logo
Конференция_мир детства_2

Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения

Голубцова О.В., студентка 6 курса

(г. Могилев, УО «МГУ им. А.А. Кулешова»)

Научный руководитель – Калачева И.В., кандидат психологических наук, доцент

В настоящее время особое внимание уделяется обучению и воспитанию детей, имеющих психические и (или) физические нарушения. Одной из таких категорий детей являются школьники с нарушением зрения, значительная часть которых получает образование в специальных школах - интернатах. Однако для полноценного развития личности и интеграции в общество детей с нарушением зрения недостаточно усилий образовательного учреждения. Созревание эмоциональной и личностной сферы ребенка с нарушением зрения тесно связано с позитивными отношениями «мать-ребенок», которые формиру­ются в первые месяцы и годы жизни. В связи с этим актуальным является изучение взаимосвязи стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения.

Возросшее в конце XX в. внимание общества к проблемам семей, воспитываю­щих детей с отклонениями в развитии, стимулировало появление работ Е.М. Мастюковой Р. Е., Овчаровой, В.В. Ткачевой, Г.Г. Филипповой и др., в которых характеризуются семейная атмосфера и влияние социального окружения на развитие «особенного» ребенка [1, 2, 3, 4].

Для семьи рождение ребенка с особенностями психофизического развития является кризисным событием, которое накладывает отпечаток на психоэмоциональное состояние каждого из ее членов, вынуждает изменить и переориентировать всю структуру семейного взаимодействия.

Семейная структура представляет собой комплексную, динамическую характеристику, отражающую внешнюю совокупность взаимоотношений, опосредованную внутренними психологическими свойствами лиц, в нее включенных. По мнению В. Б. Пархомовича в семейную структуру входит вся совокупность межличностных активных взаимодействий в семье, которая раскрывается в ролевых, иерархических и дистантных отношениях [5].

И.И. Мамайчук, Г. Прейслером, Л.И. Солнцевой, С.М. Хорош изучалась позиция, которую занимают родители по отношению к ребенку с нарушением зрения. Было выделено две противоположные позиции – адекватная и неадекватная, различающиеся по мотиву, чаще неосознаваемому, который побуждает их к внешне сходным действиям [6, 7, 8].

Для адекватной родительской позиции основным мотивом является стремление всеми имеющимися средствами максимально приспособить ребенка к окружающей жизни, при этом он воспринима­ется в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учи­тывать в процессе воспитания. Сам ребенок и недостаточность у него зрения родителями принимаются [7].

При неадекватной позиции основным мотивом у родителей служит стремление любой ценой доказать себе и окружающим, что у ребенка нет дефекта. Авторы выделяют несколько вариантов неадекватной родительской позиции [6,7]: непринятие дефекта, а, следовательно, и самого ребенка; принятие ребенка, но отвержение наличия у него дефекта; принятие дефекта, но отвержение самого ребенка; принятие и ребенка, и дефекта, однако ребенок воспринимается как жертва обстоятельств.

Одной из причин неадекватного эмоционального развития могут быть причины недоста­точного взаимодействия «мать-ребенок» в раннем возрасте, а также недостаточно правильное его воспитание в детских учреждениях, с дефицитом эмоционально-положительного общения со взрослым, в частности тактильного, в котором он особенно нуждается. Это может быть одной из причин своеобразного снижения интеллектуальной активности у детей с нарушением зрения.

С целью изучения особенностей взаимосвязи стиля материнского воспитания в семьях, воспитывающих младших школьников с нарушением зрения и особенностей восприятия учащимися взаимоотношений в семье нами было проведено эмпирическое исследование.

Для выявления опыта матерей в воспитании ребенка, ошибок в воспитании, нарушений в системе взаимного влияния членов семьи, нарушений в структурно – ролевом аспекте жизнедеятельности семьи и в механизме интеграции семьи, а также изучения стиля материнского воспитания нами была использована методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса [9].

Восприятие младшими школьниками с нарушением зрения взаимоотношений в семье нами было исследовано с помощью опросника социализации для школьников «Моя семья», который позволяет установить такие факторы в семейном воспитании, как гибкость воспитательных установок, воспитание самостоятельности, взаимопомощь в семье, общность интересов, доминирование матери или отца, отношение к школе, а также уровень взаимоотношений в семье: благополучный, менее благополучный, удовлетворительный, неблагополучный [10].

В исследовании приняли участие 25 младших школьников с нарушением зрения и 25 матерей этих детей, а также 20 учащихся данной возрастной категории, не имеющих дефекта в развитии и их матери.

Результаты диагностики с помощью методики АСВ представлены в таблице 1:

Таблица 1 – Преобладающий стиль материнского воспитания

Категория семей

Стиль воспитания

потворствующая гиперпротекция

доминирующая гиперпротекция

жесткое обращение

эмоциональное отвержение

повышенная моральная ответственность

безнадзорность

не выявлен

с «особенным» ребенком

24%

29%

-

-

-

-

47%

с ребенком без особенностей развития

-

15%

10%

-

-

25%

50%

Анализ данных с помощью опросника АСВ показывает, что в 24% семей школьников с дефектом зрения выявлена потворствующая гиперпротекция, т.е. ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. В 29 % семей, воспитывающих школьников с нарушением зрения и 15% семей с ребенком без дефекта наблюдается такой стиль материнского воспитания как доминирующая гиперпротекция, т.е. ребенок находится в центре внимания матери, которая отдает ему много сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. В 47 % семей школьников с нарушением зрения и 50% семей, воспитывающих детей без патологии не выявлен преобладающий стиль материнского воспитания, что может быть показателем использования адекватных методов и стратегий в воспитании.

Статистический анализ данных позволил выявить достоверность различий в стиле воспитания в семьях, воспитывающих школьников с нарушением зрения и в семьях их нормально развивающихся сверстников ( =14,438, р≤0,01). Полученные результаты могут быть обусловлены тем, что появление в семье ребенка с дефектом зрения способствует чрезмерной заботе о нем со стороны матери, желанию ограждать школьников от сложностей, брать на себя ответственность за его поведение.

Особенности восприятия семейных взаимоотношений младшими школьниками с нарушением зрения и их сверстниками без особенности зрения, выявленные по методике «Моя семья», представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Восприятие младшими школьниками факторов семейных

взаимоотношений в семьях

Фактор семейных отношений:

Выраженность фактора

у школьников с нарушением зрения:

у школьников без нарушения зрения:

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

гибкость воспитательных установок

40%

35%

25%

15%

50%

35%

воспитание самостоятельности

40%

52%

8%

30%

10%

60%

отношение к школе

100%

0%

0%

95%

5%

0%

дружественность взаимоотношений в семье

40%

40%

20%

25%

65%

10%

общность интересов

84%

16%

0%

85%

0%

15%

Статистический анализ данных показал, что существуют достоверные различия между восприятием семейных взаимоотношений у школьников с нарушением зрения и их нормально развивающихся сверстников по фактору «Гибкость воспитательных установок» (U=38,5; р≤0,05). Мы полагаем, что это может быть обусловлено различиями в тесноте контактов с родителями у этих категорий школьников.

По фактору «Воспитание самостоятельности» нами получены статистически достоверные различия (U=74; р≤0,05): школьники с нарушением зрения считают, что родители стимулируют в них самостоятельность, в то время как учащиеся без патологии зрения воспринимают действия родителей как ограничивающие их самостоятельность.

В результате статистического анализа уровней взаимоотношений в семьях младших школьников с патологией зрения и без нарушения нами статистически достоверно установлено, что младшие школьники с нарушением зрения воспринимают взаимоотношения в семье как более благополучные, чем их нормально развивающиеся сверстники (U=30; р≤0,05). Мы полагаем, что наличие дефекта у ребенка вызывает заинтересованность родителей в получении знаний и обретении навыков, способствующих продуктивному взаимоотношению с ребенком.

Анализ литературы позволил предположить, что характеристики стиля семейного воспитания, выявленные по методике АСВ, связаны с факторами семейного воспитания и уровнем взаимоотношений в семье, выявленными по методике «Моя семья». В связи с этим нами был проведен ранговый корреляционный анализ этих переменных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена . Статистически значимые корреляционные взаимосвязи представлены нами в таблице 3.

Таблица 3 – Взаимосвязь восприятия школьниками с нарушением зрения факторов и уровней взаимоотношений в семье с характеристиками стиля

материнского воспитания

Характеристика стиля семейного воспитания

Факторы семейных взаимоотношений

Уровень взаимоотношений в семье

Гибкость воспитательных установок

Воспитание самостоятельности

Отношение

к школе

Дружественность взаимоотношений

Общность интересов

Игнорирование потребностей

0,393**

-

-

-

-

-

Чрезмерность требований

-

-

-

-

-

-0,427**

Недостаточность обязанностей

-

-

-0,471**

-

-

-

Доминирование

-0,468**

-

-

0,383*

-

-

Подчинение

-

-0,383**

-

-

-

-

Жестокий стиль

- 0,484**

-

-

-

-

-

Минимальность санкций

-

-

-

-0,386*

-

-

Фобия утраты ребенка

-

-

-

-

-

-0,521**

** - взаимосвязь достоверна при уровне значимости р≤0,05

* - взаимосвязь достоверна при уровне значимости р≤0,01

Нами установлена умеренная отрицательная корреляция между доминированием родителей в воспитании детей и восприятием гибкости воспитательных установок, между жесткостью семейного воспитания и восприятием гибкости воспитательных установок, между подчинением и восприятием воспитания самостоятельности, между минимальностью санкций и восприятием дружественности взаимоотношений, между чрезмерностью требований и восприятием уровня семейных взаимоотношений. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что стремление родителей к доминированию воспринимается младшими школьниками с нарушением зрения как ограничение, подавление самостоятельности детей. Минимальность санкций по отношению к детям способствует восприятию взаимоотношений детьми как дружественных.

Наблюдается средняя отрицательная корреляция между фобией утраты ребенка и восприятием уровня семейных взаимоотношений. Мы полагаем, что боязнь за жизнь своего ребенка стимулирует воспитательную неуверенность матери, что негативно сказывается на восприятии младшими школьники с нарушением зрения уровня взаимоотношений в семье.

Таким образом, в результате теоретического анализа литературы было установлено, что появление в семье ребенка с нарушением зрения является фактором, который может усиливать и обострять проблемы семейного взаимодействия. По отношению к ребенку с нарушением зрения у матери может быть сформирована адекватная или неадекватная позиция которая может повлиять на стиль материнского воспитания.

В результате эмпирического исследования было установлено, что в семьях, воспитывающих младших школьников с нарушением зрения, помимо адекватного стиля воспитания (47%), 53% используют доминирующую и потворствующую гиперпротекцию.

Младшие школьники с нарушением зрения воспринимают взаимоотношения в семье как более благополучные, чем их нормально развивающиеся сверстники, а установки родителей на воспитание оцениваются как более гибкие, ориентированные на формирование самостоятельности в школьниках.

Опираясь на полученные данные необходимо отметить, что нарушение зрения у ребенка является фактором формирования стиля материнского воспитания, который взаимосвязан с особенностями восприятия данной категорией школьников семейных взаимоотношений.

Список цитированных источников:

1. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – 437 с.

2. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. – 319 с.

3. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева // Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 3 – 9.

4. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 240 с.

5. Пархомович, В. Б. Характеристика структуры семьи, воспитывающей детей с особенностями психофизического развития / В.Б. Пархомович // Дэфекталогія. – 2007. – № 5. – С. 13-22

6. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / под ред. И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006. - 400 с.

7. Прейслер, Г. Несколько замечаний о развитии слепых детей / Г. Прейслер. – СПб.:изд. центр «САТЕЛЛ», 1995. – 186 с.

8. Солнцева, Л.И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – М.: ВОС, 2003. – 65 с.

9. Слепкова, В.И. Психологическая диагностика семейных отношений / В.И. Слепкова, Т.А. Заеко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 196с.

10. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /под ред. Л.А. Головей, С.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.