logo search
коррекционная педагогика стр

8. Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей

Множество нарушений у человека затрудняет их клас­сификацию. Существуют различные классификации, а также основания для этих классификаций. Наиболее рас- пространенными основаниями являются следующие:

  1. причины нарушений;

  2. виды нарушений с конкретизацией их характера;

  3. последствия нарушений, которые сказываются в даль-

нейшей жизни.

По характеру нарушений различают следующие ка­тегории лиц:

  1. глухие;

  2. слабослышащие;

  3. позднооглохшие;

  4. незрячие;

  5. слабовидящие;

  6. лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

  7. лица с нарушением эмоционально-волевой сферы;

  8. лица с нарушением интеллекта;

  9. лица с задержкой психического развития (трудно- обучаемые);

  10. лица с тяжелым нарушением речи;

  11. лица со сложными недостатками развития.

Есть более обобщенная классификация. В ее основе — группировка вышеуказанных категорий нарушений в со- ответствии с локализацией нарушения в той или иной си- стеме организма:

  1. телесные (соматические) нарушения;

  2. сенсорные нарушения (слух, зрение);

  1. нарушения деятельности мозга (умственная от­ сталость, нарушения движений, психические и ре­ чевые нарушения).

По причинам возникновения нарушений различают:

1) врожденное нарушение развития;

218

219

  1. несчастный случай, стихийное бедствие;

  2. дорожно-транспортное происшествие;

  3. экологию; болезнь и др.

Знание происхождения нарушений, времени и особенность их возникновения предоставляют педагогу необходимые ис­ходные данные для планирования индивидуальной програм­мы специальной педагогической деятельности.

Наиболее распространенной является классификация Б.П. Бузанова и В.А. Лапшина.

1. Дети с нарушением слуха и зрения:

1) с недостатками слуха;

а) глухие (неслышащие) дети;

б) слабослышащие (тугоухие) дети;

2) со стойкими дефектами зрения:

а) слепые (незрячие) дети;

б) слабовидящие дети.

2. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психи­ ческого развития:

1) умственно отсталые;

а) олигофрения;

б) деменция;

2) интеллектуальная недоразвитость:

а) идиотия;

б) имбецильность;

в) дебильность;

3) с задержкой психического развития (ЗПР):

а) ЗПР конституционного происхождения;

б) ЗПР сомагенного происхождения;

в) ЗПР психогенного происхождения;

г) ЗПР церебрастенического характера.

3. Дети с тяжелыми нарушениями речи:

  1. нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, та- хилалия, заикание, дислалия, риполалия, дизартрия, ала- лия, афазия);

  2. нарушения письменной речи (дислексия, десерафия).

4. Дети с нарушением опорно-двигательной системы

(ДЦП).

5. Дети со смешанным (сложным) дефектом (умственно от-

сталые, неслышащие или слабослышащие; умственно отеталыe слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т. д.)

6. Дети с искаженным развитием—психопатией (стой- кий дисгармонический склад психики), с патологией вле­ чений.