Этап 2. Распрос клиента.
Формирование и проверка консультативных гипотез
Длительность данного этапа 25-35 мин при средней продолжительности консультативной беседы 45 мин — 1 ч 10 мин. Данный этап можно условно разбить на два подэтапа:
1. Формирование консультативных гипотез.
2. Проверка консультативных гипотез.
Деятельность консультанта на подэтапе
«Формирование консультативных гипотез»
1. Эмпатическое слушание. Чутко воспринимать внутренний мир другого человека. Этому соответствует активный отклик консультанта на то, что рассказывает клиент, частое произнесение слов типа «конечно», «угу», «да-да».
2. Принятие концепции клиента на этапе расспроса. Это означает то, что мы не должны вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию.
3. Структурирование беседы. Первый прием: задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы видимость логики всех переходов в разговоре. Второй прием: краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же. Кроме того, клиент получает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя. Клиент получает стимул еще раз проверить себя, обдумать, действительно ли это так.
4. Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез.
Гипотеза - предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Принято выделять две составляющие гипотезы - зависимую переменную (испытывающую влияние, отвечающую на вопрос «что?») и независимую переменную (оказывающую влияние на зависимую переменную, отвечающую на вопрос «почему?»). Зависимая переменная, казалось бы, всегда отчетливо представлена в консультировании - это те трудности, с которыми столкнулся клиент, те события, которые его волнуют, приведшие его к вам. Однако необходимо выявить суть этих затруднений, т. е. найти независимую переменную. Каждая гипотеза - это попытка консультанта понять ситуацию клиента. Чем больше гипотез возникает у консультанта при столкновении с ситуацией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать.
На первом подэтапе второго этапа консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию, побуждая клиента к активному и довольно спонтанному (самопроизвольному, без участия воли психолога и клиента) рассказу. Одновременно он старается осмысливать ситуацию и формулировать консультативные гипотезы. Когда у него формируется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию — задавать конкретные вопросы, направленные на проверку консультативных гипотез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки. Этому, как правило, соответствует и желание клиента услышать что-либо от консультанта; он уже высказал все, что мог и хотел. Переход консультанта из пассивного состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез второго подэтапа второго этапа консультативной беседы.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
- Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
- Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
- 29 Декабря 1995 г. № 223-фз
- Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
- Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
- Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
- Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
- Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:
- Категории обслуживаемого населения
- Ветераны: ветераны, участники и др. Вов, Афганистана, ветераны труда, ветераны военной службы, ветераны государственной службы;
- Виды социальной помощи и услуг
- Центры социального обслуживания (цсо)
- Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
- Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.
- Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.
- Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
- В) просвещение
- В) просвещение
- Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
- Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.
- Методы работы социального педагога
- Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
- 1. Общие положения.
- 2. Функции
- 3. Должностные обязанности
- 6. Взаимоотношения. Связи по должности
- Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
- 1. Сбор первичной информации.
- 2. Исследование особенностей функционирования семьи.
- 3. Определение цели работы.
- Ведения документации социальным педагогом.
- Формы работы социального педагога с семьей
- Методика работы с различными категориями семей.
- Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.
- Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
- Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
- Виды социально-педагогических технологий.
- Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
- Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.
- Методика диагностики личности
- Методика диагностики семьи
- Методика диагностики подростковых и юношеских групп
- Методика диагностики микросреды
- Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.
- Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.
- Профессиональное просвещение
- Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).
- 1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
- 2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
- 3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
- Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
- Этапы ведения консультативной беседы
- Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
- Этап 2. Распрос клиента.
- Деятельность консультанта на подэтапе
- Этап 3. Оказание воздействия
- Деятельность консультанта на подэтапе
- Этап 4. Завершение консультативной беседы
- Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
- 60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
- 61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.
- Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
- 62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном