Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
Тушкин А.А., преподаватель
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Одним из материальных прав любого ребенка является его право на жилище. В соответствии со ст. 18 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», ст. 192 КоБС Республики Беларусь реализация права ребенка на жилище осуществляется в порядке, определяемом жилищным законодательством Республики Беларусь [1, 2]. Наиболее «острые» вопросы, возникающие в судебной практике в связи с реализацией этого права ребенка, касается признания несовершеннолетних утратившими право пользования жилым помещением. Так, в жизни бывают такие случаи, когда бывшая супруга, зарегистрированная на жилой площади бывшего мужа, перестает вместе с их общим несовершеннолетним ребенком пользоваться жилым помещением, вывозит на другое постоянное место жительства имущество, не несет обязанностей по оплате жилого помещения супруга, однако перерегистрацию по новому месту жительства ни сама, ни ребенку не оформляет. Распространенным способом избавления от таких нежелательных «жильцов» на практике является подача иска о признании бывшей супруги с несовершеннолетним ребенком утратившими право пользования жилым помещением.
Поскольку в соответствии с требованиями Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30.03.2000 г. «О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства» несовершеннолетние члены семьи имеют равное право пользования жилым помещением наравне с собственником или нанимателем, то обстоятельства, подлежащие установлению судами при рассмотрении иска о признании несовершеннолетних утратившими право пользования жилым помещением сводятся к следующему. Во - первых, суд устанавливает, приобрел ли несовершеннолетний право на жилое помещение, вселялся ли он в жилое помещение, пользовался ли им, в связи с какими обстоятельствами выбыл из жилого помещения, реализовал ли свое право пользования жилым помещением по новому месту жительства [3].
В соответствии со ст. 74 КоБС Республики Беларусь местом жительства несовершеннолетнего является место жительства его родителей [2]. В соответствии с Положением о регистрации граждан по месту жительства и месту регистрации, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь № 413 от 07.09.2007 г., регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей, и свидетельства о рождении несовершеннолетнего, путем внесения сведений в домовые книги [4]. Жилищное законодательство установило, что такое лицо приобретает право пользования жилым помещением, в случае вселения в жилое помещение и пользования им наравне с другими членами семьи нанимателя. В соответствии со ст. 29 ЖК Республики Беларусь к членам семьи нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации застройщиков относятся его несовершеннолетние дети [5]. Однако, принадлежность к членству семьи не влечет за собой приобретение права пользования жилым помещением родителя. Права пользования жилым помещением реализуются, если дети вселились в жилое помещение в установленном порядке. Данное требование не распространяется на несовершеннолетних детей имеющих право собственности на долю в жилом помещении, которые используют жилое помещение на основе своего права собственности. Все дети, которые родились до 01.07.1992 г. имели квоту, которая была зачтена при приватизации жилых помещений, в такой ситуации несовершеннолетнего до 2010 года нельзя было признать утратившим право пользования жилым помещением.
В случае временного вселения детей на жилую площадь нанимателя, собственника или члена организации застройщиков они в соответствии со ст. 40 ЖК Республики Беларусь приобретают права временных жильцов. По общему правилу в соответствии со ст. 30 ЖК Республики Беларусь на вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия ни собственника, ни нанимателя жилого помещения, ни остальных совершеннолетних членов семьи [5]. Несовершеннолетние, вселенные в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с остальными право пользования жилым помещением. Однако недостаточно факта временного пользования этим жилым помещением или наличия только регистрации по месту жительства.
Регистрация по месту жительства не порождает прав на жилое помещение. Поэтому, если несовершеннолетние дети были зарегистрированы по месту жительства одного из своих родителей, но никогда не проживали в спорном жилом помещении и не вселялись в него, то такие несовершеннолетние дети не приобретают право пользования жилым помещением и не могут быть признаны утратившими право пользования этим жилым помещением. Как правило, такие несовершеннолетние признаются не приобретшими право пользования спорным жилым помещением. В качестве доказательства проживания и пользования жилым помещением суды так же рассматривают, документы подтверждающие факт того, что несовершеннолетнее лицо пользовалось местной поликлиникой по месту жительства (неоднократно обращалось за медицинской помощью), а обучение несовершеннолетних детей проходит в школах и детских садах по месту нахождения спорного жилого помещения.
Несовершеннолетний, продолжающий проживать в жилом помещении родителей после расторжения брака между ними, сохраняет право пользования этим жилым помещением.
В соответствии со ст. 37 ЖК Республики Беларусь лицо считается утратившим право пользования жилым помещением, если добровольно выехало в иное место жительства для постоянного проживания [5]. В соответствии с требованиями п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь №8 от 28.06.2007 г. несовершеннолетние члены семьи могут быть признаны утратившими право пользования жилым помещением при наличии доказательств, что имеются условия для их проживания по новому месту жительства [6]. В соответствии с данной статьей, если несовершеннолетний вместе с матерью после расторжения ею брака с отцом ребенка выехал на другое постоянное место жительства, он утрачивает право пользования жилым помещением своего отца. Эта практика существовала и во время действия старого жилищного кодекса. Для подтверждения этих обстоятельств суд устанавливает, оставлены ли в спорной квартире личные вещи несовершеннолетнего (мебель, техника, и одежда), менялись ли замки на входной двери в жилое помещение или нет; приобрел ли несовершеннолетний право пользования жилым помещением по новому месту жительства [7, 8]. При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде его матери из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением по новому месту жительства, иски о признании несовершеннолетнего утратившим права на жилое помещение подлежат удовлетворению.
Считаю, что данная норма закона нуждается в совершенствовании. В соответствии с требованиями ст. 68 КоБС Республики Беларусь родители обязаны защищать права и законные интересы своих детей [2]. Эта защита осуществляется обоими родителями. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Приведенные права ребенка и обязанности его родителей сохраняются и после расторжения брака родителей ребенка. Исходя из этого, лишение ребенка права пользования жилым помещением одного из родителей - например, собственника помещения, влечет за собой нарушение прав ребенка. Поэтому в силу положений КоБС Республики Беларусь об обязанностях родителей в отношении своих детей право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, должно сохраняться за ребенком и после расторжения брака между его родителями. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их обоих родителей. Удовлетворение требований истца в этом случае противоречит интересам несовершеннолетнего ребенка.
Поэтому полагаю, что ст. 37 ЖК Республики Беларусь в будущем должна быть изложена в следующей редакции: «Правила части 2 ст. 37 ЖК Республики Беларусь не относятся к несовершеннолетним детям». Считаю, что в этом случае необходимо учитывать, что речь идет о ребенке, который в силу своего возраста, во-первых, не может вступить в полноценные семейные отношения по ряду причин (например, если есть препятствие со стороны родителей), а во-вторых, он не может самостоятельно реализовать свое право пользования спорной квартирой, т.к. несовершеннолетний ребенок не выбирает сам место своего жительства, и в случае раздельного проживания родителей место жительство ребенка определяется по согласию родителей. Только в таких случаях все дети будут в полной мере защищены в реализации своих материальных прав на жилище.
Например, в настоящее время суды заняли правильную позицию об отказе в удовлетворении требований о порядке определения пользования квартирой находящейся в совместной собственности супругов, если например в двух комнатах проживают с ними несовершеннолетние дети – нельзя лишить детей пользования комнатами, как отца, так и матери.
Список цитированных источников:
О правах ребёнка: Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII (в ред. Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 г. № 451-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2011.
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 09 июля 1999 г. № 278-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2010 г. № 166-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2011.
О некоторых вопросах применения судами жилищного законодательства: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. № 3 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда от 28.06.2007 г. № 9) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2011.
О совершенствовании системы учёта граждан по месту жительства и месту пребывания: Указ Президента Республики Беларусь от 07 сентября 2007 г. № 413 (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 439) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2011.
Жилищный кодекс Республики Беларусь от 22 марта 1999 г. № 248-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2011.
О практике применения судами жилищного законодательства по делам о расторжении договора найма жилого помещения и выселении: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. № 8 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». – Минск, 2011.
http://www.9502097.ru/phone/news/children_rights.htm
http://www.yurclub.ru/docs/civil/article349.html
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.