Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
Федотова О.Ю., преподаватель
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Выработка устойчивой системы знаний и умения использовать научные рекомендации, методы и средства в практической деятельности правоохранительных органах обеспечивается путем решения в процессе обучения ряда частных дидактических, методических и воспитательных задач. В процессе обучения информация выступает в разнообразных видах и формах и воспринимается разными рецепторами, не меняя при этом своей сущности. Следовательно, для работы с информацией на практическом занятии наряду с другими техническими средствами (пособиями, слайдами, плакатами со схемами, компьютерной программой) необходимо использовать демонстрацию видеофильма. Таким образом, видеофильм является резервом совершенствования учебного процесса при условии соблюдения оптимального соответствия предлагаемой в нем информации цели учебного занятия и уровню аудитории.
По данным психологов, человек с любым типом памяти усваивает материал значительно лучше, если гибко использует и зрительный, и слуховой, и двигательный способы, чем при использовании только одного, доминирующего, что и происходит на занятии, в ходе которого демонстрируется видеофильм.
Учебный видеофильм концентрирует изобразительные средства усиливающими эмоциональное воздействие на зрителя (съемкой крупным планом, микросъемкой, комбинированными съемками, анимацией и др.).
на
В этой связи представляется предпочтительным на практических занятиях по криминалистике использовать фильмы продолжительностью до тридцати-сорока минут, не претендующие на исчерпывающее изложение темы. Такие фильмы отражают лишь те объекты, которые недоступны непосредственному наблюдению, не являются хорошо известными аудитории из практического опыта или теоретических положений, рассмотренных на лекции или семинаре.
Важно, чтобы процессы, происходящие на экране, не оставили обучающегося пассивным, а заинтересовали его, втянули в процесс исследования. Такая активизация учащегося является залогом глубокого и прочного усвоения знаний. Теория усваивается намного лучше, когда учащийся наблюдает опыт, запечатленный с помощью детальной видеосъемки. Иногда у него появляется возможность вести тончайшие наблюдения намного подробнее, чем наблюдения во время аналогичных практических работ. Наглядность учебного видеопособия состоит не только в том, что студент может видеть процесс работы эксперта-криминалиста со следами на месте происшествия и при производстве экспертизы, а в том, что он их может понять и осмыслить. Для этого мало показать явление, необходимо, чтобы в рамках короткого видеофильма или в последовавшем за показом комментарии преподавателя была наглядно раскрыта суть действий, происходящих на экране, их закономерность, взаимосвязь с другими явлениями.
Данные положения можно проиллюстрировать на примере практического занятия на тему «Способы выявления следов папиллярных узоров», проводимого не на криминалистическом полигоне, а в обычной аудитории, оборудованной телевизором и видеомагнитофоном.
На такого рода занятиях после вступительного слова преподавателя может быть произведен краткий опрос, в ходе которого появляется возможность, с одной стороны, проконтролировать степень усвоения учебного материала, рассмотренного на предшествовавших лекции и семинарском занятии, с другой - напомнить правила обращения с предметами в ходе поиска следов, способы выявления невидимых и слабовидимых следов папиллярных узоров, правила фиксации и изъятия следов рук. Мобилизовав слуховые и зрительные ощущения преподаватель может лично продемонстрировать некоторые физические способы выявления следов рук. На этом этапе опыты, выполняемые лично преподавателем, могут быть дополнены демонстрацией плакатов, слайдов соответствующего содержания, дактопленки и других предметов с выявленными на них следами (например химическими способами), протоколами осмотра вещественных доказательств со следами рук.
В видеоматериале может быть показано визуальное изучение следов, ошибки, допускаемые в ходе работы со следами, и правильный образ действий, могут быть смоделированы реальные ситуации, возникающие в ходе выявления следов рук.
В непосредственной связи со зрительными и слуховыми ощущениями происходит восприятие познаваемых в ходе занятий способов выявления следов рук. На основе ощущения и восприятия формируется представление - внешний образ изучаемых процессов, который сохраняется в сознании. В приводимом примере у студента сформируется представление о том, в каких случаях, какие из рассмотренных способов выявления следов рук следует использовать, какие вещества и технические средства могут использоваться и каковы особенности каждого из способов, что необходимо отразить в протоколе осмотра следа.
Для закрепления уже сформировавшихся образов на следующем этапе занятия осуществляется тренировка по применению знаний на практике. Преподаватель показывает, как нужно выполнять те или иные действия по применению изучаемого материала. В рассматриваемом примере целесообразно продемонстрировать опыление дактилоскопическим порошком, откопирование следа на дактопленку, другие простейшие манипуляции, связанные с обнаружением следов капиллярных узоров.
На последнем этапе занятия преподаватель сможет в полной мере осуществить на практике принцип индивидуального подхода к обучающимся, скорректировав их работу, вовремя указав на ошибки. Выполнить эту работу будет намного проще с учетом тех знаний, которые в яркой, доступной форме уже донесены в ходе демонстрации видеофильма.
Вместе с тем практические занятия не являются единственным видом учебной деятельности, на котором может быть с успехом использован видеофильм. Практика преподавания криминалистики в свидетельствует о том, что проведение лекций, семинаров, консультаций, самоподготовки обучающихся на различных факультетах также может сопровождаться демонстрацией видеофильмов.
Учитывая специфику различных форм обучения, можно выделить следующие направления использования видеофильмов в учебном процессе: на практических занятиях; лекциях; семинарах; для проведения индивидуальных консультаций с целью ознакомления передовым опытом в области криминалистики. Во всех указанных направлениях наглядность обучения основана на закономерности развития мышления от конкретного к абстрактному, повышает интерес к знаниям, стимулирует его активность, доступность, прочность, способствует решению учебно-воспитательных задач при минимальных затратах времени и усилий учащихся и учителя.
Таким образом, сложная проблема согласования невероятно возросшего и продолжающего расти объема знаний с неизбежно ограниченными сроками обучения требует применения на практических занятиях наиболее эффективных средств учебной работы. Фильм может явиться таким средством, если его использование будет строиться на основе ведущей роли педагога в ходе проведения занятия, осознанной и активной познавательной деятельности со стороны учащихся, а его содержание будет отвечать требованиям доступности, научности и наглядности. Использование в учебном процессе видеофильма в сочетании с применением новейших достижений методики преподавания позволит обеспечить необходимый уровень подготовки специалистов и интенсифицировать процесс обучения.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.