Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
Швачко Е.И., студентка 5 курса
(г. Минск, УО «БГПУ им. М. Танка»)
Научный руководитель – Гордейко В.В., старший преподаватель
Подготовка детей с нарушениями зрения к жизни – это важная социальная проблема, решение которой непосредственно связанно с формированием навыков пространственной ориентировки как наиболее зависящей от дефектов зрительного анализатора.
Практическое овладение младшими школьниками с нарушениями зрения навыками пространственной ориентировки создает благоприятные условия для их социально-бытовой адаптации и реабилитации, поэтому формирование пространственных представлений и навыков ориентирования у данной категории детей следует рассматривать как важную часть коррекционно-развивающей работы. Как известно, навыки пространственной ориентировки формируются на фундаменте сформированных пространственных представлений. В связи с этим, актуальным является вопрос формирования пространственных представлений у данной категории детей.
Работа по развитию пространственных представлений школьников отвечает задаче гармоничного развития личности, способствует подготовке учащихся к творческой деятельности в различных областях науки, техники и производства.
Одним из средств, способствующих формированию пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения, являются информационные компьютерные технологии (ИКТ).
Н. Токарева выделяет следующие основные направления использования ИКТ в специальном образовании: профилактика и компенсация нарушений психофизического развития; коммуникация; обучение и воспитание [2, с. 33].
В результате внедрения ИКТ для детей с нарушениями зрения становится возможным получение доступа к информации в адаптированном, наиболее удобном виде; осуществление процесса коммуникации и взаимодействия с окружающим миром; видоизменение деятельности через повышение мотивации к учебе, создание совершенно новых условий для более эффективной самостоятельной работы, творчества, приобретения и закрепления различных профессиональных знаний и умений.
Для тифлопедагога применение ИКТ предоставляет широкие возможности проектирования обучающей среды (реализация принципиально новых методов и форм обучения; использование новых подходов к организации процесса обучения) [1, с. 61].
Использование ИКТ в обучении младших школьников с нарушениями зрения предполагает реализацию коррекционного аспекта, заключающегося в возможности обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, установления мгновенной обратной связи, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспечения системной педагогической помощи [3, с. 23].
Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ, многие из которых особенно актуальны для детей с нарушениями зрения – обеспечение полисенсорной основы восприятия, развитие зрительно-моторной координации, системы «глаз – рука», возможность подбора цветовых контрастов и сочетаний цветов, подбор необходимых размеров изображений в зависимости от зрительных возможностей ребенка и др. А также информационные компьютерные технологии позволяют разнообразить и индивидуализировать процесс развития и обучения детей, их применение способствует повышению мотивации, интереса, активности и эмоционального состояния младших школьников, тем самым способствуя увеличению результативности коррекционно-образовательного процесса.
Отдельно следует отметить еще одну роль, которую несут информационные компьютерные технологии – это создание интерактивности. Создание такой формы работы способствует еще большей мотивации у детей, эффективности и результативности процесса обучения. Реализовать данную функцию позволяет компьютерная программа создания презентаций Power Point.
Программа коррекционно-развивающей работы «Пространственная ориентировка и мобильность» для специальных общеобразовательных школ для детей с нарушениями зрения включает в себя следующие разделы формирования пространственных представлений: формирование представлений о признаках и свойствах окружающего мира; формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство; обучение ориентированию в микропространстве; формирование топографических представлений.
Анализ содержания программы «Пространственная ориентировка и мобильность» позволил нам определить те направления коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения, при реализации которых использование информационных компьютерных технологий в виде интерактивных презентаций Power Point представляется наиболее целесообразным: представления о форме; представления о величине; представления о двухмерном пространстве (ориентировка в микропространстве); представления о пространстве собственного тела; представления о взаимном расположении объектов.
При формировании представлений о форме, предлагаем детям интерактивные презентации, которые могут включать в себя ряд заданий типа «Покажи все фигуры квадратной (круглой, овальной и др.) формы», «Какая фигура потерялась?», «Установи соответствие», «Выбери все фрукты круглой формы», «Покажи предметы квадратной формы», «Покажи все домики с прямоугольными окнами», «Найди недостающую фигуру», «Закрась все круги», «Обозначь все угольные фигуры» и т.п.
