logo
Конференция_мир детства_2

Занятиях

Зайцева А.Ю., студентка 5 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Аленкуц Л.Г., преподаватель

Изучение механизмов дыхания и попытки взять под контроль этот важнейший физиологический процесс берут начало еще в первобытном обществе. Изучая себя как часть природы, человек отмечал неразрывную связь между характером дыхания и состоянием здоровья.

В различных научных и философских школах разрабатывалось множество концепций, теорий дыхания, практиковались специфические методики дыхательных гимнастик. Одновременно с изучением древних практик постоянно шли активные поиски новых способов оздоровления. Особое внимание дыханию люди начали уделять в середине прошлого века.

Несомненным преимуществом дыхательных практик является то, что они, в отличие от других методов, требуют меньших затрат времени и сил, могут практиковаться независимо от состояния здоровья, в том числе пожилыми и хронически больными людьми. Практически любой человек, желающий взять собственную судьбу в свои руки, может освоить подходящую ему дыхательную практику и оздоровить организм.

Многие специалисты считают, что дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой – хорошее профилактическое средство, и применять его рекомендуется в комплексной терапии при заболеваниях органов дыхания, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврозов, заикания, сахарного диабета, гипертонии, язвенной болезни, стенокардии, ринита, гайморита и некоторых других.

В настоящее время авторы, занимающиеся проблемой заикания, приводят различные методы по преодолению этого речевого нарушения. По мнению Н.А. Власовой, преодоление заикания наиболее эффективно в процессе постепенного воспитания речи от сопряженного произношения до нормальной речи. В.И. Рождественская предлагает систему расслабляющих, дыхательных, голосовых упражнений в игровой форме, а также задания для воспитания координации речи с различными движениями, направленными на коррекцию темпа речи [1, с. 197]. Е.М. Пеллингер, учитывая ситуативный характер заикания и нарушение у детей коммуникативной функции речи, предлагает методику сюжетных игр; Г.А. Волкова считает, что, работая с детьми дошкольного возраста, заикание необходимо преодолевать в игровой деятельности.

Одним из методов коррекции заикания является парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Гимнастика А.Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку, что вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия. Применение стрельниковской дыхательной гимнастики на практике показало, что она достаточно эффективна при широком спектре болезней [2, с.54].

Упражнения стрельниковской дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д., что вызывает общую физиологическую реакцию всего организма. Возрастает потребление кислорода, повышенную потребность в котором называют "жаждой кислорода". В этой гимнастике все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при пассивном выдохе), в результате усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями.

В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой – это уметь затаить дыхание. О выдохе можно совершенно не думать: выдох уходит самопроизвольно. В настоящее время стрельниковская дыхательная гимнастика используется не только в лечебных, но и в образовательных учреждениях [3, с.89].

Эффективность использования оздоровительной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в устранении заикания в образовательном учреждении нами рассматривалась на основе формирующего эксперимента, в котором приняло участие 12 детей 6-летнего возраста, страдающих невротической формой заикания.

Из них: 6 детей (контрольная группа) занимались по традиционным методикам преодоления заикания; 6 детей (экспериментальная группа) занимались одновременно по традиционному коррекционно-педагогическому обучению и с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

В структуру коррекционных занятий с детьми экспериментальной группы были включены упражнения по изменению стереотипа дыхания и речи с использованием методики оздоровительной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Для изучения динамики состояния дыхательной сферы детей с заиканием был осуществлен контрольный срез. Сравнивались результаты, полученные в экспериментальной группе, прошедшей традиционное коррекционно-педагогическое обучение с применением парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (6 человек), и в контрольной группе, обучавшийся в этот период времени только по традиционным методикам преодоления заикания (6 человек). Содержание контрольного среза в обеих группах было идентичным. Выводы контрольного среза отражены в таблице.

Таблица 1

Динамика состояния дыхательной сферы

Группы детей

Параметры устной речи

Глубокое дыхание

Подвижность и выносливость голосовых связок

Участие диафрагмы в голосообразовании

Развитие темпа и ритма речи

Экспериментальная группа

100%

100%

100%

100%

Контрольная группа

50%

50%

50%

50%

Из таблицы 1 следует, что у детей экспериментальной группы дыхание стало предельно глубоким, они научились заполнять воздухом легкие до самых нижних, широких оснований – 100% (6 испытуемых); научились заставлять диафрагму участвовать в голосообразовании, создавать так называемую опору – 100% (6 испытуемых); голосовые связки у детей стали более подвижными и выносливыми – 100% (6 испытуемых).

У всех детей экспериментальной группы выработан новый стереотип дыхания, которое стало более глубоким. Не менее важен и тот факт, что 100% детей экспериментальной группы полностью преодолели заикание.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы ответы на вопросы звучали, в основном, плавно, тогда как у детей контрольной группы наблюдались иногда судороги различной локализации, повторы звуков, необоснованные паузы.

Значительные изменения прослеживались и в результатах работы по развитию темпа и ритма речи. Дети экспериментальной группы (100%) научились говорить неторопливо, ритмично, выразительно. У 50% детей контрольной группы наблюдались колебания в высказываниях, иногда резкое ускорение темпа речи, недостаточная выразительность речи.

Включение дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в традиционный коррекционный процесс по преодолению заикания способствует повышению мотивации дошкольников к занятиям, приближает такие параметры устной речи, как речевое дыхание, темп, ритм, выразительность речи к возрастной норме, формирует навыки самоконтроля, а также способствует развитию произвольности двигательной сферы. В применении дыхательной оздоровительной гимнастики А.Н. Стрельниковой были выявлены только положительные стороны, в целом она благотворно влияет не только на устранение заикания, но и на общее самочувствие и настроение каждого ребенка.

Список цитированных источников:

  1. Правдина, О.В. Логопедия: Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. / О.В. Правдина. – М.: «Просвещение», 1973. – 272 с.

  1. Каменев, Ю.Я. Дыхательная гимнастика в системе натуротерапии / Ю.Я. Каменев. – М.: Сфера, 2000. – 61 с.

  1. Богомолова, А.И. Устранение заикания у детей и подростков / А.И. Богомолова. – М.: Просвещение, 1977. – 96 с.

  2. Дубровская, С.А. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой / С.А. Дубровская. – М.: РИПОЛ классик, 2009. – 316 с.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