logo
Конференция_мир детства_2

Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения

Швачко Е.И., студентка 5 курса

(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)

Научный руководитель – Гордейко В.В., старший преподаватель

Подготовка детей с нарушениями зрения к жизни – это важная социальная проблема, решение которой непосредственно связанно с формированием навыков пространственной ориентировки как наиболее зависящей от дефектов зрительного анализатора.

Практическое овладение младшими школьниками с нарушениями зрения навыками пространственной ориентировки создает благоприятные условия для их социально-бытовой адаптации и реабилитации, поэтому формирование пространственных представлений и навыков ориентирования у данной категории детей следует рассматривать как важную часть коррекционно-развивающей работы. Как известно, навыки пространственной ориентировки формируются на фундаменте сформированных пространственных представлений. В связи с этим, актуальным является вопрос формирования пространственных представлений у данной категории детей.

Работа по развитию пространственных представлений школьников отвечает задаче гармоничного развития личности, способствует подготовке учащихся к творческой деятельности в различных областях науки, техники и производства.

Одним из средств, способствующих формированию пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения, являются информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Н. Токарева выделяет следующие основные направления использования ИКТ в специальном образовании: профилактика и компенсация нарушений психофизического развития; коммуникация; обучение и воспитание [2, с. 33].

В результате внедрения ИКТ для детей с нарушениями зрения становится возможным получение доступа к информации в адаптированном, наиболее удобном виде; осуществление процесса коммуникации и взаимодействия с окру­жающим миром; видоизменение деятельности через повышение мо­тивации к учебе, создание совершенно новых условий для более эффективной само­стоятельной работы, творчества, при­обретения и закрепления различных профессиональных знаний и умений.

Для тифлопедагога применение ИКТ предоставляет широкие возможности проектирования обучающей среды (реализация принци­пиально новых методов и форм обуче­ния; использование новых подходов к организа­ции процесса обучения) [1, с. 61].

Использование ИКТ в обучении младших школьников с нарушениями зрения предполагает реализацию коррекционного аспекта, заключающегося в возможности обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, установления мгновенной обратной связи, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспечения системной педагогической помощи [3,  с. 23].

Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ, многие из которых особенно актуальны для детей с нарушениями зрения – обеспечение полисенсорной основы восприятия, развитие зрительно-моторной координации, системы «глаз – рука», возможность подбора цветовых контрастов и сочетаний цветов, подбор необходимых размеров изображений в зависимости от зрительных возможностей ребенка и др. А также информационные компьютерные технологии позволяют разнообразить и индивидуализировать процесс развития и обучения детей, их применение способствует повышению мотивации, интереса, активности и эмоционального состояния младших школьников, тем самым способствуя увеличению результативности коррекционно-образовательного процесса.

Отдельно следует отметить еще одну роль, которую несут информационные компьютерные технологии – это создание интерактивности. Создание такой формы работы способствует еще большей мотивации у детей, эффективности и результативности процесса обучения. Реализовать данную функцию позволяет компьютерная программа создания презентаций Power Point.

Программа коррекционно-развивающей работы «Пространственная ориентировка и мобильность» для специальных общеобразовательных школ для детей с нарушениями зрения включает в себя следующие разделы формирования пространственных представлений: формирование представлений о признаках и свойствах окружающего мира; формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство; обучение ориентированию в микропространстве; формирование топографических представлений.

Анализ содержания программы «Пространственная ориентировка и мобильность» позволил нам определить те направления коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения, при реализации которых использование информационных компьютерных технологий в виде интерактивных презентаций Power Point представляется наиболее целесообразным: представления о форме; представления о величине; представления о двухмерном пространстве (ориентировка в микропространстве); представления о пространстве собственного тела; представления о взаимном расположении объектов.

При формировании представлений о форме, предлагаем детям интерактивные презентации, которые могут включать в себя ряд заданий типа «Покажи все фигуры квадратной (круглой, овальной и др.) формы», «Какая фигура потерялась?», «Установи соответствие», «Выбери все фрукты круглой формы», «Покажи предметы квадратной формы», «Покажи все домики с прямоугольными окнами», «Найди недостающую фигуру», «Закрась все круги», «Обозначь все угольные фигуры» и т.п.

При формировании представлений о величине, учащиеся выполняют задания типа «Покажи самый большой/маленький треугольник», «Кто самый большой?», «Выдели все высокие дома», «Покажи узкую речку», «Выбери короткую тропинку к лесу», «Рассели животных зоопарка по клеткам», «Собери с яблони только самые большие яблоки», «Рассади бабочек на цветочки в соответствии с их размерами», «Покажи все тонкие карандаши», «Полотенца для медведей», т.п.

В процессе формирования представлений о микропространстве предлагаются следующие примеры интерактивных презентаций: «Покажи круг в верхней части листа», «Покажи, какая фигура расположена справа от круга», «Покажи зеленый треугольник, который находится не в нижнем левом углу», «Кто где находится?», «Покажи фрукты, которые находятся в верхней части экрана», «Выбери овощи, которые находятся в правой половине экрана», «Выбери все синие фигуры, которые не находятся в левой и нижней части экрана», «Покажи все школьные принадлежности, которые находятся в нижней части листа, и назови их» и т.п.

Представления о пространстве собственного тела формируются при использовании заданий вида «Покажи девочку, которая подняла одну руку вверх», «Укажи на мальчика, который отвел в сторону правую руку», «Покажи гномика, у которого опущена вниз левая рука», «Покажи акробата, у которого поднята вверх левая нога», «Покажи клоуна, у которого шар для жонглирования находится в левой руке» и т.п.

Задания, которые используются в процессе формирования данного вида представлений предлагаются детям как в прямом, так и в зеркально отображаемом пространстве.

Представления о взаимном расположении объектов формируются посредством выполнений заданий вида «Покажи мальчика, который едет на велосипеде вправо», «Что справа, что слева?», «Что выше всех?», «Какая девочка ниже остальных?», «Покажи самый последний вагон в поезде», «Покажи белочку, которая сидит рядом с дуплом», «Какое дерево ближе всех?», «Покажи предмет следующий за…», «Кто из зверей находится левее, чем собака,…правее, чем мышь?», «Покажи здание, которое находится справа от фонтана», «Покажи дорожку, которая находится между зданием школы и игровой площадкой, которая находится ближе всего к фонтану», «Выбери дорожку, через которую проходит маршрут прогулки в магазин» и т.п.

Предлагаемые виды заданий в процессе формирования пространственных представлений, за исключением представлений о пространстве собственного тела и представлений о взаимном расположении объектов, могут быть использованы на всех этапах коррекционно-развивающей работы, т.е. на этапах актуализации, формирования, практикования и закрепления. Предлагаемые же для использования виды заданий по формированию представлений о пространстве собственного тела и представлений и взаимном расположении объектов целесообразно использовать на этапах практикования и закрепления знаний и умений.

Таким образом, предложенные виды заданий следует включать в коррекционно-развивающую работу по формированию и развитию пространственных представлений у младших школьников, в частности у учащихся первых классов. При использовании программы PowerPoint и предложенных видов заданий необходимо учитывать зрительные возможности и индивидуальные особенности учащихся, и в связи с этим можно видоизменять задания, их тематику, размер наглядности, цветовое решение, цветовые контрасты, стимулы и т.д. Также существует возможность использовать задания на разных этапах обучения. Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей интерес, активность и эмоциональный подъем.

При условии систематического использования компьютерных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разным уровнем подготовки. При этом происходит качественное усиление результата образования.

Педагогам компьютерные технологии помогают лучше оценить способности и знания ребенка, побуждают искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Информационные компьютерные технологии - это дополнительный, рациональный и удобный источник наглядности, который создает положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребенка, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Список цитированных источников:

  1. Гордейко, В.В. Проблема разработки и внедрения информационных технологий в специальном образовании / В.В. Гордейко // Спецыяльная адукацыя. — 2008. — № 1. — С. 32–35.

  2. ИКТ в образовании людей с особыми потребностями: специализированный учебный курс / Н. Токарева, С. Бесио. — Авториз. перевод с англ. — М.: Изд. дом «Обучение-сервис», 2008. – 320 с.

  3. Кислякова, Ю.Н. Методические рекомендации по использованию мультимедийных средств обучения в специальном образовании / Ю.Н. Кислякова, Т.В. Лисовская. – Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2010. – 52 с.