При формировании представлений о величине, учащиеся выполняют задания типа «Покажи самый большой/маленький треугольник», «Кто самый большой?», «Выдели все высокие дома», «Покажи узкую речку», «Выбери короткую тропинку к лесу», «Рассели животных зоопарка по клеткам», «Собери с яблони только самые большие яблоки», «Рассади бабочек на цветочки в соответствии с их размерами», «Покажи все тонкие карандаши», «Полотенца для медведей», т.п.
В процессе формирования представлений о микропространстве предлагаются следующие примеры интерактивных презентаций: «Покажи круг в верхней части листа», «Покажи, какая фигура расположена справа от круга», «Покажи зеленый треугольник, который находится не в нижнем левом углу», «Кто где находится?», «Покажи фрукты, которые находятся в верхней части экрана», «Выбери овощи, которые находятся в правой половине экрана», «Выбери все синие фигуры, которые не находятся в левой и нижней части экрана», «Покажи все школьные принадлежности, которые находятся в нижней части листа, и назови их» и т.п.
Представления о пространстве собственного тела формируются при использовании заданий вида «Покажи девочку, которая подняла одну руку вверх», «Укажи на мальчика, который отвел в сторону правую руку», «Покажи гномика, у которого опущена вниз левая рука», «Покажи акробата, у которого поднята вверх левая нога», «Покажи клоуна, у которого шар для жонглирования находится в левой руке» и т.п.
Задания, которые используются в процессе формирования данного вида представлений предлагаются детям как в прямом, так и в зеркально отображаемом пространстве.
Представления о взаимном расположении объектов формируются посредством выполнений заданий вида «Покажи мальчика, который едет на велосипеде вправо», «Что справа, что слева?», «Что выше всех?», «Какая девочка ниже остальных?», «Покажи самый последний вагон в поезде», «Покажи белочку, которая сидит рядом с дуплом», «Какое дерево ближе всех?», «Покажи предмет следующий за…», «Кто из зверей находится левее, чем собака,…правее, чем мышь?», «Покажи здание, которое находится справа от фонтана», «Покажи дорожку, которая находится между зданием школы и игровой площадкой, которая находится ближе всего к фонтану», «Выбери дорожку, через которую проходит маршрут прогулки в магазин» и т.п.
Предлагаемые виды заданий в процессе формирования пространственных представлений, за исключением представлений о пространстве собственного тела и представлений о взаимном расположении объектов, могут быть использованы на всех этапах коррекционно-развивающей работы, т.е. на этапах актуализации, формирования, практикования и закрепления. Предлагаемые же для использования виды заданий по формированию представлений о пространстве собственного тела и представлений и взаимном расположении объектов целесообразно использовать на этапах практикования и закрепления знаний и умений.
Таким образом, предложенные виды заданий следует включать в коррекционно-развивающую работу по формированию и развитию пространственных представлений у младших школьников, в частности у учащихся первых классов. При использовании программы PowerPoint и предложенных видов заданий необходимо учитывать зрительные возможности и индивидуальные особенности учащихся, и в связи с этим можно видоизменять задания, их тематику, размер наглядности, цветовое решение, цветовые контрасты, стимулы и т.д. Также существует возможность использовать задания на разных этапах обучения. Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей интерес, активность и эмоциональный подъем.
При условии систематического использования компьютерных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разным уровнем подготовки. При этом происходит качественное усиление результата образования.
Педагогам компьютерные технологии помогают лучше оценить способности и знания ребенка, побуждают искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
Информационные компьютерные технологии - это дополнительный, рациональный и удобный источник наглядности, который создает положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребенка, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Список цитированных источников:
Гордейко, В.В. Проблема разработки и внедрения информационных технологий в специальном образовании / В.В. Гордейко // Спецыяльная адукацыя. — 2008. — № 1. — С. 32–35.
ИКТ в образовании людей с особыми потребностями: специализированный учебный курс / Н. Токарева, С. Бесио. — Авториз. перевод с англ. — М.: Изд. дом «Обучение-сервис», 2008. – 320 с.
Кислякова, Ю.Н. Методические рекомендации по использованию мультимедийных средств обучения в специальном образовании / Ю.Н. Кислякова, Т.В. Лисовская. – Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2010. – 52 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.