О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
Сегодня одной из главных задач обучения и воспитания является воспитание достойного гражданина. В формировании личности, воспитании этических норм подрастающего поколения в течение ряда веков народ руководствовался неписанными нормами, правилами, обычаями и традициями, сконцентрированными в устном народном творчестве. Такие человеческие качества, как героизм, самоотверженность, мужество и храбрость, цельность характера обусловливались и формировались спецификой народной жизни. Эти нравственные регуляторы имели огромное воспитательное значение, ибо они вобрали в себя и сохранили общечеловеческие нормы морали. Народ был основным носителем и хранителем этих ценностей.
Исходя из вышеизложенного, в настоящее время особо актуальной является возрождение у детей национального самосознания, воспитание у них любви к родному краю и гордости за него.
Известный психолог Л.М.Аболин считает, что основным условием усвоения человеком общественно выработанных духовно-нравственных особенностей является его включенность в «живую» событийную деятельность. Автор доказывает,что духовно - нравственное развитие должно представлять собой непосредственную включенность личности в целостную «живую» деятельность, задающую единство рациональной, пристрастной и духовно-нравственной регуляции. Он предполагает существование двух путей формирования и развития духовной (нравственной личности): становления индивида как культурно - исторического субъекта событийной деятельности, воспринимающего историю как свое прошлое и чувствующего ответственность перед своим будущим, которое зависит от его действия в настоящем; непосредственного общения с духовно- нравственной личностью, являющейся мерилом собственного поведения, этических оценок и суждения индивида.
Данный путь реализуется в преподавании учебных предметов путем отбора содержания и способов подачи учащимся учебного материала, отбора и построения соответствующей структуры воспитательных учебных программ.
Важным средством формирования этнокультуроведческой компетенции школьников является краеведческий материал. Краеведение не только учит школьников знать, любить родные места, но и побуждает интересоваться историей, литературой края, оно становится прекрасной школой воспитания гражданственности. Я думаю, что не может жить человек полноправной жизнью, не опираясь на исторический и культурный опыт предшествующих поколений.
Восстановить правду, ликвидировать «белые пятна» истории, вернуть доброе имя нашим соотечественникам, которые были несправедливо забыты или оклеветаны - тоже задача краеведения. Ведь воспитание историей - это прежде всего воспитание правдой.
Необъятна и уникальна традиционная культура каждого народа. Тысячелетиями формировались мировоззрение, уклад жизни, традиционные занятия, нормы этики и морали.
Интерес к прошлому своего народа, его традициям естественен у каждого человека в зрелом возрасте. Но когда ребенок уже с малых лет знакомится с духовным наследием своего народа, изучает историю, культуру родного края, он и сам растет духовно богатым, и мы должны ему в этом помочь.
Военно-патриотическое воспитание молодежи, подготовка подрастающего поколения к военной службе в современных условиях - это сложная, многоплановая работа, требующая систематической и целенаправленной деятельности государственных органов, общественных организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
Основной целью школы является сохранение и популяризация славных военно–исторических традиций башкирского народа, народов Башкортостана, организация и участие в республиканских праздничных мероприятиях; изучение и сохранение памяти о героях, содействие формированию у молодежи высокого патриотического сознания; внести посильный вклад в дело сохранения и изучения исторического, культурного наследия народов Республики Башкортостан; пропаганда и популяризация героического прошлого, традиций и увековечивание славных исторических героев башкирского народа; воспитание у подрастающего поколения и граждан республики уважения и любви к своему народу, краю, его историческому прошлому.
Многовековая история формирования башкирского народа неразрывно связана с воинской службой, защитой вотчинных земель от нашествий соседствующих народов. Воинская служба воспринималась башкирами не как принудительное мероприятие, а как естественное условие жизни. Принятие активного участия в защите своей земли, семьи, аула, общины, рода и всего края считалось благородным делом. Эти чувства у башкир воспитывались с раннего детства. Быть башкиром – это означало быть яугиром.
Юные джигиты осваивали все приемы национальной борьбы, учились владеть холодным оружием. Вершиной же ратного мастерства считалась стрельба тяжелыми стрелами из большого боевого лука. С малых лет лук был непременным спутником башкирских мальчиков. «Башкирцы, подобно предкам своим, имеют большую склонность к воинским упражнениям. Они все вообще искусно ездят верхом, большие мастера управлять пикой, стрелять из ружей и особенно из луков».
Умение вести активную оборону и стремительное наступление, способность преодолевать различные преграды переходило от поколения к поколению, от отца к сыну.
Преддверие празднования 200–летия с начала Отечественной войны 1812 – 1814 годов. В качестве примера можно показать подрастающему поколению самые яркие эпизоды той войны. Наши доблестные предки имели к происходившим два века тому назад событиям самое непосредственное отношение.
В 1812 году, когда началась Отечественная война, башкирский народ проявил массовый подъем, принимал самое активное участие, об этом писали свои книги известные историки П.Е.Матвиевский, А.Н. Усманов и А.З. Асфандияров. На помощь русской армии были отправлены 28 конных пятисотенных полков. Многие башкиры добровольно шли в ряды действующей армии. Башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства: не нужны ли их полки.
Башкиры – жители Южного Урала, опытные и выносливые всадники, привыкшие ездить не только по степи, но и по горам и лесам, оказались весьма подходящей силой для пополнения партизанских отрядов, действующих в то время на всех путях, ведущих к Москве. Бесстрашными и находчивыми партизанами проявили себя конники Башкирии в отрядах прославленных героев Отечественной войны Давыдова, Сеславина, Ефремова, Кудашева.
Выросшие в суровых условиях башкирские воины быстро осваивали уроки войны. Вслед за отступающей наполеоновской армией с донскими казаками атамана Платова в составе отряда полковника Кудашева по улицам разрушенной Москвы прошли воины 1 – го Башкирского полка, настигая отступающих французов.
Башкирские воины участвовали и в заграничных походах русских войск в 1813 -1814 годах: принимали участие в осаде и штурме Данцига, в сражениях под Берлином, Дрезденом, Лейпцигом, в изгнании французов из Гамбурга, Эрфурта, Берлина, Веймара, Франкфурта-на-Майне. Башкирские конники в Европе оставили интересную память о себе.
Закаленные в боях, башкирские воины, вооруженные луками и стрелами, отважно сражались с сильным, хорошо вооруженным врагом. За их примитивный на первый взгляд, оружие, французы, вынужденные признать в башкирских воинах достойного противника, называли их «северными амурами».
«Северные амуры» были храбрыми в бою, но миролюбивыми с местными жителями, милосердными и веротерпимыми к представителям других конфессий.
Известно, что в Веймаре, в доме Гете, есть башкирский лук и стрелы, подаренные неизвестным сотником автору «Фауста». Но неизвестно когда, при каких обстоятельствах и кем это было сделано.
Еще одна башкирская стрела хранится в Германии в Хайдекбургской крепости. Эта стрела была пущена в купол церкви, по разрешению священнослужителя, который не верил, что деревянная стрела вонзится в склепанный из медных листов купол…Но стрела легко вспорхнула, вонзилась в купол на середине. Стрела находилась над храмом пока не сгнила, когда же она упала, ее заменили на стальную, а сломленную поместили в крепость. 13 марта 1980 года в газете «Вечерний Берлин» была напечатана фотография этой стрелы в кровле храма с подписью: «Это стрела не амуров, а воевавших против Наполеона башкирских казаков».
Сознание своего вклада в разгром сильного врага возбуждало чувство гордости у башкирского народа, и оно нашло яркое выражение в его творчестве. Создавались песни, баиты, легенды и предания, которые проникнуты бодрыми, жизнеутверждающими мотивами, чувствами ненависти к врагу и гордости за выполнение своего долга перед Родиной, идеями дружбы и братства между народами. Тема Великой Отечественной войны 1812 года много и ярко освещается в таких школьных дисциплинах, как русская литература, история, культура и история Башкортостана с 5 по 11 класс. Благодаря творчеству выдающихся ученых, поэтов и писателей учащиеся хорошо осведомлены о ратных подвигах своих предков в той священной войне. Сегодня можно с уверенностью сказать, что современная школа успешно справляется с поставленной перед собой задачей – беречь молодежь от социальной апатии, бездуховности. Дети с большим желанием участвуют в мероприятиях, посвященных военно – историческим датам, на примере которых формируют свои высокие духовные качества, учатся преодолевать жизненные трудности, борются со злом и несправедливостью, готовятся стать достойными гражданами и патриотами своей Родины.
Достижения прошлого, насущные потребности современности и задачи будущего находятся в непрерывном взаимодействии, т.к. в идеях и проблемах, с которыми мы соглашаемся и которые преодолеваем, живут идеи и труды вчерашнего дня. В современном мире происходит своеобразная интернаци-онализация культур. Все это приводит к взаимопроникновению культур. Речь идет о формировании морали добрососедства, доброжелательности, учета взаимных интересов, бескомпромиссного признания нрава каждого человека на свободу равноправия.
ЛИТЕРАТУРА
Усманов А.Н. Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года. УФА,1964.С.57-58.
Башкирия в русской литературе.1том. башкирское книжное издательство.1989.Уфа. С.322-326.
Матвиевский П.Е.Оренбургский край в Отечественной войне 1812года. Исторические очерки. Оренбург.1962.С.150.
Шаяхметов И. Воспитание воина – патриота в башкирской народной педагогике. Журнал «Ватандаш».2010. №8. С.61-70.
Булатова З.А. Нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики. Монография.2011.Уфа. ИРО РБ.
Хакимов Р. Северные Амуры.- Уфа, 1967.
Е.В.Яковлева учитель истории, МОУ СОШ №1 с. Ермолаево
(Куюргазинский район РБ)
- Победа россии в отечественной войне 1812 года над францией как исторический феномен
- Современный взгляд на сущность военной стратегии россии первой четверти XIX века
- «И в москве бывали мы, и париж видали мы …»: о вкладе народов башкортостана в победу в отечественной войне 1812 г.
- Литература
- Боевая деятельность башкирских полков в отечественной войне 1812 года. От начала войны до бородинского сражения
- Литература
- Памятные даты россии в воспитательной работе учителей истории и обществознания
- Литература
- Исторический феномен «советского патриотизма» и социокультурные практики современной россии
- Литература
- Историографический обзор участия оренбургского казачества в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.
- Литература
- Секция 1. Отечественная война 1812 г. В судьбах народов Южного Урала
- Родословная участника отечественной войны 1812 года федора никитича черникова-онучина
- Башкирские воины – участники военных действий отечественной войны 1812 года
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Отечественная война 1812 года в судьбах моих земляков
- Патриотический подъём народов южного урала во время отечественной войны 1812 года
- Литература
- Документы об участии народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Дипломатическая деятельность м.И. Кутузова (к вопросу о личностном подходе в преподавании истории)
- Деятельность оренбургского военного губернатора г.С. Волконского в 1812 году в отечественной историографии
- Литература
- Башкирские народные песни об отечественной войне 1812 года
- Геройство южноуральцев в борьбе с наполеоном
- Народы южного урала в отечественной войне
- 1812 Года
- Была ли отечественная война 1812 года для башкир «отечественной»?
- Литература
- К вопросу о состоянии материальной части артиллерийских рот на южном урале накануне отечественной войны 1812 года
- Литература
- Патриотические чувства в башкирских легендах и песнях об отечественной войне 1812 года
- Славный путь башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Он был в смоленске щит, в париже – меч россии
- Отечественная война 1812 года в башкирских песнях и преданиях
- Религия и искусство башкир после отечественной войны 1812 года
- Башкиры в отечественной войне 1812 года
- Горные заводы южного урала в отечественной войне 1812 г. И заграничных походах русской армии
- Литература
- Патриотические чувства и мысли башкирского народа в исторических песнях периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Подвиги народов южного урала в отечественной войне 1812 года
- Характеристика чиновников оренбургской губернии – участников войны 1812 года и заграничных походов русской армии
- Литература
- Некоторые подробности событий, связанных с Бородинской битвой.
- Смелость башкирских воинов в отечественной войне 1812 года
- Народы нашего края в отечественной войне 1812 года
- Вечный памятник мужества башкир в отечественной войне 1812 г.
- Секция 2. Теоретические, методологические и методические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- В процессе обучения истории
- Баязит Бикбайҙың “Ҡаһым түрә” драмаһында “намыҫ” концептының бирелеше
- Некоторые аспекты изучения событий отечественной войны 1812 г. В курсе истории в вузах
- Методические аспекты изучения истории отечественной войны 1812 г. В школьном курсе
- (.Х9кимовты4 тарихи романдарында фольклор элементтарыны4 стилистик 3улланышы
- Теоретические аспекты изучения событий Отечественной войны 1812 г. В школьном курсе отечественной и региональной истории
- Литература
- Отечественная война 1812 года в курсе всеобщей, отечественной и региональной истории
- Отражение событий отечественной войны 1812 года в произведениях м.Ю. Лермонтова
- Литература
- Интегрированный урок из элективного курса «Отечественная война 1812 года» ( история, мхк, история и культура Башкортостана)
- Партизанское движение в войне 1812 года (разработка урока)
- Отечественная война 1812 года в школьном историческом образовании
- Отечественная война 1812 года (урок истории, 8 класс)
- Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала
- Литература
- Произведения изобразительного искусства, посвящённые башкирским воинам периода отечественной войны 1812 года
- Литература
- Использование краеведческого материала при изучении войны 1812 года на уроках истории России
- Формирование гражданственности обучающихся на уроках историко-обществоведческого цикла
- Отечественная война 1812 года во внеклассной работе
- Война 1812 года и дальнейшее развитие патриотической идеи в России
- «Северные амуры» на уроках истории и культуры Башкортостана
- Отечественная война 1812 года в башкирской фольклористике
- Литература.
- Воспитание патриотизма на уроках литературного чтения
- Разработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
- 1. Вторжение Наполеона в Россию.
- Анализ содержания учебников для 8 класса по теме: «Отечественная война 1812 г.» (Взгляд учителя-практика)
- Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории
- Секция 3. Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Воспитание гражданственности подрастающего поколения
- Литература
- Воспитываем гражданина и патриота
- Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
- Литература
- Патриотическое воспитание школьников в современных условиях
- Патриотические традиции башкир как основы гражданского и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: философско-исторический анализ
- Литература
- Воспитание патриотизма через чувства и переживания
- Проблема военно-патриотического воспитания, её понимание и подход к решению
- Литература
- Из школьного опыта по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Литература
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Организация и проведение военно-спортивного праздника, посвященного 200-летней годовщине отечественной войны 1812 г.
- Воспитание патриотизма у школьников на примере Отечественной войны 1812 года
- Изучение отечественной военной истории как неотъемлемая составляющая военно-патриотического воспитания
- Патриотическое, гражданское воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
- О духовно-нравственном воспитании в школе
- Значимость башкирских исторических народных песен в воспитании патриотизма в свете 200-летия отечественной войны 1812 года
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся через использование проектной деятельности на уроках истории
- О значении патриотического воспитания в школе
- Литература
- «У войны не женское лицо, однако, еще ни одна война не прошла без их участия»
- Вклад туймазинцев в Великую Отечественную войну
- Патриотическое воспитание в нижнетроицкой средней школе
- Литература
- Формирование патриотизма у учащихся оренбургской области на уроках истории и во внеурочное время на примерах отечественной войны 1812 г.
- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых»
- Современные требования к гражданскому воспитанию молодежи
- Документальные материалы о великой отечественной войне на территории башкортостана
- Люди нашего села
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах военной истории России и Урала
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Некоторые аспекты истории возникновения и развития отношения государства к проблемам детей-сирот и детских домов
- Литература
- О воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Истоки патриотизма
- О современных требованиях к патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории
- Патриотизм народов Южного Урала в Отечественной войне 1812 года в воспитании подрастающего поколения
- Патриотизм народа на примере Отечественной войны 1812 года
- Литература
- Герои нашего времени (Герои России – уроженцы Республики Башкортостан)
- Гражданско–патриотическое воспитание молодежи в свете славных боевых традиций Вооруженных Сил, примеров мужества и героизма защитников Отечества
- Основные меры правительства Башкирской Автономной Советской Социалистической республики по вопросам социального обеспечения населения в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
- Литература
- Из опыта работы гуо «Общеобразовательная средняя школа № 7 » г. Борисова по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся
- Использование возможностей межпредметных связей в воспитании патриотизма в общеобразовательной школе
- Литература
- Воспитание молодежи на примерах совместного патриотического прошлого истории России и Башкортостана
- О Гражданско – патриотическом воспитании молодежи
- Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников
- Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года
- Военно-исторический клуб «северные амуры» – активный пропагандист воинской славы башкирского народа
- Влияние личности учителя на нравственно-патриотическое воспитание учащихся
- Литература
- О военно-патриотическом и гражданском воспитании подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала
- Формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции, воспитание гражданственности и духовности
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся в мобу ги с. Новотаймасово
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература.
- Роль школьного музея в системе патриотического воспитания учащихся
- Современные требования к патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на примерах военной истории россии и урала.
- Совместная творческая работа в школьном краеведческом музее
- 3. Научно-методические семинары:
- 5. Конкурсы ученических проектов:
- 6. Общешкольные мероприятия, посвященные юбилейной дате:
- 7. Проведение проектной недели в школе:
- 8. Классные часы:
- 9. Работа с родителями:
- 10. Список рекомендуемой литературы:
- Электронные журналы.
- Электронные каталоги и библиотеки.
- Меры, принимаемые к гражданам, уклоняющимся от трудовой мобилизации в Башкирской асср в годы Великой Отечественной войны.
- Роль краеведческой научно-исследовательской работы в системе патриотического воспитания обучающихся
- Литература.
- Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Роль школьного музея в патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников
- Задачи музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Историко-этнографические экспедиции как направление научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования
- Литература
- Практика музейной работы в системе патриотического воспитания
- Школьные музеи – центры воспитания патриотизма
- Организация исследовательской деятельности учащихся как основа формирования творческой личности
- Исследовательская деятельность на уроках истории
- О методике организации научно-исследовательской деятельности в школе
- Литература:
- О роли исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Литература
- Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
- Литература
- Роль школьного музея в воспитании патриотизма учащихся
- Использование методических приемов музейной педагогики на уроках истории и культуры башкортостана
- Школьный музей – хранитель и носитель историко-патриотического наследия
- Организация исследовательской работы по истории великой отечественной войны в начальных классах.
- Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
- Литература:
- Формы и методы исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Об опыте музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Методика организации и проведения поисковой работы «Следы войны в моем роду»
- Краеведческие исследования в образовательных учреждениях
- Литература
- Организация учебно-исследовательской, краеведческой деятельности на основе проектного обучения средствами музейной педагогики
- Литература
- Опыт поисковой деятельности
- Музейная и поисково-исследовательская работы в системе патриотического воспитания учащихся
- Формирование патриотизма и личностных качеств учащихся на основе исследовательского метода обучения
- Программа деятельности школьного краеведческого музея
- Музейная педагогика – один из важнейших элементов воспитательного процесса в школе
- Литература
- Школьный музей - задачИ, роль и значение в системе патриотического воспитания обучающихся
- Музей как средство патриотического и духовно-нравственного воспитания в поликультурном пространстве вуЗа