Профессиональное просвещение
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда [Кулагина И. Ю.,1996].
Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
Одним из видов получения проинформации может служить знакомство подростков с профессиограммой. Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку. [Романова Е. С.,2006]
Перед профпропагандой ставиться задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое.
Профессиональная консультация учащихся.
В широком смысле слова профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности [Кулагина И. Ю.,1996].
Психологическая помощь индивиду, находящемуся в состоянии субъективного затруднения относительно своей профессиональной карьеры, осуществляется по преимуществу двумя способами: через индивидуальную работу с ним консультанта (не только профконсультанта) и через работу в группах под руководством тренера. При известной схожести этих способов – результат достигается аналогичный – они имеют и существенные различия.
В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа - первичная профконсультация и углубленная профконсультация. [ Овчарова Р. В. 1993]
При проведении первичной профконсультации прежде всего необходимо определить, насколько запрос консультируемого (т. е. то, в чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности. Для диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно проведения профориентационной беседы [Митина Л. М., 1998]
Профессионально ориентационная беседа помогает оптанту ответить на вопросы: кто я? Какой я? Зачем я? Кем я могу быть? Кем я хочу быть? Как осуществить наличные планы?
А также в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом консультации является формирование профессионального плана оптанта, повышение степени осознанности и ответственности выбора. [Овчарова Р. В. 1993]
Но в большинстве случаев требуется углубленная профконсультация, которая включает в себя проведение комплексного диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих определить: ценностные ориентации и установки; ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения; уровень сформированности представлений о профессии; уровень развития самооценки; способности, склонности и интересы; уровень развития профессиональной мотивации; личностные особенности; реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.).
Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, как правило бывает достаточно, чтобы определить специфику психологических проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультированием позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления предполагаемой психологической проблемы.
Обобщение данных дает возможность воздействовать на учащихся не только в целях профориентации, но и развития личности в целом.
В любой профессиональной консультации специалист задает вопросы, систематизирует, анализирует ответы, характеризующие личность, дает советы, несет ответственность за их последствия. Большое значение имеют анализ и интерпретация полученных при диагностике данных. Результаты исследований, проведенных консультантом, должны помочь школьнику осознанно, объективно, правильно оценить себя и найти наиболее эффективные формы самосовершенствования.
С целью активизации мышления школьника и получения дополнительной информации консультант задает проблемные вопросы. Объективность профконсультации зависит во многом от взаимного доверия консультанта и оптанта. Необходимо стимулировать у школьника положительные эмоции. Общий эмоциональный фон имеет большое значение. Консультант должен всесторонне и исчерпывающе проводить необходимые эксперименты, помочь школьникам, например, понять свои недостатки, отрицательные черты характера и в доверительной форме указать возможности их устранения.
Консультант дает только общие советы, пояснения, на выбор профессии он не влияет, если для этого нет каких-либо медицинских и прочих оснований. В одних случаях необходимо оказать помощь в самооценке, в других ¾ требуется углубление и расширение работы по формированию профессиональной направленности к уже сделанному выбору, в некоторых случаях (в связи с выявленными психофизическими качествами) ¾ перестраивать профессиональный выбор.
Помимо индивидуальной формы работы с подростками имеют место групповые технологии для решения проблем профессионального самоопределения. Н. С. Пряжниковым разработаны активизирующие профконсультационные методики, адекватные целям профессионального самоопределения. Приведем краткий обзор этих методик. [Пряжников Н. С., 1997]
Профориентационные игры с классом предназначены для работы с учащимися 7 – 11-х классов. Так, например, итогом игры «Спящий город» является формирование умения принимать профориентационные решения и развитие ответственности за свое профессиональное будущее. [Зеер Э. Ф., 2006]
Игровые профориентационные упражнения основаны на весьма продуктивной методике. Участники рассаживаются в круг (по 8 – 15 человек), что делает упражнение внешне похожим на занятие психотерапевтических групп. При проведении игр профконсультант должен обладать определенным уровнем психотерапевтической культуры: не навязывать своего мнения, всячески демонстрировать свою поддержку и эмпатию участникам, организовывать их реальное взаимодействие, создавать условия для самовыражения всех участников группы и т.д.
Н. С. Пряжников предлагает следующие игровые профориентационные упражнения: «Профессия на букву…», «Автопортрет», «Человек-профессия», «Кто есть кто?», «Звездный час» и др.. [Зеер Э. Ф., 2006]
Карточные профконсультационные методики являются, по утверждению Н. С. Пряжникова, высоко эффективными технологиями. Данная технология весьма продуктивна при проектировании профессиональной судьбы. Средством построения образа жизни служат профконсультационные игровые карточки. В них приводятся образцы решения проблем профессионального становления, а также образцы наиболее привлекательных профессий. Примерами таких методик являются «Стратегия», «Шанс», «Карьера» и др. [Зеер Э. Ф., 2006]
Профессиональный отбор (подбор) учащихся.
Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого - выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям [Кулагина И. Ю., 1996].
Профессиональная пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требования [Кулагина И. Ю., 1996]. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность.
Социально-профессиональная адаптация молодежи.
Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.
В профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую.
“Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия” [Кулагина И. Ю., 1996].
“Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п.” [Кулагина И. Ю., 1996].
Профессиональное воспитание учащихся.
“В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:
1. Период поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).
2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).
3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии)” [Кулагина И. Ю., 1996].
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
- Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
- Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
- 29 Декабря 1995 г. № 223-фз
- Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
- Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
- Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
- Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:
- Категории обслуживаемого населения
- Ветераны: ветераны, участники и др. Вов, Афганистана, ветераны труда, ветераны военной службы, ветераны государственной службы;
- Виды социальной помощи и услуг
- Центры социального обслуживания (цсо)
- Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
- Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.
- Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.
- Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
- В) просвещение
- В) просвещение
- Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
- Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.
- Методы работы социального педагога
- Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
- 1. Общие положения.
- 2. Функции
- 3. Должностные обязанности
- 6. Взаимоотношения. Связи по должности
- Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
- 1. Сбор первичной информации.
- 2. Исследование особенностей функционирования семьи.
- 3. Определение цели работы.
- Ведения документации социальным педагогом.
- Формы работы социального педагога с семьей
- Методика работы с различными категориями семей.
- Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.
- Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
- Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
- Виды социально-педагогических технологий.
- Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
- Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.
- Методика диагностики личности
- Методика диагностики семьи
- Методика диагностики подростковых и юношеских групп
- Методика диагностики микросреды
- Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.
- Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.
- Профессиональное просвещение
- Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).
- 1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
- 2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
- 3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
- Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
- Этапы ведения консультативной беседы
- Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
- Этап 2. Распрос клиента.
- Деятельность консультанта на подэтапе
- Этап 3. Оказание воздействия
- Деятельность консультанта на подэтапе
- Этап 4. Завершение консультативной беседы
- Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
- 60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
- 61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.
- Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
- 62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном