Виды социально-педагогических технологий.
Известно множество социально-педагогических технологий, однако их классификация пока не разработана. Рассмотрим классификацию предлагаемую Мардахаевым и Галагузовой. Ими были выделены следующие основания и критерии для проведения классификации:
1. Тип технологии - является основным критерием.
Общие технологии ориентированы на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его социально-педагогической проблемы и ее разрешению.
Частные технологии - на решение определенной частной цели, задачи.
2. Назначение технологии - в зависимости от основной цели:
направленное целевое назначение — технологии развитии, воспитания; педагогической коррекции; профориентацией ной работы и др.;
комплексное назначение — технологии, предполагающие достижение одновременно нескольких целей.
3. Субъект применения - в зависимости от индив-ых возможностей специалист:
уровень профессионализма — начинающий, имеющий опыт работы, высококвалифицированный специалист;
специализация социального педагога— по направлению деятельности, по работе с определенной возрастной группой и др.
4. Объект применения - в зависимости от характеристики объекта деятельности:
социальная — ученик, студент, семья, родитель и др.;
возрастная — ребенок, подросток, юноша и др.;
личностная (то характерное в объекте, что обусловливает необходимость социально-педагогической работы с ним) — характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное состояние и др.;
количественная — отдельная личность, группа, коллектив;
5. Место применения - в зависимости от того, в каких условиях наиболее целесообразно их применение: образовательное учреждение; специализированный центр и др.
6. Способ реализации - критерием по данному основанию выступает основной способ достижения цели — ведущий метод (игра, деятельность, психодрама, консультация и др.); совокупность основных методов(построенные на определенной последовательности, взаимосвязи группы методов); авторские методики (воспитание в коллективе А.С.Макаренко.
Изложенные основания и критерии классификации позволяют выделить основные социально-педагогические технологии, которые делятся на два типа — технологии общие и технологии частные.
Социально-педагогические технологии общего типа (общие социально-педагогические технологии). Это технологии, включающие полный цикл социально-педагогической работы с клиентом, группой.
Эти технологии могут иметь как направленное целевое, так и комплексное назначение. Комплексные технологии общего типа обусловлены тем, что довольно часто социальным педагогам приходится решать комплекс задач, обусловленных различными причинами и прежде всего отклонениями в развитии и воспитании человека. В этом случае и возникает потребность в комплексной социально-педагогической помощи.
Каждая из технологий имеет свое содержание и требует учета особенностей ее реализации.
По субъектному применению такие технологии ориентируются на специально подготовленного специалиста, чаще всего — на группу специалистов и на его (их) специализацию и профессиональную подготовку.
Каждая технология общего типа ориентирована также на определенную категорию объекта применения с учетом его социально-педагогических проблем и индивидуальных возможностей их разрешения. К таким технологиям социально-педагогической работы относятся:
а) социально ориентированные б) возрастные в) групповые
г) индивидуально ориентированные — это технологии индивидального развития, воспитания ребенка с определенной патологией, определенного возраста; индивидуально-коррекционное развитие и др.
По месту реализации общие технологии часто предусматривают определенные условия, обеспечивающие решение конкретных функциональных задач, а поэтому они могут применяться только в специально подготовленных центрах, аудиториях, лабораториях и т.п.ипо способу реализации.
Социально-педагогические технологии частного типа(частные социально-педагогические технологии). Эти технологии выделяются из структурных компонентов общей технологии либо из частных видов деятельности социальных педагогов. К таким технологиям относятся:
1. Диагностические социально-педагогические технологии- предназначены для постановки диагноза. Они применяются для оценки явления, уровня социально-педагогической запущенности объекта, степени отклонения и пр.
В зависимости от целевой направленности различают и диагностические технологии.
Субъект применения. Для реализации любой диагностической технологии необходима специальная подготовка специалиста.
Объект применения. Методика диагностики обычно ориентирована на определенную область практического применения. В зависимости от объекта диагностики формируется банк технологий, дифференцированных по способам и средствам реализации. Это могут быть социологические или психологические методики с использованием специальных бланков.
Место реализации.Диагностические технологии используются, как правило, в специальных центрах, консультационных пунктах.
2. Диагностика-прогностические социально-педагогические технологии — не только выявление и диагностирование индивидуальных особенностей клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуального развития. В основе прогностической деятельности лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития.
По назначению диагностико-прогностичсские технологии также могут быть различными. Они определяются как объектом, субъектом так ицелямидиагностико-прогностического анализа.Способы реализациидиагностико-прогностической технологии определяются основными методиками, обеспечивающими проведение диагностики и прогнозирования и их взаимосвязь.
3. Прогностическую часть социально-педагогической технологиии выбор оптимальной технологии (целевой технологии социально-педагогической деятельности). Это определенная практическая деятельность (методика), которая направлена на выбор наиболее оптимальной для конкретного случая технологии социально-педагогической деятельности по реализации проблемы (проблем) клиента. Как правило, в каждом социально-педагогическом учреждении складывается своя технология деятельности; каждый специалист (социальный педагог) вырабатывает свою методику работы с клиентом (объектом). Методика выбора оптимальной технологии определяется своеобразиемцелевой технологии, профессиональной компетентностью субъектаи индивидуальными особенностямиобъекта, а такжеместомее реализации.
4.Непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии(технология и методика непосредственной подготовки к социально-педагогической работе с клиентом). Такая технология включает комплекс мер, направленных на то, чтобы обеспечить необходимое качество реализации выбранного способа деятельности с конкретным объектом. По своей сути непосредственная подготовка, помимо решения комплекса материальных, технических, организационных и методических мер, предусматривает уточнение ее с учетом исполнителей (субъектов), объекта социально-педагогической работы и места реализации целевой технологии.
В каждом конкретном случае вся непосредственная подготовка определяется сложившимся опытом работы социально-педагогического учреждения либо стилем деятельности социального педагога.
5. Практическая реализация целевой технологии(технология практической деятельности). К этой разновидности относятся технологии, которые имеют практический (преобразующий, коррекционно-преобразующий, реабилитационный) характер. Специалист — социальный педагог (группа специалистов), используя целевые технологии, способствует (способствуют) достижению прогнозируемых целей социально-педагогической работы с человеком, группой.
По своему назначению технологии практической деятельности, как указывалось выше, чрезвычайно разнообразны. Каждая из них ориентирована на определенную подготовку и опыт субъектов реализации, на конкретного объекта работы и место реализации (условия оптимальной реализации) технологии.
По способу реализации целевые технологии также разнообразны, в зависимости от используемых методов, средств и приемов, задействованных в них.
По своей сущности целевые технологии являются базовыми, основными. Именно они предназначены для обеспечения достижения социально-педагогических целей. Все остальные функциональные социально-педагогические технологии носят преимущественно обслуживающий характер.
6. Экспертно-оценочные социально-педагогические технологии. Эти технологии направлены на обеспечение оценки и экспертизу результатов реализации функциональных технологий либо общей технологии специалистом (специалистами) в социально-педагогической работе с клиентом, группой. Они позволяют оценить действенность этапов и всей реализуемой технологии деятельности. На ее основе делается вывод и принимается решение о необходимости коррекции технологии и ее направленности, а также оценка всей выполненной социально-педагогической работы. Позволяют определить уровень и качество социально-педагогической деятельности специалиста.
(Галагузова М. А., Мардахаев Л. В)
По Шакуровой М. В.
Социально-педагогические технологии подразделяются на:
1. Субъектные технологии - индивидуальные, групповые, сферные и массовидные.
К индивидуальным (персональным) относят технологии саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самообучения, саморазвития и т.д.
Групповые технологии могут быть разделены в зависимости от половозрастных признаков, статусных, профессиональных и т. д. Например, для безработных это технологии трудоустройства, для бывших заключенных, беспризорных - технологии реадаптации, для подростков - технологии адаптации к условиям современного общества, для лиц с ограниченными физическими возможностями -трудотерапия, для семей - семейная психотерапия и т.д.
Массовидные технологии касаются большого массива населений, всего общества (например, пиаровские технологии).
2. Деятельностные технологии:
Направленные на совершенствование социально-педагогической работы как вида деятельности;
Направленные на улучшения деятельности организационных структур социально-педагогической работы (техники управления, прогнозирования, моделирования, проектирования);
Оптимизирующие деятельность социального педагога консультирования, корректировка, установление проблемы и т. п.);
Улучшающие деятельность клиента (установка на успех, снятие комплексов, улучшение коммуникативных навыков и т. п.).
3. Средовые технологии.Например, технологии оздоровления окружающей человека среды (как природной, так и социальной) и ее совершенствования (коррекция процессов общения, техники профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, развитие стрессоустойчивости, превентивные меры по преодолению нарушений адаптации и т. п.).
Каждый вид социально-педагогической технологии имеет свои особенности и способы освоения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
- Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
- Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
- 29 Декабря 1995 г. № 223-фз
- Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
- Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
- Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
- Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:
- Категории обслуживаемого населения
- Ветераны: ветераны, участники и др. Вов, Афганистана, ветераны труда, ветераны военной службы, ветераны государственной службы;
- Виды социальной помощи и услуг
- Центры социального обслуживания (цсо)
- Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
- Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.
- Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.
- Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
- В) просвещение
- В) просвещение
- Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
- Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.
- Методы работы социального педагога
- Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
- 1. Общие положения.
- 2. Функции
- 3. Должностные обязанности
- 6. Взаимоотношения. Связи по должности
- Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
- 1. Сбор первичной информации.
- 2. Исследование особенностей функционирования семьи.
- 3. Определение цели работы.
- Ведения документации социальным педагогом.
- Формы работы социального педагога с семьей
- Методика работы с различными категориями семей.
- Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.
- Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
- Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
- Виды социально-педагогических технологий.
- Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
- Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.
- Методика диагностики личности
- Методика диагностики семьи
- Методика диагностики подростковых и юношеских групп
- Методика диагностики микросреды
- Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.
- Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.
- Профессиональное просвещение
- Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).
- 1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
- 2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
- 3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
- Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
- Этапы ведения консультативной беседы
- Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
- Этап 2. Распрос клиента.
- Деятельность консультанта на подэтапе
- Этап 3. Оказание воздействия
- Деятельность консультанта на подэтапе
- Этап 4. Завершение консультативной беседы
- Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
- 60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
- 61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.
- Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
- 62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном