О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
Стаценко В.Г., кандидат исторических наук, доцент
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Гендер {от англ. «род») понимается как одна из важных граней социальных отношений и включает три группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, распространенные в обществе, а также так называемый «гендерный дисплей» - предписанные обществом нормы мужского и женского действия и взаимодействия во всем многообразии их проявлений. Другими словами, гендер - это широкое, многоаспектное понятие, включающее не только биологическую половую принадлежность индивида, но и его психологические, социальные и культурные особенности (условия воспитания, социальный статус и др.).
Социальные последствия биологической определенности индивидов законодатель не может игнорировать. Так, репродуктивная функция женщины (способность к беременности) не только не должна ущемлять определяемых законом ее прав как гражданки, но и учитываться, например, при реализации уголовной ответственности.
Гендерный подход в уголовно-правовом смысле позволяет оценить эффективность современного законодательства: насколько полно оно отражает социально обусловленные особенности правового регулирования в зависимости от половых и статусно-семейных различий субъектов и позволяет отследить реализацию основных прав женщины в контексте прав человека.
Гендерное равенство в уголовно-правовом аспекте следует рассматривать как равенство лиц, совершивших преступления, при установлении уголовной ответственности и определении формы ее реализации с учетом их половой принадлежности, психологических, культурных и социальных особенностей.
Гендерные особенности уголовной ответственности и наказания женщин вызваны необходимостью соблюдения их репродуктивных прав, включающих в себя право на контроль за собственной фертильностью и право на безопасное материнство, которые позволяют женщине не только решать вопрос о деторождении, но и гарантируют достойные условия вынашивания ребенка, его вскармливания и воспитания.
На основе уголовно-правовых, криминологических и социологических исследований женской преступности, а также имеющихся статистических данных, констатируется наличие существенного «гендерного разрыва»: во-первых, число преступлений, совершаемых женщинами всегда меньше (в среднем 13-14% от общего числа), во-вторых, основной преступной специализацией женщин были и остаются корыстные преступления (более 60% от общего числа), в-третьих, в большинстве случаев преступления, совершаемые женщинами, - небольшой и средней тяжести (около 65% от общего числа).
Учитывая психологические, биологические и физиологические особенности женщин, а также совершение преимущественно ненасильственных преступлений, что нехарактерно для мужчин, можно сформулировать некоторые предложения по совершенствованию уголовного законодательства Республики Беларусь.
1. Следует отказаться от назначения наказания в виде лишения свободы женщинам, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности или менее тяжкие, и дополнить ч.5 ст. 57 УК Республики Беларусь пунктом 4 следующего содержания:
«Лишение свободы не назначается женщинам, впервые совершившим преступление, не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое».
2. Особенная часть УК Республики Беларусь содержит три статьи, которые касаются только женщин. В одной женщина выступает специальным субъектом - «Убийство матерью новорожденного ребенка» (ст. 140), в двух других - потерпевшей - «Незаконное производство аборта» (ст. 156) и «Изнасилование» (ст.166).
Действующая редакция статьи 140 позволяет, на наш взгляд, вольно толковать обязательные признаки субъекта преступления и продолжительность периода новорожденности, что препятствует правильной квалификации преступления в целом.
Во избежание трудностей при квалификации деяния, предусмотренного статьей «Убийство матерью новорожденного ребенка», в частности, определения специального субъекта и периода новорожденности, руководствуясь психофизиологическим состоянием рожающей или родившей женщины (при определении специального субъекта преступления), а также данными мировой педиатрии, предлагается дополнить действующую редакцию рассматриваемой статьи УК примечанием следующего содержания:
«1. Матерью новорожденного ребенка применительно к настоящей статье следует считать женщину, родившую его, независимо от наличия документов, удостоверяющих материнство.
2. Периодом новорожденности считается 29-дневный срок с момента рождения ребенка».
3. Учитывая согласие женщины-потерпевшей на производство незаконного аборта, что затрудняет выявление таких преступлений, если не наступили тяжкие последствия, предлагается декриминализировать ст. 156 «Незаконное производство аборта», а указанное в ней общественно опасное деяние квалифицировать по одной их трех уголовно-правовых норм в зависимости от общественно опасных последствий, формы вины и признаков субъекта преступления. Так, если не были соблюдены определенные условия производства аборта (например, не соответствует квалификация медицинского работника), такие действия подпадают под объективные и субъективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 335 УК «Незаконное врачевание». Исходя из направленности умысла, аборт, повлекший тяжкий вред здоровья, предлагается квалифицировать по ст. 155 УК «Причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности; в случае наступления смерти женщины - по ст. 144 УК «Причинение смерти по неосторожности».
4. По результатам исследования понятия и сущности отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, предлагается детализировать обстоятельства ее применения, указав вид наказания, при котором она возможна, ее максимальный срок, увеличив его - по примеру УК РФ - до достижения ребенком возраста 14 лет, и установить не право, а обязанность суда на применение отсрочки при наличии всех условий, предусмотренных ст. 93 УК. Кроме того, следует, по нашему мнению, распространить право на отсрочку отбывания наказания и на мужчин, имеющих ребенка в возрасте до 14 лет и являющихся единственным родителем.
Предлагаемая редакция ч. 1 ст. 93 УК:
«1. Осужденной к лишению свободы беременной женщине либо женщине, имеющей детей в возрасте до четырнадцати лет, в том числе которая забеременела или родила ребенка во время отбывания наказания, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем, кроме осужденных к лишению свободы на срок более пяти лет за тяжкое или особо тяжкое преступление, суд может отсрочить отбывание наказания в пределах срока, на который действующим законодательством женщина может быть освобождена от работы в связи с беременностью, родами и до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста».
Соответственно следует откорректировать и части 2-5 указанной статьи.
Возможно, следует оформить применяемую в ряде норм действующего уголовного закона гендерную асимметрию в отдельный раздел УК, по аналогии с Разделом Y «Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет».
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.