деятельности должно явиться патриотическое воспитание молодежи, обеспечения на этой основе консолидации общества, поддержания социальной стабильности, упрочения дружбы между нациями и народами Российской Федерации.
Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. В Образовательных учреждениях ведется серьезная работа по военно-патриотическому воспитанию, строящаяся на боевых традициях нашего народа и Вооруженных Сил: проводятся мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братскими захоронениями; вахта памяти - выставление почетного караула на братских захоронениях; выставление почетного караула у памятников; возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий у памятных мест). Педагогами организуются экскурсии, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, уроки Мужества; поздравления и выступления с концертами перед ветеранами войны и труда; празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов; проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.
Одним из важнейших направлений в формировании условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи является историко-патриотическая работа, увековечивание памяти ветеранов Великой Отечественной войны, воинов - участников локальных войн. Большой вклад в это направление вносят музеи "Боевой Славы" города Уфы, так, к 55-летию Победы введен в строй музей "Боевой Славы" в парке "Победы", кроме этого, в образовательных учреждениях, клубах города Уфы действуют более 25 музеев "Боевой славы". Работа музеев тесно связана с уроками и другими формами учебно-воспитательного процесса и является результатом целенаправленной, творческой, поисково-исследовательской работы, систематически пополняя фонды, обновляя экспозиции, музеи становятся центром историко-патриотической, краеведческой работы.
В 2012 году исполняется 200 лет военно-историческому патриотическому событию – Отечественной войне 1812 года, которое имеет огромное значение для политического, общественного, культурного и военного развития России. Празднование юбилея победы в Отечественной войне 1812 года всецело укладывается в мероприятия Российского организационного комитета «Победа» и государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Президентом Российской Федерации издан Указ «О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года»:
21-22 апреля 2011 года в Москве в Музее-панораме «Бородинская битва» состоялась научная конференция «1812 год. Люди и события великой эпохи».
5 мая 2011 года на Бородинском поле состоялась акция «Бородинские рубежи», инициированная активистами молодежного движения «Местные». В рамках акции прошли: митинг у Батареи Раевского, посвященный защите Бородинского поля от незаконной застройки коттеджами, очистка территории Шевардинского парка и Кавалергардской рощи, а также посадка 6000 елей в лесу возле Утицкого кургана.
29 мая 2011 года на Бородинском поле состоялся детский военно-исторический праздник «Стойкий оловянный солдатик».
30 мая 2011 года в Москве под председательством министра правительства Москвы, руководителя департамента культурного наследия города Москвы А.В. Кибовского состоялось заседание Общественного совета по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года.
Наряду с государственными органами власти, в подготовке и проведении юбилейных торжеств активно участвуют общественные организации. Их деятельность тоже имеет свою давнюю традицию, например, деятельность «Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года» (далее Общество). Долгие годы Общество сохраняло и поддерживало память о героях Отечественной войны 1812 года, по словам А.С. Пушкина, «покрытых славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года». Члены Общества вели научные изыскания, принимали активное участие в выставках и конференциях. В преддверии 200-летней годовщины, Общество выступает инициатором объединения усилий всех заинтересованных общественных сил, которые хотят отдать дань памяти мужеству и стойкости воинов-победителей. Юбилейные торжества дают уникальную возможность всем поколениям россиян, особенно молодежи, почувствовать сопричастность к судьбе нашего Отечества, приобщиться к его ратным и духовным традициям. В настоящее время Общество возглавляет прямой потомок генерал-майора Русской Армии – участника Отечественной войны 1812 года Алявдин Виссарион Игоревич. Общество работает под эгидой Попечительного совета, возглавляемого военным историком Кибовским Александром Владимировичем.
Отечественная война 1812 года – важное событие в Российской истории. По мнению современных историков, речь не шла о завоевании России – эта задача была трудноосуществимой. Главным же противником Наполеон считал не Россию, а Англию. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что Наполеон стремился нанести военное поражение России, заключить мирный договор, в соответствии с которым Россия была бы вынуждена присоединиться к континентальной блокаде, а также принять участие в походе на Индию. Активным устремлениям французского императора противостоял Александр I, сам желавший влиять на европейскую политику. Нарушение Россией континентальной блокады стало одной из причин вступления Франции в войну. В июне 1812 года на русской границе была сосредоточена французская армия, численность которой достигла 678 тысяч человек (включая резервы). Перешли границу 448 тысяч воинов, которые и приняли участие в боевых действиях на российской территории с июня по декабрь 1812 года. Александр I находился при штабе армии Барклая. “Я не положу оружия, - заявил он, - доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем”. Россию поддерживали Англия, Испания, Португалия, Швеция.
Война 1812 года вызвала небывалый всплеск национального самосознания у русского народа. Защищали свое Отечество все: от мала до велика. Победой в этой войне русский народ подтвердил своё мужество и свой героизм, показал пример самопожертвования во благо Родины. Война подарила нам много людей, имена которых будут навечно вписаны в русскую историю: Михаил Кутузов, Милорадович, Дохтуров, Раевский, Тормасов, Багратион, Сеславин, Горчаков, Барклай–де–Толли, Ермолов. А сколько еще неизвестных героев Отечественной войны 1812, сколько забытых имен!
Отечественная война 1812 года – это Великое событие, уроки которого не стоит забывать и сегодня. Наполеоновское нашествие было огромным несчастьем для России. В прах и пепел были обращены многие города. В огне московского пожара навеки исчезли драгоценные реликвии прошлого. Громадный урон понесли промышленность и сельское хозяйство. Впоследствии Московская губерния быстро оправилась от опустошения. В Смоленской и Псковской губерниях вплоть до середины века численность населения была меньше, чем в 1811 году. Но общая беда, как известно, сближает людей. В борьбе с врагом тесно сплотилось население центральных губерний, составлявшее ядро русской нации. Не только губернии, непосредственно пострадавшие от нашествия, но и примыкавшие к ним земли, принимавшие беженцев и раненых, отправлявшие ратников, продовольствие и вооружение, жили в те дни одной надеждой, одним делом. Это значительно ускоряло сложный и длительный процесс консолидации русской нации. Теснее сблизились с русским народом другие народы России.
М. И. Кутузов, в ком счастливо сочетались лучшие черты русского характера, не случайно оказался в центре событий. Выдвинутый народом, обществом, в тот год он стал по существу национальным лидером. В самом названии Отечественной войны как бы подчеркивается ее общественный, народный характер. В 1812 г. русское общество вновь взяло, как во времена Минина и Пожарского, дело защиты Отечества в свои руки. В борьбе с иностранными захватчиками Россия отстояла свою независимость и территориальную целостность. Сражение при Бородино было самым кровопролитным, самым ожесточенным из всех известных до того времени сражений. «Какое грустное зрелище представляло поле битвы! - писал в своем дневнике офицер наполеоновской армии Ложье, - Никакое бедствие, никакое проигранное сражение не сравняется по ужасам с Бородинским полем... Все потрясены и подавлены». Во время сражения, когда французам в ходе ожесточенных и кровопролитных схваток удалось захватить батарею И. Н. Раевского, генерал А. П. Ермолов с одним батальоном Уфимского пехотного полка и Оренбургским драгунским полком остановил покинувшие батарею части и повел их в контратаку. Батарея была освобождена от врага. За участие в этой операции 9 офицеров-драгун получили награды «За храбрость и неустрашимость». Генеральное сражение, которого столь долго ждал император Франции, завершилось для него бесславно. Не было ни трофейных знамен, ни пленных; в лагере Наполеона царило уныние и беспокойство за судьбу армии и исход кампании.
Русская армия одержала величайший успех над противником. Отмечая невероятную стойкость и доблесть своих воинов, Кутузов писал: «Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизни за свое отечество». Наши предки, проливая кровь, защищали свою Родину. Об этом мы должны всегда помнить, сохраняя память о героизме башкирских джигитов, укрепляя дружбу между всеми народами, живущими в нашем родном Башкортостане.
Выполняя свой патриотический долг, в боевых операциях русской армии приняли участие 28 башкирских полков, 17 полков, сформированных оренбургскими уральскими казаками, мищарским и тептярским населением края, ополченческие отряды из крестьян губернии, а также Уфимский пехотный полк. Башкиры и мещеряки участвовали и в заграничных походах русской армии и завершили свой боевой путь в Париже. Интересно отметить и тот факт, что в Германии, в городе Лейпциге есть памятник, который отражает битву народов с Наполеоном и среди прочих воспевает воинские заслуги башкир, а также оренбургских и уральских казаков. В Германии, в городке Шварц, на куполе церковной башни до сегодняшнего дня, как воспоминание о событиях тех лет, торчит стрела, выпущенная башкирским воином. Произошло это следующим образом: во дворе церкви 14 апреля 1814 года принц Карл Гюнтер выразил сомнение в эффективности данного вида оружия, тогда четыре башкира из отряда русского князя решили показать своё искусство стрельбы из лука. Условились, что будут стрелять по куполу церковной башни. Стрела одного из воинов вонзилась в купол, пробив достаточно прочную обшивку, и осталась там надолго. Надо отметить, что стрелы, выпускаемые башкирскими воинами, были очень метки и обладали поразительной дальностью полёта, за 15 сажень могли пронзить насквозь не только человека, но и лошадь. Деревянная стрела в куполе позднее была заменена на железную, которую до сих пор демонстрируют посетителям.
Отечественная война 1812года дала импульс к созданию выдающихся произведений литературы и искусства. Среди изобразительных произведений, посвященных башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года, центральное место занимает так называемая «Башкирская сюита» Александра Осиповича Орловского, художника широкого творческого диапазона, поляка по происхождению, чья жизнь была тесно связана с Россией. Первые произведения, составляющие башкирскую серию в творчестве Орловского, относятся, вероятно, к 1806 году, основная же их часть создается в 1812--1813 годах, хотя встречаются и более поздние работы. Орловский был одним из первых художников, обратившихся к изображению народов России, открыв тем самым «новый мир образов, считавшихся уделом бесстрастного этнографа». В его произведениях особенно ярко проявилось увлечение художника силой, смелостью, свободой движения богатырей. Характерной особенностью его творчества стали изображения лошадей, которые были зарисованы им с такой виртуозностью, которой не обладал ни один художник, работавший в России в то время.
В своих произведениях он с особым вниманием относился не только к передаче национальных особенностей лица модели, но и стремился проникнуть во внутренний мир человека. Тонкостью исполнения и психологической выразительностью отличатся его работа «Голова башкира» (1817, Варшава).
К одной из последних работ этой серии относится акварель «Всадник-башкир» (1823) из собрания Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова, наполненная романтическим пафосом, свойственным эпохе. Её большие размеры, скрупулезность изображения и обилие всевозможных деталей говорят о желании художника создать законченную картину. Орловский достоверно изображает оружие - лук и стрелы башкир, форму колчана, своеобразие одежды - халат, перевязанный кушаком, высокую рысью шапку, сапоги с загнутыми носами. Пытаясь предельно верно изобразить одежду, оружие и особенности лица, художник не остается в плену этнографии. Живые человеческие чувства, эмоциональная выразительность, которые он вложил в образ, создают основное достоинство его работы.
Изобразительные произведения, независимо от их видов, с одной стороны, сохраняют для нас исторический материал, позволяющий реконструировать прошлое, а с другой - знакомят с культурным и художественным наследием минувших веков.
Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 года, где по их словам, «доказывали преданность и усердие Отечеству». Французы отмечали их удивительную меткость и смелость. Боевые качества башкирских конников - смелость, решительность, бесстрашие и выносливость - отличали их во всех военных походах и сражениях. Они представляли собой довольно значительную военную силу, особенно когда действовали в привычных условиях - в лесах, степях и горах, где они были почти неуловимыми, угнаться за ними было невозможно.
Участие в многочисленных войнах в составе российской армии, в охране границ принесли славу башкирским воинам. Совместная служба, совместные походы с русскими казаками и солдатами способствовали воспитанию чувства солидарности и взаимопомощи.
Население края добровольными пожертвованиями оказало значительную помощь армии и населению освобожденных от французских захватчиков районов России.
Наполеоновский генерал де Марбо в своих мемуарах писал об огромном впечатлении, произведенном на французскую армию башкирскими воинами, которых за мастерское владение луками французы прозвали «амурами». «Эти новички, отмечал генерал, - еще совсем не знавшие французов, были так воодушевлены своими предводителями. Они, ожидая обратить нас в бегство при первой встрече в самый день своего появления, в виду наших войск кинулись на них бесчисленными толпами, но встреченные залпами из ружей и мушкетов, оставили на месте битвы значительное число убитых. Эти потери вместо того, чтобы охладить их исступление, только его подогрели. Они носились вокруг наших войск, точно рои ос, прокрадываясь всюду. Настигнуть их было очень трудно». В честь подвигов русских войск на месте сражения под Лейпцигом был сооружен памятник. За проявленную отвагу и мужество многие воины были награждены орденами.
Башкирская и казачья конницы вместе с армейской кавалерией помогали русским войскам в изгнании французов из Гамбурга, Эрфурта, Берлина, Веймара, Франкфурта-на-Майне. 1-й, 2-й, 5-й, 8-й, 9-й, 12-й, 13-й, 14-й, 15-й, 19-й башкирские полки, 2-й тептярский, 2-й мишарский, 3-й оренбургский казачий и Уфимский полки победоносно вступили в Париж. Воины этих полков получили серебряные медали «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и другие знаки отличия. Все участники Отечественной войны 1812 г. были награждены серебряными медалями «В память войны 1812».
Через века сохраняется память о мужестве и героизме российского народа. От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение задач по военно–патриотическому воспитанию в современной жизни, чтобы была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Хотелось бы, чтобы вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, давала свои положительные результаты. А именно: все ребята учились бы в школе с увлечением, и это, пожалуй, самое приятное, что может порадовать больше всего; чтобы ни один выпускник школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России.
