logo
Конференция_мир детства_2

Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)

Федотова О.Ю., преподаватель

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Выработка устойчивой системы знаний и умения использовать научные рекомендации, методы и средства в практической деятельности правоохранительных органах обеспечивается путем решения в процессе обучения ряда частных дидактических, методических и воспитательных задач. В процессе обучения информация выступает в разнообразных видах и формах и воспринимается разными рецепторами, не меняя при этом своей сущности. Следовательно, для работы с информацией на практическом занятии наряду с другими техническими средствами (пособиями, слайдами, плакатами со схемами, компьютерной программой) необходимо использовать демонстрацию видеофильма. Таким образом, видеофильм является резервом совершенствования учебного процесса при условии соблюдения оптимального соответствия предлагаемой в нем информации цели учебного занятия и уровню аудитории.

По данным психологов, человек с любым типом памяти усваивает материал значительно лучше, если гибко использует и зрительный, и слуховой, и двигательный способы, чем при использовании только одного, доминирующего, что и происходит на занятии, в ходе которого демонстрируется видеофильм.

Учебный видеофильм концентрирует изобразительные средства усиливающими эмоциональное воздействие на зрителя (съемкой крупным планом, микросъемкой, комбинированными съемками, анимацией и др.).

на

Видеофильм способствует осмысленному запоминанию через фильтрацию информационного содержания авторами учебного фильма или самим преподавателем, использующим фрагменты фильма или фильмов. Фильм не вытесняет из учебного процесса педагога, призванного систематически и в полном объеме излагать учебную дисциплину, представляет собой органический элемент занятия, является одним из многообразных пособий, используемых преподавателем.

В этой связи представляется предпочтительным на практических занятиях по криминалистике использовать фильмы продолжительностью до тридцати-сорока минут, не претендующие на исчерпывающее изложение темы. Такие фильмы отражают лишь те объекты, которые недоступны непосредственному наблюдению, не являются хорошо известными аудитории из практического опыта или теоретических положений, рассмотренных на лекции или семинаре.

Важно, чтобы процессы, происходящие на экране, не оставили обучающегося пассивным, а заинтересовали его, втянули в процесс исследования. Такая активизация учащегося является залогом глубокого и прочного усвоения знаний. Теория усваивается намного лучше, когда учащийся наблюдает опыт, запечатленный с помощью детальной видеосъемки. Иногда у него появляется возможность вести тончайшие наблюдения намного подробнее, чем наблюдения во время аналогичных практических работ. Наглядность учебного видеопособия состоит не только в том, что студент может видеть процесс работы эксперта-криминалиста со следами на месте происшествия и при производстве экспертизы, а в том, что он их может понять и осмыслить. Для этого мало показать явление, необходимо, чтобы в рамках короткого видеофильма или в последовавшем за показом комментарии преподавателя была наглядно раскрыта суть действий, происходящих на экране, их закономерность, взаимосвязь с другими явлениями.

Данные положения можно проиллюстрировать на примере практического занятия на тему «Способы выявления следов папиллярных узоров», проводимого не на криминалистическом полигоне, а в обычной аудитории, оборудованной телевизором и видеомагнитофоном.

На такого рода занятиях после вступительного слова преподавателя может быть произведен краткий опрос, в ходе которого появляется возможность, с одной стороны, проконтролировать степень усвоения учебного материала, рассмотренного на предшествовавших лекции и семинарском занятии, с другой - напомнить правила обращения с предметами в ходе поиска следов, способы выявления невидимых и слабовидимых следов папиллярных узоров, правила фиксации и изъятия следов рук. Мобилизовав слуховые и зрительные ощущения преподаватель может лично продемонстрировать некоторые физические способы выявления следов рук. На этом этапе опыты, выполняемые лично преподавателем, могут быть дополнены демонстрацией плакатов, слайдов соответствующего содержания, дактопленки и других предметов с выявленными на них следами (например химическими способами), протоколами осмотра вещественных доказательств со следами рук.

В видеоматериале может быть показано визуальное изучение следов, ошибки, допускаемые в ходе работы со следами, и правильный образ действий, могут быть смоделированы реальные ситуации, возникающие в ходе выявления следов рук.

В непосредственной связи со зрительными и слуховыми ощущениями происходит восприятие познаваемых в ходе занятий способов выявления следов рук. На основе ощущения и восприятия формируется представление - внешний образ изучаемых процессов, который сохраняется в сознании. В приводимом примере у студента сформируется представление о том, в каких случаях, какие из рассмотренных способов выявления следов рук следует использовать, какие вещества и технические средства могут использоваться и каковы особенности каждого из способов, что необходимо отразить в протоколе осмотра следа.

Для закрепления уже сформировавшихся образов на следующем этапе занятия осуществляется тренировка по применению знаний на практике. Преподаватель показывает, как нужно выполнять те или иные действия по применению изучаемого материала. В рассматриваемом примере целесообразно продемонстрировать опыление дактилоскопическим порошком, откопирование следа на дактопленку, другие простейшие манипуляции, связанные с обнаружением следов капиллярных узоров.

На последнем этапе занятия преподаватель сможет в полной мере осуществить на практике принцип индивидуального подхода к обучающимся, скорректировав их работу, вовремя указав на ошибки. Выполнить эту работу будет намного проще с учетом тех знаний, которые в яркой, доступной форме уже донесены в ходе демонстрации видеофильма.

Вместе с тем практические занятия не являются единственным видом учебной деятельности, на котором может быть с успехом использован видеофильм. Практика преподавания криминалистики в свидетельствует о том, что проведение лекций, семинаров, консультаций, самоподготовки обучающихся на различных факультетах также может сопровождаться демонстрацией видеофильмов.

Учитывая специфику различных форм обучения, можно выделить следующие направления использования видеофильмов в учебном процессе: на практических занятиях; лекциях; семинарах; для проведения индивидуальных консультаций с целью ознакомления передовым опытом в области криминалистики. Во всех указанных направлениях наглядность обучения основана на закономерности развития мышления от конкретного к абстрактному, повышает интерес к знаниям, стимулирует его активность, доступность, прочность, способствует решению учебно-воспитательных задач при минимальных затратах времени и усилий учащихся и учителя.

Таким образом, сложная проблема согласования невероятно возросшего и продолжающего расти объема знаний с неизбежно ограниченными сроками обучения требует применения на практических занятиях наиболее эффективных средств учебной работы. Фильм может явиться таким средством, если его использование будет строиться на основе ведущей роли педагога в ходе проведения занятия, осознанной и активной познавательной деятельности со стороны учащихся, а его содержание будет отвечать требованиям доступности, научности и наглядности. Использование в учебном процессе видеофильма в сочетании с применением новейших достижений методики преподавания позволит обеспечить необходимый уровень подготовки специалистов и интенсифицировать процесс обучения.