logo
Конференция_мир детства_2

К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы

Берестень М.А., студентка 5 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Сергеенко Н.Л., старший преподаватель

В соответствии со статьей 2 Конституции Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Право на личную свободу – право каждого человека, которое гарантирует Конституция Республики Беларусь независимо от возраста, состояния здоровья, вменяемости. Охрану личной свободы нельзя ставить в зависимость от реальной возможности ее реализации. Под охраной уголовного закона находится право человека на свободу как естественное правовое благо. И государство обязано принимать необходимые меры для защиты этого блага. Поэтому действия лиц, посягающих на личную свободу человека независимо от его возраста, а также способности осознавать факт такого посягательства, должны признаваться преступлениями против личной свободы.

Для квалификации преступлений против личной свободы, при их разграничении и отграничении от неприступных деяний имеет большое значение правильное определение их непосредственного объекта.

Подходы к этому вопросу авторы строят на разграничении понятий свободы личности и свободы человека, рассматривая вместе с тем объект преступлений против личной свободы как осознаваемое человеком состояние, а также естественное право на защиту государством от посягательств на его физическую неприкосновенность.

Свобода с философской точки зрения тесно связана с такими категориями, как необходимость, возможность, действительность, выбор, воля. Познавая действительность, человек строит свою деятельность на основе знаний о природе и обществе в соответствии с законами материальной действительности, с необходимостью. Свобода всегда основывается на разуме, сознании и воле. Существование необходимости в реальном мире создает условия для сознательной деятельности человека, для выбора.

Когда речь идет о выборе как о составном элементе свободы личности, то имеется в виду разумный и желанный выбор, когда человек осознает полезность выбираемого действия.

В рамках данного вопроса представляется целесообразным обратить внимание на соотношение понятий «свободы» и «воли». Необходимо отметить, что свободой обладает лишь человек, наделенный волей, которая позволяет ему реализовать свои внутренние силы и возможности. Свобода воли проявляется в желанном выборе цели, путей и способов, ведущих к ней. Ее можно определить как мыслящее, сознательное существо в состоянии направлять свою волю на решение поставленных задач. При реализации свободы у человека появляется воля на добровольное совершение каких-либо действий.

Исходя из отмеченного, можно говорить о том, что категории «выбор», «воля» являются необходимыми атрибутами свободы личности, без которых невозможна реализация естественных прав на свободу. Следовательно, свободу можно определить как поведение, действия индивидуума, совершаемое по своей воле и желаемому выбору в соответствии с установленными обществом правилами поведения.

Следует отметить, что многие теоретики права не проводят грань между «свободой личности» и «свободой человека», как и не отождествляют понятия «личность» и «человек».

Необходимо обратить внимание на то, что человеческий индивид выступает в разных ипостасях – либо как живое существо, которому присущи свои природные признаки (человек), либо как субъект с многими социальными качествами, способный отличать себя от других, выделять себя из коллектива (личность). Личность выступает как человек, наделенный совокупностью определенных социально значимых свойств, которые проявляются во взаимодействии с другими людьми. Конкретный же человек как продукт природы – это материальная и биологическая основа личности. Человеком рождаются, личностью становятся.

Необходимость разграничения понятий «свобода личности» и «свобода человека» можно трактовать как желание определить присутствие элемента осознанности человека своего свободного состояния обладание свободой лицами, находившимися в «уязвимом положении».

Для решения этих вопросов представляется целесообразным наиболее широко подходить к понятию личной свободы человека и личной свободы личности. В связи с этим уместен подход белорусского законодателя, определившего единым объектом преступлений, предусмотренных в разделе VII (Преступления против человека) Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9.07.1999г. №275-З не личность, а человек. Это обусловлено, в первую очередь, необходимостью уголовно-правовой охраны человека не только как личности, но и как биологического индивида.

Представляется интересным определение свободы человека, предложенная Н.А. Бабием. Он определяет свободу человека из двух составляющих:

- физической свободы;

- свободы поступать сообразно со своей волей, руководствуясь при этом разумом и совестью.

Физическая свобода как составляющая свобода человека должна охватывать естественные, возникшие с момента рождения человека, право на защиту государством от посягательств на его физическую неприкосновенность. При этом следует заметить, что физическая неприкосновенность определяется состоянием человека в условиях отсутствия противоправных насильственных действий, влекущих нарушение целостности организма.

Свобода поступать сообразно со своей волей, руководствуясь при этом разумом и совестью, и есть свобода личности.

При решении вопросов о квалификации деяний, подпадающих под признаки преступления, объектом которых является свобода, следует принимать во внимание вторую составляющую свободы человека, то есть свободу поступать сообразно со своей волей. Очевидно, что такие деяния в отношении совершеннолетних и вменяемых лиц, которые добровольно дали согласие на совершение с ними сделок, охватываемых таким составом, как, например, торговля людьми, не является указанным преступлением. Названное положение напрямую вытекает из Палермского протокола.

Таким образом, можно определить, что личная свобода как объект преступного посягательства представляет собой осознаваемое человеком состояние. В данной ситуации у него есть реальная возможность действовать в соответствии со своей волей и желаниями, опираясь на собственные убеждения и потребности. Кроме того под личной свободой следует понимать естественное, возникшее с момента рождения человека право на защиту государством от посягательств на его физическую неприкосновенность.

Такое понимание личной свободы исключает трудности при решении вопроса в связи с обладанием личной свободой малолетними и невменяемыми. Так, свобода должна признаваться объектом преступления и при совершении его в отношении невменяемого или малолетнего. Данная точка зрения подкрепляется Палермским протоколом, который, используя термин «уязвимое положение», включает в понятие этого преступления также и злоупотребление со стороны лиц, которым подконтрольны лица, находящиеся в таком положении.