logo search
TOiPT_Sytina

Подходы к определению процесса обучения

ПО – «это общение, в процессе которого происходят управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности».

Само слово дидактика восходит к древнегреческому didakticos – изучающий (обучающий, поучающий), относящийся к обучению. Я.А.Коменский определял дидактику как «всеобщее искусство всех учить всему».

Значение этого педагога заключается в том, что он впервые выдвинул задачу – всех учить всему и дал последовательное изложение принципов и правил обучения детей. Главная задача дидактики, по Я.А.Коменскому, заключалась в том, чтобы раскрыть тот естественный порядок вещей в обучении, который всегда приводит к успеху.

Горячим борцом за просвещение народа, за свободное развитие каждого человека, за идею всемерной активности ребенка выступил Жан Жак Руссо(1712-1778). Критикуя современное ему школьное обучение за книжный характер, отрыв от жизни и скованность действий школьника, Руссо выдвинул концепцию обучения, опирающегося на потребности ребенка и на его непосредственные запросы.

Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах великого швейцарского педагога - демократа Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1825). Его дидактика неразрывно связана с педагогикой. Высшую цель воспитания Песталоцци видит в том, чтобы пробуждать дремлящие силы народа, развивать в нем уверенность в своих силах. Обучение Песталоцци считал важнейшим путем воспитания. Общее образование, по его мнению, должно предшествовать специальному. Цель обучения – в развитии человечности, в воспитании трудолюбия.

Прогрессивные идеи, которые были выдвинуты А.Я. Коменским, Ж.Ж. Руссо и И.Г.Песталоцци, разрабатывались позднее А. Дистервегом и многими другими мыслителями.

Интересно также рассмотреть взгляды Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841) . Гербарт внес определенный вклад в процесс становления педагогики как науки. Он различал педагогику как науку и как искусство воспитания. В дидактике Гербарта выдвинуты на первый план очень важные проблемы, высказаны и обоснованы интересные положения. И все же ему не удалось создать научную дидактику, что объясняется, прежде всего, идеалистическо-метафизической его философией.

В противовес авторитарной дидактике И.Ф. Гербарта и его последователей создавалась дидактика Дж. Дьюи (1859-1952) – американского философа, психолога и педагога, основателя педагогики прагматизма, автора теории дидактического утилитаризма, автора свыше 3 тыс. научных работ. Дидактика Дж. Дьюи стала на рубеже 19-20 вв. основой новой прогрессивистской школы, которая учитывала интересы учащихся, заботилась о развитии их интеллекта, чувств, воли, давала возможность свободной творческой деятельности, поэтому эту дидактическую систему ещё называют прогрессивистской, процентристской или «обучением путём делания ».Дж. Дьюи разработал основные положения дидактической концепции такой новой школы. Эта дидактическая концепция выработалась в ходе педагогического эксперимента в г. Чикаго в экспериментальной школе, основанной им в 1896 г.

В этих условиях развернулась исключительно плодотворная деятельность великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1824- 1870). Важнейшей категорией педагогики Ушинский считал цель воспитания, заключающуюся в том, чтобы дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу и превратилась бы в цель жизни. Эта цель никак не противоречит природе ребенка, а полностью созвучна с нею.

Основное положение традиционной дидактики гласило, что усвоение знаний возможно тогда, когда оно опирается на достигнутый ребенком уровень психического развития. Ныне обосновано другое положение – обучение наиболее плодотворно, когда оно происходит на незавершенных циклах умственного развития, т.е. когда оно подталкивает развитие и пролагает ему дорогу (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.В.Занков и др.).