logo
СОЦПЕДАГОГИКА 2

Деятельность консультанта на подэтапе

«Коррекция установок клиента»

Задача консультанта на этом подэтапе будет вы­полнена, если в сознании клиента обозначится следующая це­почка событий: а) чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей; б) неадекватные средства, изби­раемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях; в) негативная реакция партнера в этом взаимоотношении, часто усугубляющая проблемы клиента.

Мы ставим клиента перед фактом: вот чего он хочет, желает, вот что он делает, а вот к чему это реально приводит.

Зачем мы делаем это? Зачем мы выстраиваем в его сознании эту цепочку событий? Для того, чтобы изменились установки клиента на неэффективное поведение, чтобы он осознал их неэффективность, чтобы начал искать более эффективное пове­дение применительно к своей ситуации. В этом и состоит суть коррекции установок клиента.

Для того, чтобы успешно выстраивать в сознании клиента ра­зобранную выше цепочку событий, психолог-консультант мо­жет использовать разные средства, приемы. Перечислим неко­торые из них.

1. Акцентуирование противоречий рассказа клиента, т. е. подчеркивание их, делание их заметными, осознаваемыми, ана­лизируемыми.

2. Переформулирование и переструктурирование ок­ружающей клиента реальности при помощи комментариев - интерпретация ситуации клиента на основе личного опыта или теоретических знаний.

3. Постановка клиента в рефлексивную позицию, т. е. предложение клиенту посмотреть на происходящее глазами других участников ситуации и оценить с их позиции собст­венное поведение.

4. Открытая конфронтация с клиентом и его деструктив­ными действиями, если ничто иное не в силах пробить его много­численные психологические защиты, и его поведение наносит вред окружающим.

5. Помещение клиента в такую ситуацию, которая помог­ла бы ему получить новый значимый опыт, призванный изме­нить его деструктивные поведенческие установки. Домашнее за­дание, которое позволило бы клиенту осознать деструктивность своих действий.

6. Пересказ клиенту основных реалий его рассказа, час­тые резюме (повторения в сжатом виде основных фактов, фигу­рирующих в рассказе клиента, и чувств, с ними связанных). Цель — создать условия для того, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы.

7. Анализ эмоциональной подоплеки происходящего, ин­терпретация и обсуждение реалий эмоциональной жизни клиента.

8. Самораскрытие консультанта, которое пред­полагает сообщение клиенту о своих чувствах по поводу его за­труднений, рассказ о своем собственном или известном и личностно значимом опыте преодоления подобных проблем.

Таким образом, результатом работы консультанта на первом подэтапе третьего этапа консульти­рования будет в той или иной степени выраженное непринятие прежних способов поведения в проблемных ситуациях, установ­ка на поиск новых, более конструктивных, отвечающих реали­ям возникшей ситуации способов поведения. Переход собствен­но к коррекции поведения - начало второго подэтапа третьего этапа консультативной беседы.

Деятельность психолога-консультанта на подэтапе

«Коррекция поведения клиента»

На этом подэтапе консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычно­му поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента явля­ется наиболее подходящим. Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близ­ких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить. Консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативу своему поведению именно сам, чтобы это была именно его альтернатива, чтобы она органично вырастала из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы кли­енту.

Разработка плана конкретного позитивного реагирова­ния клиента предполагает, что консультант и клиент детально спланируют, где и ко­гда, в каком месте и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуж­дены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4