Профилактики подросткового алкоголизма
Воронова Е.П., студентка 4 курса
(г. Могилев, УО «МГУ им. А.А. Кулешова»)
Научный руководитель – Башаркина Е.А., кандидат педагогических наук,
доцент
Одной из самых острых проблем современного общества является приверженность большого числа людей к злоупотреблению спиртными напитками.
Проблема употребления алкоголя подростками очень актуальна в наши дни. Во всём мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. Как свидетельствуют различные данные, происходит неуклонное «омоложение» этих социальных девиаций. Более чем 50 % подростков впервые пробуют алкоголь в возрасте 14-16 лет, 10 % — в 17-19 лет. До 14 лет в первый раз приобщаются к алкоголю более 30 % подростков [1].
В связи с этим во многих странах мира, а также в Республике Беларусь все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди молодёжи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков молодёжью, выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем подростками.
Проведенные еще в советское время исследования Бабаяна Э.А, М.X. Гонопольского М.Х, показали, что к 8-му классу успевали узнать вкус спиртного примерно 70 % мальчиков и 30 % девочек.
Наиболее широко пьянство распространено среди педагогически запущенных подростков и несовершеннолетних правонарушителей. Такие подростки начинают пить особенно рано, пьют систематически, в результате чего у многих из них к юношескому возрасту формируется алкоголизм.
Как показывают результаты исследований ( Буторина Н. Е., Личко А. Е., Рубиной Л. П.), чем больше подростковая группа склонна к правонарушениям, тем сильнее в ней процветает пьянство.
Исследованием различных аспектов данной проблемы занимались многие ученые: Галагузова М.А., Кошкина Е.А., Стрелец О.П. (педагогические и социальные аспекты подросткового алкоголизма), Личко А.Е, Москаленко В.Д. (психологические аспекты ранней алкоголизации подростков), Золотников А.Г., Левин Б.М., Пятницкая И.Н. (причины и последствия ранней алкоголизации подростков).
Основными причинами ранней алкоголизации подростков являются:
1. Педагогическая неграмотность родителей.
Существуют предрассудки и заблуждения о целебном действии алкоголя. Среди родителей бытует представление, что употребление небольших доз спиртного в раннем детстве предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом возрасте.
2. Отрицательные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.
Родители злоупотребляют спиртными напитками, распивают спиртное в присутствии детей. В состоянии алкогольного опьянения могут предлагать спиртное своим детям. Дети адаптируются к данной ситуации, спокойно ее воспринимают, приобщаются к алкоголю.
3. Пьющие родственники и их устойчивые алкогольные традиции.
В укоренении алкогольной традиции роковую роль играет воспитание подростков в семьях в условиях систематического употребления спиртных напитков с угощением подростков. Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей[3].
В качестве основных причин алкоголизма у подростков Егоров А.Ю. называет следующие пять. [2]:
1) Неблагополучие семьи. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений - важнейшее условие нравственного развития детей. Характер этих отношений выступает в качестве главного обстоятельства благополучия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания. Выделяют несколько типов семей, в которых подросток начинает употреблять спиртные напитки чаще, чем в других семьях:
1. конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. В таких семьях искажается восприятие близких.
2. десоциализированные семья, ведущий аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. Такая семья активно формирует у детей агрессивно-оборонительное отношение к внешнему миру, так как все время находится в постоянном конфликте с окружающим ее социумом. В таких семьях отсутствует контроль за подростком.
2) Ухода от проблем и самоутверждение. Одна из причин алкоголизма подростков - усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна.
3) Психологические особенности личности. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у подростка часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожденная аномалия, заболевание психики и т.д.) у подростка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.
4. Времяприпровождение. Подростки, не посещающие внешкольные детские и юношеские учреждения, не участвующие в деятельности общественных организаций, испытывают избыток свободного времени. Объединенные в компании, незанятые полезной деятельностью, подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки.
5) « Позитивная » реклама. Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. Социологи считают, что примеры пьющих актеров, а в основном, они играют положительные роли, наиболее действенная форма вовлечения подростков в пьянство.
Многие исследователи среди причин, способствующих формированию пьянства у подростков, выделяют недостаточность антиалкогольного воспитания в школе, ошибочное представление об истинных свойствах алкоголя, терпимость общества к пьянству подростков, высокооплачиваемость неквалифицированного труда, не стимулирующего подростков к профессиональному росту и образованию, и др.
Социально-педагогическая поддержка подростков должна быть направлена на разрушение определенных негативных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Социально – педагогическая поддержка осуществляется путем формирования у подростка интереса к кружкам, спорту; формирование основ правовой культуры подростка. Также необходима работа по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры, взаимоотношений между членами семьи.
Главным условием эффективной профилактики подросткового алкоголизма является информирование подростка (родителей, социального окружения) о проблеме и последствиях. Разработаны технологии профилактики алкоголизма среди детей и подростков. Эти технологии могут использовать в своей практической работе педагоги образовательных учреждений, психологи, социальные работники. Например, информационные и образовательные технологии являются основными в профилактике алкоголизма. Информационные технологии позволяют демонстрировать видеоматериалы, профилактические ролики, электронные материалы отражают позитивный опыт профилактики подросткового алкоголизма, для их последующего анализа, обсуждения, осуществления воспитательного воздействия на подростках, склонных к употреблению спиртных напитков. Мотивационные и терапевтические технологии представляет собой комплексное лечебное воздействие с помощью психологических средств на психику больного, на его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде. Психотехнологии являются основой любой программы социальной профилактики алкоголизма, и они играют большую роль в реабилитации больных.
Все профилактические мероприятия делятся на три типа: первичная, вторичная и третичная профилактика [4].
Первичная, или социальная профилактик направлена на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, и на предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной среды.
Первичная профилактика подросткового алкоголизма состоит в предупреждении негативного влияния алкогольных обычаев микросоциальной среды, формирование у подростков таких нравственных и гигиенических убеждений, которые бы исключали и вытесняли саму возможность любых форм злоупотребления спиртными напитками.
Вторичная профилактика подросткового алкоголизма состоит в выявлении групп подростков, наиболее склонных к алкоголизму, и больных, максимально ранней формы алкоголизма; представлена полным и комплексным осуществлением лечебных мероприятий, оздоровлением микросоциальной среды, применением всей системы мер воспитательного воздействия в семье.
Третичная профилактика подросткового алкоголизма направлена на предупреждение прогрессирования заболевания и его осложнений, реализуется в противорецидивной, поддерживающей терапии, в мероприятиях по социальной реабилитации подростков.
Все мероприятия по профилактике подросткового алкоголизма могут быть подразделены на два ведущих направления [4]:
1) Корригирующее на правление, определяющее разрыв звеньев развития алкоголизации от алкогольных обычаев до признаков алкогольной болезни.
2) Компенсирующее направление, определяющее формирование у подростков таких нравственных качеств, которые противодействуют возникновению социальных отклонений в их сознании, деятельности и поведении.
Педагоги, организующие и осуществляющие профилактическую работу по профилактике подросткового алкоголизма должны быть личностно заинтересованы в ожидаемых результатах. Данная работа должна иметь психолого – педагогическое сопровождение и научную поддержку.
Список цитированных источников:
1. Гуревич, И.Н. Уровень и модели употребления алкоголя подростками / И.Н. Гурвич // Мир детства. - 2002. - №2. - С. 24-31.
2. Егоров, А.Ю. Рано начинающийся алкоголизм / А.Ю. Егоров . - М., 2002. - 50-54 с.
3. Иванец, Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения / Н.Н.Иванец. – М., 1999.-108 с.
4. Сирота, Н.А., Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков // Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М., 2001. - 187 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.