logo
Конференция_мир детства_2

О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов

Стаценко В.Г., кандидат исторических наук, доцент

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Гендер {от англ. «род») понимается как одна из важных граней социальных отношений и включает три группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, распространенные в обществе, а также так называемый «гендерный дисплей» - предписанные обществом нормы мужского и женского действия и взаимодействия во всем многообразии их проявлений. Другими словами, гендер - это широкое, многоаспектное понятие, включающее не только биологическую половую принадлежность индивида, но и его психологические, социальные и культурные особенности (условия воспитания, социальный статус и др.).

Социальные последствия биологической определенности индивидов законодатель не может игнорировать. Так, репродуктивная функция женщины (способность к беременности) не только не должна ущемлять определяемых законом ее прав как гражданки, но и учитываться, например, при реализации уголовной ответственности.

Гендерный подход в уголовно-правовом смысле позволяет оценить эффективность современного законодательства: насколько полно оно отражает социально обусловленные особенности правового регулирования в зависимости от половых и статусно-семейных различий субъектов и позволяет отследить реализацию основных прав женщины в контексте прав человека.

Гендерное равенство в уголовно-правовом аспекте следует рассматривать как равенство лиц, совершивших преступления, при установлении уголовной ответственности и определении формы ее реализации с учетом их половой принадлежности, психологических, культурных и социальных особенностей.

Гендерные особенности уголовной ответственности и наказания женщин вызваны необходимостью соблюдения их репродуктивных прав, включающих в себя право на контроль за собственной фертильностью и право на безопасное материнство, которые позволяют женщине не только решать вопрос о деторождении, но и гарантируют достойные условия вынашивания ребенка, его вскармливания и воспитания.

На основе уголовно-правовых, криминологических и социологических исследований женской преступности, а также имеющихся статистических данных, констатируется наличие существенного «гендерного разрыва»: во-первых, число преступлений, совершаемых женщинами всегда меньше (в среднем 13-14% от общего числа), во-вторых, основной преступной специализацией женщин были и остаются корыстные преступления (более 60% от общего числа), в-третьих, в большинстве случаев преступления, совершаемые женщинами, - небольшой и средней тяжести (около 65% от общего числа).

Учитывая психологические, биологические и физиологические особенности женщин, а также совершение преимущественно ненасильственных преступлений, что нехарактерно для мужчин, можно сформулировать некоторые предложения по совершенствованию уголовного законодательства Республики Беларусь.

1. Следует отказаться от назначения наказания в виде лишения свободы женщинам, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности или менее тяжкие, и дополнить ч.5 ст. 57 УК Республики Беларусь пунктом 4 следующего содержания:

«Лишение свободы не назначается женщинам, впервые совершившим преступление, не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое».

2. Особенная часть УК Республики Беларусь содержит три статьи, которые касаются только женщин. В одной женщина выступает специальным субъектом - «Убийство матерью новорожденного ребенка» (ст. 140), в двух других - потерпевшей - «Незаконное производство аборта» (ст. 156) и «Изнасилование» (ст.166).

Действующая редакция статьи 140 позволяет, на наш взгляд, вольно толковать обязательные признаки субъекта преступления и продолжительность периода новорожденности, что препятствует правильной квалификации преступления в целом.

Во избежание трудностей при квалификации деяния, предусмотренного статьей «Убийство матерью новорожденного ребенка», в частности, определения специального субъекта и периода новорожденности, руководствуясь психофизиологическим состоянием рожающей или родившей женщины (при определении специального субъекта преступления), а также данными мировой педиатрии, предлагается дополнить действующую редакцию рассматриваемой статьи УК примечанием следующего содержания:

«1. Матерью новорожденного ребенка применительно к настоящей статье следует считать женщину, родившую его, независимо от наличия документов, удостоверяющих материнство.

2. Периодом новорожденности считается 29-дневный срок с момента рождения ребенка».

3. Учитывая согласие женщины-потерпевшей на производство незаконного аборта, что затрудняет выявление таких преступлений, если не наступили тяжкие последствия, предлагается декриминализировать ст. 156 «Незаконное производство аборта», а указанное в ней общественно опасное деяние квалифицировать по одной их трех уголовно-правовых норм в зависимости от общественно опасных последствий, формы вины и признаков субъекта преступления. Так, если не были соблюдены определенные условия производства аборта (например, не соответствует квалификация медицинского работника), такие действия подпадают под объективные и субъективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 335 УК «Незаконное врачевание». Исходя из направленности умысла, аборт, повлекший тяжкий вред здоровья, предлагается квалифицировать по ст. 155 УК «Причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности; в случае наступления смерти женщины - по ст. 144 УК «Причинение смерти по неосторожности».

4. По результатам исследования понятия и сущности отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, предлагается детализировать обстоятельства ее применения, указав вид наказания, при котором она возможна, ее максимальный срок, увеличив его - по примеру УК РФ - до достижения ребенком возраста 14 лет, и установить не право, а обязанность суда на применение отсрочки при наличии всех условий, предусмотренных ст. 93 УК. Кроме того, следует, по нашему мнению, распространить право на отсрочку отбывания наказания и на мужчин, имеющих ребенка в возрасте до 14 лет и являющихся единственным родителем.

Предлагаемая редакция ч. 1 ст. 93 УК:

«1. Осужденной к лишению свободы беременной женщине либо женщине, имеющей детей в возрасте до четырнадцати лет, в том числе которая забеременела или родила ребенка во время отбывания наказания, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем, кроме осужденных к лишению свободы на срок более пяти лет за тяжкое или особо тяжкое преступление, суд может отсрочить отбывание наказания в пределах срока, на который действующим законодательством женщина может быть освобождена от работы в связи с беременностью, родами и до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста».

Соответственно следует откорректировать и части 2-5 указанной статьи.

Возможно, следует оформить применяемую в ряде норм действующего уголовного закона гендерную асимметрию в отдельный раздел УК, по аналогии с Разделом Y «Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет».