logo
Конференция_мир детства_2

Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения

Головина Н.Н., г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ, доцент,

кандидат педагогических наук

Кудрявцева А.А., студентка 5 курса

(Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ)

С введением в системе начального образования Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения приобрели новое звучание вопросы готовности будущих первоклассников к обучению в школе. Стандарты предполагают создание в массовых школах условий для обучения детей с особыми возможностями здоровья.

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей. Многие новые технологии обучения, концепции содержания образования, идеи новых школ базируются сегодня на создании гуманной развивающей среды, в которой личность ребенка формируется наиболее полно и свободно на благо общества. Очень важным показателем готовности ребенка к обучению является психологическая, специальная и социальная готовность.

Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Среди компонентов интеллектуальной, личностной готовности он выделил такой существенный компонент этой готовности, как развитие у детей способности управлять своим поведением. Л.И. Божович расширила понятие личностной готовности ребенка, которая выражается в его отношении к школьному обучению, учителю, учению как деятельности.

Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения учебных предметов.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, поэтому первоочередной заботой родителей и воспитателей должно быть всестороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий, т.е. обучения. Однако такое обучение должно быть педагогически верно организовано, чтобы обеспечить подлинное развитие и его надлежащий темп. Часто взрослые перегружают ребенка сложными, непосильными заданиями, утомляют его бесконечными тренировками, принуждая к усвоению знаний и умений без их необходимого осмысления. В этом случае игнорируются закономерности психического развития ребенка, его возрастные возможности, особенности, интересы и потребности. В результате у него гасится познавательный интерес, возникает отрицательное отношение к учению [2, с. 46].

Чтобы этого не случилось, обучение должно быть развивающим, т.е. основываться на учете возрастных особенностей развития, на формировании и использовании присущих данному возрасту видов деятельности с опорой на познавательные возможности ребенка, особенно детей с патологией зрения.

При изучении особенностей протекания психических процессов у детей с патологией зрения старшего дошкольного возраста отмечается: отставание в развитии локомоций, задержка самостоятельного хождения, ограниченный запас знаний и представлений, трудности в осуществлении предметной деятельности, а также в ориентировке и передвижении в пространстве. Эти нарушения приводят к замедлению темпа развития и к длительному пребыванию ребенка на качественно более низком уровне психического развития.

Дети с патологией зрения в мотивации к учебной деятельности не отстают от нормально видящих детей. Результаты показали, дети с патологией зрения старшего дошкольного возраста могут овладеть учебными знаниями, которыми овладевают зрячие дети этого же возраста. Раннее и внутриутробное нарушение зрения приводит к более низкой активности и недостаточному развитию познавательных интересов у детей, что влечет за собой общее недоразвитие деятельности [3, с. 78].

У детей с патологией зрения в учебной деятельности происходят те же закономерности, что и у зрячих. Особенностью является только способы выполнения данной деятельности. У детей данной категории происходит осязательное восприятие материала, закрепление образов в представлениях памяти, оперирование ими в умственном плане требуют не только увеличения времени на наглядно-практические решения, но и значительно более ранней специальной работы по обучению детей действовать «по правилу».

В коррекционно-педагогической работе со старшими дошкольниками с патологией зрения особое внимание следует уделить подготовки руки к письму. Важной задачей подготовки такого ребенка к школе является развитие у него так называемой «ручной умелости». Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сторону письма. Содержательная сторона - это умение представлять звуковой состав слова, которое пишется. Двигательная сторона письма - это умение сохранять и изменять направление движения руки в соответствии с рисунком графемы (изображением формы буквы), осуществлять плавное и неотрывное движение руки, регулировать размах такого движения. Все это требует координации движений руки и зрительного контроля за этим движением.

Обучение письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок с патологией зрения может усвоить до того, как перед ним непосредственно встанет задача учиться писать. Этому способствуют такие виды изобразительной деятельности, как рисование, лепка, аппликация, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, корешков дерева и других материалов.

В процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра мозга стимулирует соседние, участки. Любопытно, что одним из таких важных «соседей» подвергающихся положительному влиянию является речевой центр. В последствии, в результате совершенствования речи ребенка, интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют активизации мышления, речи, а с ними и всех интеллектуальных процессов у детей с патологией зрения.

Для письма важно, чтобы ребенок умел производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например, при равномерном нанесении элементов узора на бумагу. При этом больше времени рекомендуется уделять таким узорам, которые характеризуются плавностью линий и рисовать которые, нужно не отрывая карандаша от бумаги.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

Обогащению общения в значительной степени способствуют и такие виды деятельности, как совместный труд, театрализованные представления и т.п. Особенно благоприятной оказывается для этого ситуация совместных занятий.

Здесь перед педагогами открываются большие возможности для того, чтобы воспитать у ребенка с патологией зрения культуру общения - учить его терпеливо выслушивать другого человека, не перебивая, обсуждать чужую точку зрения, спокойно анализировать ее, не обижаться на критические замечания и самому высказывать их без раздражения, вежливо, доброжелательно. Во время таких занятий можно также развивать четкость и ясность речи, умение правильно формулировать свою мысль, чтобы она была понятна другими. Организуя общение, мы должны чутко следить за настроением ребенка и хорошо знать и учитывать его речевые возможности. Там, где у малыша еще нет нужного слова, надо сочетать речевые и неречевые, например жестовые, средства общения.

К старшему дошкольному возрасту у дошкольника с патологией зрения складываются и элементарные математические представления. Знакомство с ними отнюдь не сводится к заучиванию чисел по порядку. Мало пользы от того, что ребенок бегло «считает» от одного до ста. Гораздо важнее умение ориентироваться в количественной стороне действительности: сопоставлять и соотносить предметы по количеству (больше, меньше, поровну); выделять отдельные предметы из множества, пересчитывать их и называть итоговое число (отвечать на вопрос «сколько всего»); знать состав числа в пределах первого десятка (число два состоит из двух единиц; число три состоит из трех единиц или из двух и одной единицы и т. д.). На основе этих представлений дети-дошкольники овладевают простейшими счетными операциями - сложением и вычитанием.

Как показали психолого-педагогические исследования, дети 6 - 7 лет с патологией зрения далеко не всегда готовы к усвоению программы общеобразовательной школы. В связи с этим основная задача, тифлопедагогов, психологов и родителей - выявить имеющиеся у ребенка имеющиеся возможности и подготовить его к обучению в школе.

Таким образом, участие специалистов в формировании специальной готовности у детей с патологией зрения играет значительно большее значение, чем в жизни нормально видящего ребенка. У таких детей ограничено самостоятельное приобретение знаний и умений. Ребенок с нарушением зрения должен быть специально обучен тому, чему ребенок с нормой зрения может научиться сам.

Список цитированных источников:

1. Ермаков, В.П., Якунин, Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Учебное пособие для вузов. — М.: Владос, 2000. - 240 с.

2. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. – 152 с.

3. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М.: Просвещение, 1969. – 280 с.