Формирование имиджа специалиста по социальной работе
Малашенко Т.О., студентка 5 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Бумаженко Н.И., кандидат педагогических наук, доцент
Имидж – это образ, создаваемый субъектом с целью вызвать нужное ему впечатление, мнение, отношение у других. Вероятно, в таком ракурсе понимается имидж в рамках практической науки создания и восприятия некоего желаемого образа – имиджелогии, где акцентируется внимание преимущественно на технологиях создания имиджа [1, c. 3].
Большая часть специалистов по имиджу включает в это понятие не только внешность человека, определяемую его анатомическими особенностями и стилем одежды, но практически все характеристики, доступные восприятию. Так, Полли Берд пишет, что имидж – это «полная картинка вас, которую вы представляете другим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение и компанию, которую вы поддерживаете». Лишь отдельные специалисты, как правило, те, которые в своей практической деятельности специализируются именно на улучшении внешности клиента, употребляют термин «имидж» в узком значении, подразумевая под ним только собственно внешность (лицо, прическу, стиль одежды и т.д.) [2, с. 14].
Понятие имиджа близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и внутреннем мире человека, о его психологическом типе.
Обретение профессионального имиджа – не самоцель для делового человека, лидера. Однако обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику. Важнейшей составляющей частью является нравственность, помогающая осознать необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом. Безнравственный человек всегда в плену у собственных страстей и страстишек и идеал его – вседозволенность [2, c. 79].
Нашему обществу необходим нравственно надежный специалист, способный на самосовершенствование и прежде всего – духовное. Его внимание должно занимать все богатство человеческой культуры, т. е. он обязан иметь широкие гуманитарные знания.
Исследование проблемы имиджа социального работника приобретает в последнее время все большую практическую и теоретическую значимость в свете тех преобразований, которые происходят во всех отраслях жизни нашего общества. В сознании населения сегодня сложилось противоречие между идеальным и реальным имиджем специалиста социальной работы, которое оказывает негативное воздействие на реальных и потенциальных клиентов социальной работы, препятствуя их обращению за помощью к профессионалам в учреждения системы социальной защиты населения. Уровень оценок различных индикаторов, характеризующих эти виды имиджа, неодинаковы: население выше оценивает те его компоненты, которые связаны с личными качествами специалистов и проявляют явную неинформированность при оценке полномочий и компетенций специалистов.
Социальная работа – относительно новая для Беларуси отрасль научного знания и одновременно профессиональная деятельность. В современных условиях особое значение для эффективной деятельности социального работника имеет профессиональная компетентность специалиста, включающая в себя социально-педагогические, социально-психологические и другие характеристики личности.
С целью рассмотрения влияния имиджа на профессиональную деятельность специалистов социальной сферы нами было проведено исследование. В исследовании приняли участие 50 респондентов в возрасте от 20 до 50 года, опрошенные респонденты являлись специалистами по социальной работе. Проводили мы его среди специалистов, работающих в территориальном центре социального обслуживания населения (ТЦСОН) г. Витебска.
Немаловажным моментом является то, что респонденты не достаточно полно осведомлены в вопросе о составляющих имиджа, так 40,04% считают, что в имидже главная составляющая внешность, 19,25% – язык, речь и только 7,7% к составляющим имиджа относят невербальное общение, 8,47% – межличностные отношения, 10,78% – самооценку. 51,62% опрошенных специалистов отметили, что имидж формируется на протяжении всей жизни и это, безусловно, правильно. 33,82% опрошенных думают, что имидж приобретается по собственной инициативе, 5,34% – с рождения и с приходом на работу, 1,78% – с поступлением в учреждение образования, 1,78% – затруднились ответить.
Интересен тот факт, что опрошенные специалисты утверждают, что имидж в их работе не главное – 7,84%, а 19,6% отметили, что благодаря ему окружающие считают их квалифицированными работниками, 58,8% он помогает в работе с клиентами и коллегами. Никто не считает, что имидж влияет отрицательно и мешает в работе с клиентами. Это говорит о том, что, несмотря на ответы многих специалистов, настоящий профессионал нуждается в положительном имидже.
Большинство специалистов, отвечая на вопрос о том, на что в первую очередь обращает внимание клиент, когда приходит на приём к специалисту, отметили, что на профессиональную компетентность – 35,97% и на манеры поведения 34,88%, а это ведь и есть составляющие имиджа. 13,08% отметили, что клиент в первую очередь обращает внимание на одежду, 10,9% на интерьер кабинета и 4,36% на личные качества.
Устойчивый имидж социального работника вследствие новизны этой профессии в нашей стране еще не успел сформироваться. Вместе с тем трудно переоценить значение этого фактора в профессиональном общении, где резко возрастает роль самопрезентации. Позитивный имидж как особый личностный инструментарий облегчает установление контактов с другими людьми, делая процесс взаимодействия с ними более эффективным. Обладая мощным психотерапевтическим эффектом, имидж наделяет своих обладателей профессиональной уверенностью и коммуникабельностью, позволяя наилучшим образом проявиться деловым качествам человека. В связи с этим актуальной становится проблема его целенаправленного формирования в этих условиях подготовки будущих специалистов [3, c. 46].
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии. Социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области, формирования их имиджа. Понятие «имиджа» включает не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные, оно связано как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом. Понятие имиджа многослойно и создается из разных слагаемых. Первым слагаемым можно выделить нравственную надежность социального работника. Второе – профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Имидж социального работника рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий.
Профессиональный имидж социального работника входит в состав качеств, повышающих эффективность его деятельности. Проблема исследования – поиск, выявление и обоснование содержания и путей формирования профессионального имиджа будущего социального работника как фактора эффективной профессиональной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что специалист по социальной работе должен совершенствовать в себе все составляющие характеристики имиджа для того, чтобы его работа была эффективной. Умение подать себя играет важную роль в продвижении по карьерной ступеньке. Поэтому, чтобы добиться чего-то как в работе, так и вообще в жизни нужно постоянно совершенствовать и видоизменять свой имидж.
Список цитированных источников:
Браун, Л. Имидж – путь к успеху/ Л. Браун. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 288 с.
Вечер, Л.С. Ваш имидж / Л.С. Вечер. – Мн.: Полымя, 2002. – 288 с.
Кошлякова, М.О. Подходы к обучению формирования вербального имиджа // Среднее профессиональное образование. – 2007. – №1, – С.43-44.
Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: учебное пособие для вузов / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2007. – 236с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.