logo
Конференция_мир детства_2

Начальные этапы коррекционной работы

С ДЕТЬМИ-АЛАЛИКАМИ

Ананьева А.И., студентка 2 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Харитонова Е.А., кандидат педагогических наук,

доцент

Одной из самых актуальных проблем современной логопедии остаётся тяжёлая форма детской речевой патологии – алалия, представляющая собой сложный комплекс языковых и неязыковых нарушений различной степени [1].

Важнейшей задачей коррекционного обучения безречевых детей является правильное эмоциональное развитие, воспитание желания и потребностей общаться с педагогами, родителями и сверстниками. При такой сложности структуры дефекта существует необходимость разработки комплексной программы коррекционного воздействия на начальных этапах.

Существует множество наглядных пособий и материалов для работы с детьми-алаликами, однако в большинстве из них нечетко отражены формы и методы коррекционного обучения. Разработаны компьютерные программы, направленные на преодоление дефектов недоразвития речи.

На начальных этапах формирования речи у ребенка с алалией отсутствует потребность общения в связной форме. Это обусловлено нарушением общей и речевой активности (мотивационной активности). Не формируется весь подготовительный этап, необходимый для реализации монологической речи. Взамен отсутствующей речи используются паралингвистические средства: жест, мимика, пантомима, интонация. Дети прибегают к перефразировкам, не оканчивают фраз, затрудняются при выражении главной мысли.

Комплексный подход к формированию речи при моторной алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности. Ведется комплексная системная работа над речью и личностью в целом, при этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языка.

Систематическая логопедическая работа направляется на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению по специальным программам. Эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом. Работа направляется в первую очередь на создание механизмов речевой деятельности: формируется мотив, коммуникативное намерение, внутренняя программа высказывания, его лексическая разверстка, отбор лексико-грамматических средств, грамматическое структурирование.

На начальных этапах работы при моторной алалии формируется психофизиологическая основа речи, вырабатываются установки на деятельность и коммуникацию, ребенок подводится к необходимости общения, развивается потребность в нем. Основным является воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения.

При сенсорной алалии логопедическое воздействие направляется на воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимания речевых структур. Работа начинается со строгой организации звукового и речевого режима ребенка, так как излишняя беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие понимания и самой речи. Детям предоставляют часы и дни отдыха, спокойствия, их ограждают от излишних обращений к ним окружающих. Из обихода исключаются звуковые аппараты: звонки, радио, телевизор и т. д. Создается щадящий звуковой режим, ограничивается поступление речевых и неречевых сигналов.

На начальных этапах работы и в более тяжелых случаях эффект в работе достигается только в результате длительной систематической работы с ребенком, преимущественно индивидуальной, в других случаях возможно объединение детей в маленькие группы, когда им уже нужна организация активной речевой практики [1, 2] .

При проведении коррекционной работы с детьми с моторной алалией можно использовать следующие методы воздействия: музыкальные упражнения (позволяют повысить мотивацию, интерес, воздействуют на эмоциональную сферу; благотворно влияют на ребенка игра на губной гармошке, мелофоне, маракасах) [3]; методика Блисс (у детей развиваются видовые и родовые обобщения на основе освоения слова, выделяющего существенные признаки предметов) [4]; упражнение на сопоставление (формирует у младших школьников представление о нормативном образце связной речи); игры на установление правильного расположения картинок, объединённых единой темой (развивают навык связного говорения); диалоги (формируют активный словарь ребенка и понимание речи); игры (активизируют интерес к учебной работе) [5, 6].

На начальных этапах обучения важно установить с ребенком контакт, заинтересовать его в коррекционно-учебной деятельности и сформировать активный словарь для последующей работы с ним. Важно понимать, что трудности во владении речью сохраняются длительное время и для их устранения требуется специальное обучение. Требуется как можно раньше выявить дефект в развитии. На занятиях и вне учебного времени воспитатель и логопед должны учитывать отставание ребенка с алалией, принимать во внимание его индивидуальные особенности и подбирать для него доступные виды занятий. Не следует заострять внимание ребенка на его дефекте – это может привести к снижению самооценки. Также следует учитывать, что дети, страдающие алалией, характеризуются повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью.

Список цитированных источников:

1. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.,1999. – С. 331-389.

2. Кириллова, Е. В. Начальные этапы коррекционной работы с безречевыми детьми / Е.В. Кириллова // Логопедия. – 2005. - № 4. – С. 65 – 75.

3. Артёмова, Е.Э. Использование музыкальных упражнений в структуре логопедический занятий с неговорящими детьми / Е.Э. Артёмова //Логопедия. – 2007. - № 1.- С. 28-29.

4. Васильева, Е.С. Использование методики Блисс для формирования элементарной коммуникации у безречевых детей // Е.С. Васильева // Дефектология. – 2006. - № 5. – С. 41-44.

5. Воробьева, В.К. Формирование у младших школьников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи / Воробьёва В.К. // Дефектология. – 1988. - № 6. – С. 56-62.

6. Воробьева, В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией / В.К. Воробьёва // Дефектология. – 1989. - № 4. – С. 40-47.