logo
Конференция_мир детства_2

Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения

Шлома Д.В., аспирант

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Гаврилко Т.И., кандидат педагогических наук, доцент

Самооценка является критерием осознания личностью своей собственной индивидуальности и социальной ценности. Она определяет жизненную позицию человека и его взаимоотношения с окружающей действительностью. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство независимо от его социального статуса, религиозных убеждений или состояния здоровья.

Особое значение формирование адекватного самовосприятия и самооценки приобретает в условиях ненормативного развития. Наличие определенного вида дизонтогенеза, в частности, нарушения зрения, не изменяет сущности генезиса самооценки, но создает условия для появления определенной специфики ее формирования в сравнении с нормативным или с различными типами отклоняющегося развития.

Рассматривая проблему самооценки у лиц со зрительной недостаточностью как сложное многогранное явление, исследователи учитывают целый комплекс факторов, обусловливающих ее своеобразие. К ним тифлопсихологи относят особенности семейного и школьного воспитания и обучения, условия личностного развития и т.д.

От специфики, направленности и условий семейного воспитания во многом зависит формирование правильной самооценки ребенка со зрительными нарушениями.

Исследователи отмечают, что в семье, как главном факторе, детерми­нирующем личность, с появлением слепого или слабовидящего ребенка родительская реакция на это носит стадиальный характер. Сначала родительская радость сменяется депрессией. Затем включаются механизмы психологической защиты, и родители начинают искать способы рациональной деятельности. Начинают думать о ребенке, а не о своих проблемах. Именно на этом этапе крайне важным становиться для родителей занять правильную позицию в отношении своего ребенка, благодаря которой у детей формируется адекватное отношение к себе.

Так, Саммерс выделил пять типов отношения родителей к инвалидности ребенка:

1) Признание инвалидности ребенка.

2) Признание инвалидности, но отрицание ее последствий.

3) Преувеличенная опека.

4) Скрытое непризнание инвалидности.

5) Открытое непризнание инвалидности.

Исходя из вышесказанного, исследователи выделяют следующие модели поведения родителей:

  1. Озабочены нарушенным зрением своего ребенка;

  2. Выражают тревогу, но ничего не предпринимают, чтобы сохранить остаточное зрение;

  3. Вообще не обращают внимание на недостатки зрения.

Как правило, эти позиции определяют стратегию и направленность семейного воспитания, определяющую будущую самооценку ребенка.

Огромное влияние на формирование самооценки оказывают условия школьной жизни и воспитания. Большинство школ для детей с ослабленным зрением принадлежат к типу закрытых интернатных учреждений. Именно эта специфика с одной стороны ограничивает возможности социальных контактов, а с другой затрудняет участие родителей в жизни своего ребенка.

Л.И. Солнцева отмечала, что невозможность побыть одному, отсутствие стимулов для проявления активности индивидуальности, недостаток эмоциональной близости с родителями вызывает у детей нервозность, что может спровоцировать появления у них апатичности, депрессивности либо агрессивности.

На самооценку личности в условиях зрительной депривации оказывает влияние и степень нарушения зрительных функций. Так наличие частичного дефекта в отличие от тотального обычно не осознается ею в полной мере. Отсюда и неадекватность представлений о себе в целом.

Некоторые исследования показали, что самооценка слепых и слабовидящих школьников весьма противоречива, направлена на крайние суждения. И. Гайлене установлено, что учащиеся с нарушением зрения способны анализировать себя и представлять значимую информацию о себе хуже, чем нормально видящие сверстники. Они больше сомневаются в ценности своей личности, своего "Я", консервативны, конформны.

Суславичус А., Маевский Т., Гулек А. указывают, что для незрячих и слабовидящих характерна как переоценка, так и недооценка своих возможностей. Они недостаточно критично оценивают трудности своего положения. В основном эта черта преобладает у слабовидящих, которые желают, чтобы окружающие считали их зрячими.

Особенности самооценки школьников с нарушениями зрения связаны с неопределенностью жизненных ориентиров и планов, что ограничивает процесс личностного самоопределения. Кроме того, у них складывается несформированное смысловое будущее по причине недостатка позитивных образов и перспектив в условиях дефицита информации о возможностях и способах успешной самореализации инвалидов по зрению.

Таким образом, на своеобразие формирование самооценки детей с нарушениями зрения оказывают влияние огромное количество факторов. Среди них следует выделить неадекватные установки общества по отношению к людям с глубокими зрительными нарушениями, особенности школьного и семейного воспитания и т.д. При этом необходимо подчеркнуть, что при правильной целенаправленно организованной коррекционно-развивающей работе и своевременной психолого-педагогической помощи данной категории детей вероятность появления негативного самоотношения и самооценивания значительно снижается. В этом случаи перед ребенком раскрываются огромные перспективы оценить свои реальные творческие и профессиональные способности, построить линию взаимодействия с окружающими, определить значимые для себя жизненные позиции и приоритеты.

Список цитированных источников:

  1. . Лакосина, Н.Д. Медицинская психология: учебник / Н.Д. Лакосина. – СПб.: Питер, 2006. – 534 с.

  2. . Романова, И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии: учебное пособие / И.А. Романова. – М.: МЕДпресс, 2006. – 128 с.

  3. . Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности: учебное пособие / Е.Т. Соколова. – М.: Форум, 2007. – 152 с.

  4. . Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: учебное пособие / Г.А. Цукерман. - СПб.: Речь, 2004. – 449 с.

ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Янковская Ю.И., аспирант

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Гаврилко Т.И., кандидат педагогических наук, доцент

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. Оно проходит определенные этапы в своем развитии. Как указывает известный детский психолог А.А. Люблинская, первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Не получая желаемого результата, он обращается за помощью к взрослому или вообще отказывается от дальнейших проб. Подобное мышление получило название наглядно-действенного, или практического: задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием. "Мышление руками" не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую-то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок [1].

Однако процесс развития мышления людей с дефектами зрения всегда отличен от развития этих же процессов у людей с нормальным зрением. Отличия выявляются в сложности установления смысловой связи между разными предметами. Люди с нарушенной зрительной функцией испытывают сложности в классификации объектов, окружающих их в повседневной жизни. Дети с врожденным дефектом зрения отстают от своих зрячих сверстников в развитии мыслительной деятельности, т. е. наглядно-образное мышление у детей с дефектами зрения слабо развито. При этом процесс мышления у них может отличаться от мышления зрячих детей только тем, что представление об окружающих их предметах и объектах формируется не зрительно, а с использованием органов обоняния и осязания. Причинами этого являются нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт слепых и слабовидящих.

Задачи дошкольного и школьного образования могут быть успешно разрешены лишь при формировании у детей умений самостоятельной мыслительной деятельности. В этой связи большое значение приобретают диагностика и развитие мышления детей, направленные на раскрытие возможностей их разностороннего умственного развития. Данное положение в полной мере распространяется на детей, имеющих нарушении зрения. В настоящее время в коррекционной психологии существует большое количество работ посвящённых особенностям формирования мышления у детей с нарушением зрения. Однако вопросу диагностики данного познавательного процесса уделяется мало внимания. Так же необходимо отметить, что специально созданных методик для детей с нарушением зрения практически нет. Это же подтверждает Л.И. Солнцева в своих трудах. Она отмечает, что на сегодняшний день существует чрезвычайно маленькое количество методик для психологической диагностики детей с нарушением зрения. Хотя необходимость в них сохраняется [2].

Как установлено исследованиями дефектологов (Л.С. Выготский, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева и др.), нарушение зрения, возникшее у детей в раннем детстве или имеющееся с рождения, является причиной целого ряда особенностей в психическом развитии ребенка. Полное или частичное выпадение зрительного анализатора обусловливает своеобразие в формировании восприятия, что влияет на развитие познавательных процессов, в том числе и на мышление. Диагностика мышления у детей с нарушениями зрения приобретает особое значение, что обусловлено рядом специфических особенностей, вызванных наличием зрительного дефекта и вторичных отклонений в психическом развитии. Поэтому для предупреждения вторичных нарушений необходима своевременная диагностика и коррекция мышления у детей с нарушением зрения.

Таким образом, мыслительная деятельность слепых подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменить его сущность. Отклонения в развитии мышления от нормы могут быть в значительной степени преодолены в результате диагностики, что ещё раз подтверждает необходимость создания адаптированного комплекса диагностик для детей с нарушением зрения.

Список цитированных источников:

  1. Попенова, Н.Е. Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста / Н.Е. Попенова; Попенова Н.Е. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008. – № 12. - С. 61-65.

  2. Земцова, М.И. Некоторые особенности детей дошкольного возраста при нарушении зрения // Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой. – М.: Просвещение, 1978.