logo search
сборник Отечественная война 1812 г

Формы и методы организации патриотического воспитания подрастающего поколения на примере истории Отечественной войны 1812 года

В воспитании патриотизма у подрастающего поколения современному учителю необходимо уметь заинтересовать учащихся изучением истории своего народа, историей предков, необходимо поднимать авторитет дедов и отцов в глазах детей. Для достижения этих целей, современный учитель должен быть не только учителем с огромным багажом необходимых знаний, но и талантливым, изобретательным актером, режиссером; мудрым, мыслящим, умным, чутким другом. Он должен уметь применять разные варианты преподнесения учебного материала, учить учащихся думать, анализировать; направлять их самих добывать необходимые знания.

Еще дореволюционный и советский методист Б.Н.Жаворонков писал в середине 20-х годов XXвека: педагог в школе «… не искусный вещун готовых знаний, которые должен ученик в готовом виде проглотить, он только организатор, и это гораздо важнее, он помощник в самостоятельной работе учеников» ( Б. Жаворонков. Работа обществоведа. Л., 1926.С.5.)

Одним из элементов воспитания патриотизма, безусловно, является изучение истории войн, где участвовали близкие, родственники самих учащихся.

По программе преподавания истории и культуры Башкортостана история Отечественной войны 1812 года изучается в 8 классе.

С целью патриотического воспитания учащихся на примере истории Отечественной войны 1812 года, можно начинать целую проектную работу по теме «Патриот», проводить ее среди учащихся 8- 11 классов, в которую можно включать такие мероприятия, касающиеся изучения истории Отечественной войны 1812 года:

- проведение интересных уроков, которые должны вызывать у учащихся свои собственные мнения, вопросы. Необходимо применять соответствующие возрасту возможные методические приемы уроков, таких, как: просмотры видеофильмов про Отечественную войну 1812 года; работы над документами; работы с контурными картами; выполнение карточек заданий с различными заданиями; ответы на тестовые вопросы; проведение взаимоопросов учащихся; проведение цифровых диктантов;

- проведение бесед на темы: какова была бы судьба наших предков и нас тоже, в случае победы Наполеона. Учащиеся, ответив на этот вопрос, глубже проникнут в ситуацию, историческую эпоху, поймут, как важна была победа. Или же на тему « Готов ли ты, в случае необходимости принести себя в жертву, ради спасения жизни других?» «Как себя чувствовали солдаты, шедшие на смертельную схватку?» «Какие вопросы и сомнения могут мучить человека, который шел на смерть?» Поставив себя на место солдата, идущего на бой, ощутить его состояние;

- проведение круглых столов на темы: жизнь населения на западе и в России во времена Отечественной войны 1812 года;

- проведение конкурсов среди рядов учеников одного класса на описание той или иной ситуации из истории одной битвы, включая внешний вид, вооружение солдат, командующих. Учащиеся перечисляют элементы;

- конкурс рисунков;

- конкурсы кроссвордов, чайнвордов на тему отечественная война 1812 года;

- конкурс строевой песни;

- конкурсы стихов, сочинений;

- читательские конференции на тему « Отечественная война 1812 года в литературе»;

- конкурсы сценок - постановок по произведениям известных писателей об Отечественной войне 1812 года;

- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;

- походы в музеи;

- изучение своего родословного, выявление участников Отечественной войны 1812 года среди своих предков;

- конкурсы на узнавания той или иной известной личности, героя войны;

- рефераты о войне, об участниках Отечественной войны 1812 года;

- презентации о войне; о генералитете, об их биографиях;

- конкурсы классных стенгазет, журналов среди параллельных классов;

- конкурсы ведущих, тележурналистов;

- исследовательские работы на темы: «Военная форма башкир-участников Отечественной войны 1812 года»; «Вооружение воинов Отечественной войны 1812 года», «Воины Отечественной войны – наши земляки» и.т;

- провести итоговый вечер, посвященной победе в Отечественной войне 1812 года;

Программу вечера можно построить так:

1. Выступление ведущего с кратким сообщением целей вечера;

2. Интеллектуальная игра «Поле чудес», посвященная Отечественной войне 1812 года;

3. Награждение победителей конкурсов, сопровождая концертными номерами;

И.И. Шаяхметов,

научный сотрудник Республиканского

музея Боевой Славы МК РБ,

руководитель ВИК «Северные амуры» РБ (г. Уфа)