Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
Филипенко Е.А., студентка 5 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Стаценко В.Г., кандидат исторических наук, доцент
Уголовно-правовой принцип равенства граждан перед законом имеет в виду юридическое (формальное) равенство и смысл его состоит в том, чтобы обеспечить равную для всех граждан обязанность понести ответственность за совершение преступления, вид и размер которой предусмотрен уголовным законом. Это равенство в отечественном уголовном праве обеспечивается тем, что единственным основанием уголовной ответственности признается только совершение деяния, содержащего все признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. Поэтому уголовный закон должен описывать максимально полно и ясно все признаки наказуемых деяний, указывая при этом их объективные и субъективные признаки, и не включать в описание деяний обстоятельства, характеризующие лиц, их совершающих. Учет особенностей личности субъекта преступления следует осуществлять только после того, как в его деянии будет установлено наличие конкретного состава преступления.
Таким образом, специфическое уголовно-правовое содержание принципа равенства заключается в том, что уголовный закон выступает как «равная мера», что все лица, в деяниях которых содержатся конкретные, предусмотренные уголовным законом составы преступлений, одинаково подлежат уголовной ответственности, независимо от указанных в ст. 3 УК обстоятельств.
Смысл уголовно-правового принципа равенства граждан перед законом заключается в том, чтобы обеспечить равную для всех граждан обязанность понести уголовную ответственность за совершение преступления.
Но - этот принцип не означает их равной ответственности и наказания, т.е. равных пределов и содержания уголовной ответственности и наказания. И в этой связи, например, неприменение к женщинам в отличие от мужчин некоторых видов наказаний или существование для них (при определенных условиях) возможности применения отсрочки отбывания наказания, очевидно нарушают принцип равенства, реализуя принцип т.н. гендерной ассиметрии.
Гендерная асимметрия в уголовном праве может проявляться в двух областях: при определении круга преступного и описании признаков составов преступлений, т.е. при установлении уголовной ответственности, и при описании условий применения различных видов наказаний, а также иных, связанных с наказанием институтов уголовного права, т.е. при регламентации условий реализации уголовной ответственности.
В первой области вероятность проявления гендерной асимметрии непосредственно зависит от объекта уголовно-правовой охраны - эта вероятность выше при защите личности и ее благ, а также общественной нравственности, и ниже при защите иных объектов (собственности, общественной безопасности, окружающей среды и др.). Во второй области на вероятность проявления гендерной асимметрии влияет суровость конкретного вида наказания, складывающаяся из его содержания, срока или размера и условий отбывания.
Наиболее видимые проявления гендерной асимметрии в действующем уголовном праве наблюдаются как при установлении уголовной ответственности за общественно опасные деяния, т.е. при определении круга преступного и описании признаков конкретных составов преступлений, так и при законодательной регламентации условий ее реализации. В этом случае законодатель описывает условия применения различных видов наказаний, а также иных, связанных с наказанием институтов уголовного права.
Гендерную асимметрию можно усмотреть в установлении уголовной ответственности за такие общественно опасные деяния, которые могут совершаться либо только женщиной (например, ст.140 УК «Убийство матерью новорожденного ребенка»), либо при совершении которых только женщина является потерпевшей (например, ст.156 УК «Незаконное производство аборта», ст.166 УК «Изнасилование»). Сюда же могут быть отнесены случаи установления уголовной ответственности за некоторые деяния, затрагивающие сферу половой свободы и половой неприкосновенности личности, а также общественную нравственность (например, ст.167 УК «Насильственные действия сексуального характера», ст.1711 «Вовлечение в занятие проституцией».
Вместе с тем, в УК установлено гендерное равенство в уголовно-правовой охране половой свободы и половой неприкосновенности личности как в отношении женщин, так и в отношении мужчин. Такой вывод вытекает из анализа ст.166 УК «Изнасилование», где потерпевшей всегда является женщина, а субъектом преступления, по общему правилу, мужчина, и ст.167 УК «Насильственные действия сексуального характера». Последняя норма является новой для отечественного уголовного закона и применяется в отношении всех иных, кроме изнасилования, насильственных действий, посягающих на половую свободу и половую неприкосновенность как женщин, так и мужчин. Тем самым ликвидируется существовавшая в ранее действовавшем уголовном законодательстве гендерная асимметрия в охране указанных правовых благ.
Устанавливая уголовную ответственность за такое преступление против общественной нравственности как вовлечение в занятие проституцией (ст.1711 УК), уголовный закон не указывает пол вовлекаемого лица, чем в равной мере защищает от сексуальной эксплуатации как женщин, так и мужчин. В содержании этой нормы уголовного закона гендерная асимметрия не применяется.
Вторая область гендерной асимметрии в уголовном праве – особенности условий реализации уголовной ответственности, в частности, применение уголовных наказаний и освобождение от наказания. И здесь наиболее ярким примером является смертная казнь (ст.59 УК), которая не может назначаться женщинам, но может быть назначена мужчинам определенной возрастной группы. Аналогичные ограничения содержатся в УК в отношении альтернативы смертной казни – пожизненного лишения свободы (ст.58 УК ).
Есть и другие виды наказаний, которые не могут при определенных условиях назначаться женщинам. Так, наказание в виде ареста не назначается беременным женщинам и несовершеннолетним девушкам. Уголовным законом предусмотрены ограничения для применения к женщинам и других видов уголовного наказания: беременным женщинам и женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет не могут быть назначены общественные работы, исправительные работы, ограничение свободы.
Существуют гендерные различия при определении вида исправительного учреждения для отбывания такого наказания, как лишение свободы (ст.57 УК ). Женщинам отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в исправительных учреждениях только трех видов: в колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности; в колониях общего режима; в колониях строгого режима, в то время как для мужчин, приговариваемых к лишению свободы, помимо названных видов исправительных учреждений предусмотрены еще колонии усиленного режима и особого режима.
Специально для женщин при определенных условиях предусмотрена отсрочка исполнения приговора как вид освобождения от наказания (ст.77 УК). На вероятность проявления гендерной асимметрии в этой сфере влияют суровость конкретного вида наказания, которая складывается из его содержания, срока или размера, а также условий отбывания.
Таким образом, при реализации уголовной ответственности женщины поставлены в более привилегированные условия по сравнению с мужчинами. Формально такой подход может быть оценен как нарушение принципа равенства граждан перед законом, но его можно определить как позитивную дискриминацию, направленную на усиленную защиту прав женщин, связанных с материнством.
Очевидно, что существующая в действующем уголовном законе гендерная асимметрия при регламентации условий реализации уголовной ответственности должна быть сохранена.
Вместе с тем, как считают некоторые исследователи, в ряде случаев закон необоснованно ущемляет права мужчин по сравнению с женщинами. Следует, в частности, распространить на мужчин отсрочку отбывания наказания, в тех случаях, когда мужчина, осужденный за преступления небольшой и средней тяжести, имеет детей в возрасте до 3 лет, у которых нет матери. Если оба родителя отбывают наказание в виде лишения свободы, отсрочка предоставляется одному из них по решению суда. Следует также разрешить осужденным мужчинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, также, как и женщинам, один краткосрочный отпуск в год для свидания с детьми.
Фактически речь идет, в данном случае, о восстановлении принципа правового равенства через устранение различий в правовом положении мужчин и женщин, но не путем ухудшения условий содержания женщин или отмены каких-либо их привилегий, а с помощью предоставления новых прав осужденным мужского пола, которыми сейчас пользуются только женщины.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.