logo
Конференция_мир детства_2

Формирование имиджа специалиста по социальной работе

Малашенко Т.О., студентка 5 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Бумаженко Н.И., кандидат педагогических наук, доцент

Имидж – это образ, создаваемый субъектом с целью вызвать нужное ему впечатление, мнение, отношение у других. Вероятно, в таком ракурсе понимается имидж в рамках практической науки создания и восприятия некоего желаемого образа – имиджелогии, где акцентируется внимание преимущественно на технологиях создания имиджа [1, c. 3].

Большая часть специалистов по имиджу включает в это понятие не только внешность человека, определяемую его анатомическими особенностями и стилем одежды, но практически все характеристики, доступные восприятию. Так, Полли Берд пишет, что имидж – это «полная картинка вас, которую вы представляете другим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение и компанию, которую вы поддерживаете». Лишь отдельные специалисты, как правило, те, которые в своей практической деятельности специализируются именно на улучшении внешности клиента, употребляют термин «имидж» в узком значении, подразумевая под ним только собственно внешность (лицо, прическу, стиль одежды и т.д.) [2, с. 14].

Понятие имиджа близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но и специ­ально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и внутреннем мире человека, о его психологическом типе.

Обретение профессионального имиджа – не самоцель для делового человека, лидера. Однако обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную ха­рактеристику. Важнейшей составляющей частью является нравственность, помогающая осознать необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом. Без­нравственный человек всегда в плену у собственных страстей и стра­стишек и идеал его – вседозволенность [2, c. 79].

Нашему обществу необходим нравственно надежный специалист, способный на самосовершенствование и прежде всего – духовное. Его внимание должно занимать все богатство челове­ческой культуры, т. е. он обязан иметь широкие гуманитарные знания.

Исследование проблемы имиджа социального работника приобретает в последнее время все большую практическую и теоретическую значимость в свете тех преобразований, которые происходят во всех отраслях жизни нашего общества. В сознании населения сегодня сложилось противоречие между идеальным и реальным имиджем специалиста социальной работы, которое оказывает негативное воздействие на реальных и потенциальных клиентов социальной работы, препятствуя их обращению за помощью к профессионалам в учреждения системы социальной защиты населения. Уровень оценок различных индикаторов, характеризующих эти виды имиджа, неодинаковы: население выше оценивает те его компоненты, которые связаны с личными качествами специалистов и проявляют явную неинформированность при оценке полномочий и компетенций специалистов.

Социальная работа – относительно новая для Беларуси отрасль научного знания и одновременно профессиональная деятельность. В современных условиях особое значение для эффективной деятельности социального работника имеет профессиональная компетентность специалиста, включающая в себя социально-педагогические, социально-психологические и другие характеристики личности.

С целью рассмотрения влияния имиджа на профессиональную деятельность специалистов социальной сферы нами было проведено исследование. В исследовании приняли участие 50 респондентов в возрасте от 20 до 50 года, опрошенные респонденты являлись специалистами по социальной работе. Проводили мы его среди специалистов, работающих в территориальном центре социального обслуживания населения (ТЦСОН) г. Витебска.

Немаловажным моментом является то, что респонденты не достаточно полно осведомлены в вопросе о составляющих имиджа, так 40,04% считают, что в имидже главная составляющая внешность, 19,25% – язык, речь и только 7,7% к составляющим имиджа относят невербальное общение, 8,47% – межличностные отношения, 10,78% – самооценку. 51,62% опрошенных специалистов отметили, что имидж формируется на протяжении всей жизни и это, безусловно, правильно. 33,82% опрошенных думают, что имидж приобретается по собственной инициативе, 5,34% – с рождения и с приходом на работу, 1,78% – с поступлением в учреждение образования, 1,78% – затруднились ответить.

Интересен тот факт, что опрошенные специалисты утверждают, что имидж в их работе не главное – 7,84%, а 19,6% отметили, что благодаря ему окружающие считают их квалифицированными работниками, 58,8% он помогает в работе с клиентами и коллегами. Никто не считает, что имидж влияет отрицательно и мешает в работе с клиентами. Это говорит о том, что, несмотря на ответы многих специалистов, настоящий профессионал нуждается в положительном имидже.

Большинство специалистов, отвечая на вопрос о том, на что в первую очередь обращает внимание клиент, когда приходит на приём к специалисту, отметили, что на профессиональную компетентность – 35,97% и на манеры поведения 34,88%, а это ведь и есть составляющие имиджа. 13,08% отметили, что клиент в первую очередь обращает внимание на одежду, 10,9% на интерьер кабинета и 4,36% на личные качества.

Устойчивый имидж социального работника вследствие новизны этой профессии в нашей стране еще не успел сформироваться. Вместе с тем трудно переоценить значение этого фактора в профессиональном общении, где резко возрастает роль самопрезентации. Позитивный имидж как особый личностный инструментарий облегчает установление контактов с другими людьми, делая процесс взаимодействия с ними более эффективным. Обладая мощным психотерапевтическим эффектом, имидж наделяет своих обладателей профессиональной уверенностью и коммуникабельностью, позволяя наилучшим образом проявиться деловым качествам человека. В связи с этим актуальной становится проблема его целенаправленного формирования в этих условиях подготовки будущих специалистов [3, c. 46].

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии. Социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области, формирования их имиджа. Понятие «имиджа» включает не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные, оно связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом. Понятие имиджа многослойно и создается из разных слагаемых. Первым слагаемым можно выделить нравственную надежность социального работника. Второе – профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Имидж социального работника рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий.

Профессиональный имидж социального работника входит в состав качеств, повышающих эффективность его деятельности. Проблема исследования – поиск, выявление и обоснование содержания и путей формирования профессионального имиджа будущего социального работника как фактора эффективной профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что специалист по социальной работе должен совершенствовать в себе все составляющие характеристики имиджа для того, чтобы его работа была эффективной. Умение подать себя играет важную роль в продвижении по карьерной ступеньке. Поэтому, чтобы добиться чего-то как в работе, так и вообще в жизни нужно постоянно совершенствовать и видоизменять свой имидж.

Список цитированных источников:

  1. Браун, Л. Имидж – путь к успеху/ Л. Браун. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 288 с.

  2. Вечер, Л.С. Ваш имидж / Л.С. Вечер. – Мн.: Полымя, 2002. – 288 с.

  3. Кошлякова, М.О. Подходы к обучению формирования вербального имиджа // Среднее профессиональное образование. – 2007. – №1, – С.43-44.

  4. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: учебное пособие для вузов / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2007. – 236с.