Деятельность консультанта на подэтапе
«Коррекция установок клиента»
Задача консультанта на этом подэтапе будет выполнена, если в сознании клиента обозначится следующая цепочка событий: а) чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей; б) неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях; в) негативная реакция партнера в этом взаимоотношении, часто усугубляющая проблемы клиента.
Мы ставим клиента перед фактом: вот чего он хочет, желает, вот что он делает, а вот к чему это реально приводит.
Зачем мы делаем это? Зачем мы выстраиваем в его сознании эту цепочку событий? Для того, чтобы изменились установки клиента на неэффективное поведение, чтобы он осознал их неэффективность, чтобы начал искать более эффективное поведение применительно к своей ситуации. В этом и состоит суть коррекции установок клиента.
Для того, чтобы успешно выстраивать в сознании клиента разобранную выше цепочку событий, психолог-консультант может использовать разные средства, приемы. Перечислим некоторые из них.
1. Акцентуирование противоречий рассказа клиента, т. е. подчеркивание их, делание их заметными, осознаваемыми, анализируемыми.
2. Переформулирование и переструктурирование окружающей клиента реальности при помощи комментариев - интерпретация ситуации клиента на основе личного опыта или теоретических знаний.
3. Постановка клиента в рефлексивную позицию, т. е. предложение клиенту посмотреть на происходящее глазами других участников ситуации и оценить с их позиции собственное поведение.
4. Открытая конфронтация с клиентом и его деструктивными действиями, если ничто иное не в силах пробить его многочисленные психологические защиты, и его поведение наносит вред окружающим.
5. Помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы ему получить новый значимый опыт, призванный изменить его деструктивные поведенческие установки. Домашнее задание, которое позволило бы клиенту осознать деструктивность своих действий.
6. Пересказ клиенту основных реалий его рассказа, частые резюме (повторения в сжатом виде основных фактов, фигурирующих в рассказе клиента, и чувств, с ними связанных). Цель — создать условия для того, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы.
7. Анализ эмоциональной подоплеки происходящего, интерпретация и обсуждение реалий эмоциональной жизни клиента.
8. Самораскрытие консультанта, которое предполагает сообщение клиенту о своих чувствах по поводу его затруднений, рассказ о своем собственном или известном и личностно значимом опыте преодоления подобных проблем.
Таким образом, результатом работы консультанта на первом подэтапе третьего этапа консультирования будет в той или иной степени выраженное непринятие прежних способов поведения в проблемных ситуациях, установка на поиск новых, более конструктивных, отвечающих реалиям возникшей ситуации способов поведения. Переход собственно к коррекции поведения - начало второго подэтапа третьего этапа консультативной беседы.
Деятельность психолога-консультанта на подэтапе
«Коррекция поведения клиента»
На этом подэтапе консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента является наиболее подходящим. Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить. Консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативу своему поведению именно сам, чтобы это была именно его альтернатива, чтобы она органично вырастала из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы клиенту.
Разработка плана конкретного позитивного реагирования клиента предполагает, что консультант и клиент детально спланируют, где и когда, в каком месте и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуждены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
- Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
- Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
- 29 Декабря 1995 г. № 223-фз
- Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
- Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
- Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
- Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:
- Категории обслуживаемого населения
- Ветераны: ветераны, участники и др. Вов, Афганистана, ветераны труда, ветераны военной службы, ветераны государственной службы;
- Виды социальной помощи и услуг
- Центры социального обслуживания (цсо)
- Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
- Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.
- Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.
- Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
- В) просвещение
- В) просвещение
- Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
- Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.
- Методы работы социального педагога
- Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
- 1. Общие положения.
- 2. Функции
- 3. Должностные обязанности
- 6. Взаимоотношения. Связи по должности
- Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
- 1. Сбор первичной информации.
- 2. Исследование особенностей функционирования семьи.
- 3. Определение цели работы.
- Ведения документации социальным педагогом.
- Формы работы социального педагога с семьей
- Методика работы с различными категориями семей.
- Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.
- Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
- Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
- Виды социально-педагогических технологий.
- Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
- Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.
- Методика диагностики личности
- Методика диагностики семьи
- Методика диагностики подростковых и юношеских групп
- Методика диагностики микросреды
- Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.
- Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.
- Профессиональное просвещение
- Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).
- 1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
- 2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
- 3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
- Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
- Этапы ведения консультативной беседы
- Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
- Этап 2. Распрос клиента.
- Деятельность консультанта на подэтапе
- Этап 3. Оказание воздействия
- Деятельность консультанта на подэтапе
- Этап 4. Завершение консультативной беседы
- Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
- 60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
- 61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.
- Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
- 62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном