Последствия лишения родительских прав
Преснякова Т.В., старший преподаватель
Беренфельд М.В., студентка 3 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее – Кодекс) родительские права и обязанности относит к числу неотчуждаемых. Если же эти права и обязанности используются не по назначению, возможна их утрата в результате лишения родительских прав. Лишение родительских прав представляет собой семейно-правовую меру ответственности в отношении родителей, т.е. лиц, записанных в качестве родителей в актовой записи о рождении ребенка. Безусловно, такая мера защиты прав и законных интересов детей является исключительной и влечет за собой серьезные правовые последствия как для родителя, так и для его ребенка. Существует ограниченный перечень оснований для лишения родительских прав, которые должны быть подтверждены неоспоримыми доказательствами:
родители уклоняются от воспитания и (или) содержания ребенка;
они злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с ребенком;
они ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное
воздействие на ребенка;
они отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком;
в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали причины, послужившие основанием для отобрания у них ребенка.
По сравнению с законодательством Российской Федерации, где в качестве основания лишения родительских прав выступает совершение умышленного преступления против жизни или здоровья ребенка либо против жизни и здоровья супруга, в Кодексе Республики Беларусь отсутствует данное основание. Возможно, что в последующем необходимо будет данный ограниченный печень расширить путем заимствования такого основания лишения родительских прав из опыта других стран. Безусловно, данная причина для лишения родительских прав будет менее актуальна, чем те, которые содержатся в статье 80 Кодекса, но необходимо, чтобы все возможные случаи были законодательно урегулированы, прежде всего в целях защиты прав и интересов детей.
Родители, лишенные родительских прав, во-первых, утрачивают все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они лишены родительских прав. Причем речь идет не только о тех правах, которые родители имели до достижения детьми совершеннолетия (родительских правах), но и других, вытекающих как из семейных, так и иных правоотношений. К правам, которые теряют родители, в частности, относятся:
право на воспитание и образование ребенка;
право на защиту прав и интересов детей, в том числе их представительство в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами;
право на истребование ребенка от других лиц;
право на получение назначенных ребенку пенсии, пособия, алиментов, иных платежей. Сам же ребенок не теряет право на эти выплаты. Их будет получать для содержания ребенка то лицо, которому он передан на воспитание, или они будут перечисляться на счет того детского учреждения, где находится ребенок;
право на получение алиментов от совершеннолетних детей;
право на наследование по закону имущества детей в случае их смерти;
право на дачу согласия на эмансипацию несовершеннолетнего;
право на дачу согласия на совершение детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет тех сделок, которые они не вправе совершать самостоятельно;
право на ходатайство об ограничении или лишении ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами.
Во-вторых, родители, лишенные родительских прав, утрачивают право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Ежемесячное пособие на ребенка не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается родителям на ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав. К данным пособиям можно отнести следующие:
по беременности и родам;
по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
на детей старше трех лет;
по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;
по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;
по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека.
Лица, лишенные родительских прав, утрачивают право на получение льгот, установленных законодательством для граждан, имеющих детей, в частности, право на дополнительные льготы женщинам и лицам с семейными обязанностями, позволяющие сочетать труд с воспитанием детей. К таким льготам можно отнести следующие:
запрет на привлечение к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, выходные дни и направление в служебную командировку женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;
перевод на более легкую работу женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
дополнительный свободный от работы день при условиях, установленных статьей 265 Трудового кодекса Республики Беларусь;
предоставление отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
установление неполного рабочего времени женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет;
предоставление отпуска в летнее и другое удобное время женщинам, имеющим детей;
предоставление кратковременного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим несовершеннолетних детей;
предоставление дополнительных гарантий при заключении и прекращении трудового договора для женщин, имеющих детей;
зачет в стаж работы периодов отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, ухода за ребенком в возрасте до 18 лет, зараженным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;
иные льготы, предусмотренные законодательством.
Родители, лишенные родительских прав, теряют не только все права, основанные на факте родства с ребенком, но и право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Родители, лишенные родительских прав, утрачивают также возможность приобретения некоторых личных неимущественных прав в сфере семейных отношений:
право быть усыновителями;
право быть назначенными опекунами (попечителями);
право быть приемными родителями.
С лишением родительских прав прекращаются не только права, но и обязанности родителей, основанные на факте родства с ребенком, за исключением алиментной обязанности. За родителями, лишенными родительских прав, сохраняется обязанность содержать своего ребенка. Возможно, целесообразно сохранить за родителем обязанность возмещать вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком в течение трех лет после лишения родительских прав. Поскольку поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, могло быть следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.
Для принятия судом решения о лишении родительских прав необходимы основания, содержащиеся в Кодексе. С целью дальнейшего совершенствования данного вопроса и защиты прав и законных интересов детей представляется возможным дополнить перечень оснований для лишения родительских прав: совершение умышленного преступления против жизни или здоровья ребенка либо против жизни и здоровья супруга. После принятия судом решения о лишении родительских прав наступают серьезные правовые последствия как для ребенка, так и для родителя. За родителем сохраняется только алиментная обязанность по отношению к детям. Возможно, стоит пересмотреть круг обязанностей, которые теряет родитель при лишении родительских прав, и сохранить хотя бы такое обязательство, как возмещение вреда, причиненного его несовершеннолетним ребенком в течение трех лет после лишения родительских прав. В целом, необходимо тщательно подходить к решению вопроса о лишении родительских прав, поскольку у ребенка только одна мать и только один отец, и если уже принимается такое решение, то стоит учитывать, что ребенок теряет самых близких людей. В ряде случаев это делать просто необходимо, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.
Список цитированных источников:
1. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, 9 июля 1999 г., № 278-З: в редакции закона Республики Беларусь от 15.07.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь, 26 июля 1999 г., № 296-З: в редакции закона Республики Беларусь от 30.11. 2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.