При встрече с выпускниками, служившими в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лестные отзывы о работе школ по военно-патриотическому воспитанию. Ребята вспоминают, что с огромным желанием и интересом проводили уроки мужества, Дни воинской славы, участвовали в “Зарнице”, встречались с ветеранами войны и воинами запаса, участвовали в военно-спортивных состязаниях и других мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию. Высокий уровень овладения подростком личностным опытом патриотической деятельности является:
- эмоциональное выражение патриотических чувств, любовь к Родине в реальном поведении;
-переживания по поводу явлений патриотического характера как особая эмоциональная деятельность большой напряженности;
- заинтересованное отношение к возможности быть полезным в подготовке и проведении акций и дел патриотической направленности;
- сформированный опыт выражения собственного отношения к явлениям патриотического характера, а также к традициям и содержанию отечественной культуры;
- позиция «Я горжусь культурой, историей нашей страны»;
- осознанное стремление участвовать в различных мероприятиях патриотического характера (акциях, КТД, встречах, классных часах);
- в деятельности патриотического характера способность к присвоению ценностей и смыслов служения Отечеству; проявление ответственности, самостоятельности, творческой инициативы в делах патриотического характера;
- выбор позиции «Я готов, настроен и могу действовать на благо своей страны»;
- мотивация участия в военно–поисковой работе.
Работа поисковиков связана с большими физическими и моральными перегрузками. Это переходы по бездорожью, встречи с взрывоопасными предметами и, наконец, - человеческие останки… Самими ребятами введена традиция: кости солдат перед преданием земле обязательно обмывать чистой водой. Работа не для слабонервных. В дневнике участницы экспедиции, поднимавшей из болот Карелии останки моряков Ондозерского десанта, можно прочесть запись: « Пошла на раскоп мойщиком костей, а мыть не смогла, думала, что трудней рыться в яме, а вышло наоборот». Работы проходили в ноябре, внезапно пошел снег, подул пронизывающий ветер. Вынутые останки ребята обмывали талой водой, которую тут же вытапливали из снега в котелках. После этого аккуратно опустили в подготовленные ящики.
Спустя некоторое время, когда под Новгородом возникла необходимость омывать найденные в заболоченных лесах останки едва ли не семисот человек, от кого-то из посторонних прозвучало рацпредложение – «применить пожарный насос», ребята не поддались на искушение. За их терпением скрывается вполне гуманная мысль: кто обмывает кости погибших солдат своими руками, тот отдает последнюю дань павшим.
Отстаивая право наших детей на участие в военно–поисковых работах, педагогам нередко приходится спорить о жизни и смерти. «Смерть, - писал известный исследователь человеческой психики С.Л.Рубинштейн, - есть конец моих возможностей дать еще что–то близким людям, позаботиться о них. Она в силу этого превращает жизнь в обязанность, обязательство делать это в меру моих возможностей, пока я могу это делать. Таким образом, наличие смерти превращает жизнь в нечто серьезное, ответственное, в срочное обязательство, срок которого может истечь в любой момент. Это и есть серьезное, закономерное отношение к жизни, которое в известной степени является этической нормой».
В одной из экспедиций принимала участие профессор истории Уэлсли Колледжа, научный сотрудник Гарвардского университета Нина Тумаркин. Она призналась, что была поражена той «серьезной нежностью», с которой там под Ржевом российские ребята обмывали свои находки. « Было ли вам страшно?- спросили ее - Нет, не страшно – горько. Но зато я впервые поверила в ваше будущее. Эти дети станут прекрасными взрослыми». Ребята – поисковики быстро взрослеют, хотя и не теряют черт, присущих юности. Их взросление более всего заметно в ответственном отношении к тому, что делают, и к окружающим людям.
Любовь к Родине – это всегда любовь личная – моя, его, твоя. Каждый человек составляет свой образ, включая в него красоту природы, и древность истории, и традиционный быт, музыку и фольклор, сложность, мягкость и легкость человеческих отношений, добросердечность. Лицо России, большой территориально и величественной исторически, не может открыться в одном поколении, «оно в живой связи всех отживших родов…если будущее сомкнется с прошлым в живую цепь» (Г.П. Федотов).
Прошлое смыкается с будущим через человека, и, прежде всего, через его великие дела, мысли, поступки. Эти дела и составляют славу государства, страны, народа. И главное здесь – помнить, никого не оскорбить забвением, отдать дань уважения живущим.
Н.Б. Суркова,
заместитель директора
МОБУ гимназия № 5
(г.Давлеканово РБ)
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа