Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
Ивашкевич Ю.М., студентка 3 курса
(г. Минск, Белорусский государственный университет)
Научный руководитель – Русакович А.В., кандидат исторических наук, доцент
Институт семьи в Беларуси в настоящее время вызывает определенное беспокойство. Это вызвано, прежде всего, низкими репродуктивными установками у молодых людей, которые считают относительно ранее наличие детей в семье важнейшим фактором бедности, ограничения профессионального роста, активной социальной жизни, отказа от многих потенциальных возможностей. Большинство вступивших в брак не имеют своего жилья. В связи с этим, только у 70% молодых семейных пар ожидаемое число детей соответствует желаемому, а в 2007 г. средний возраст матери при рождении ребенка составил 26,6 лет (при рождении первого ребенка – 24,2, последующих детей – 29,6 лет). Высока доля рождения детей вне зарегистрированного брака – в настоящее время это каждый четвертый-пятый ребенок. Причем, 41,1% - у матерей моложе 20 лет (от всех родившихся у матерей этого возраста), 28,5% - у женщин 35-39 лет, 35,15 – у матерей 40-44 лет.
Низкий уровень рождаемости связан также с массовым распространением однодетной семьи и, следовательно, высокой долей первенцев среди родившихся детей. В 2007 г. в Беларуси их доля составила 57,7%, тогда как в США первенцы составляют 40% всех родившихся, в Швеции – 45%, в России – около 60%.
Однако есть в этом процессе и положительная тенденция для нашей страны. В 2007 г. на 11,3% увеличилось количество детей, рожденных вторыми, на 15,4% - третьими. Практически такая же доля их наблюдается в России, Украине, Польше, Румынии, Франции. В таких странах, как ФРГ, Греция, Чехия, Швейцария, Ирландия этот показатель выше.
Суммарный коэффициент рождаемости по Беларуси наиболее высокий в Брестской и Гродненской областях, где он выше 1,4 ребенка на одну женщину. Самые низкие показатели – в городе Минске (1,11) и Витебской области (1,21). Региональная дифференциация обусловлена прежде всего уровнем экономического развития регионов, развитостью социальной инфраструктуры, культурно-религиозными особенностями и традициями.
Значительной проблемой является высокий уровень разводов, что приводит к воспитанию детей в неполных семьях, в которых возникает целый ряд экономических, морально-психологических и социальных проблем, неблагоприятно влияющих на здоровье членов семьи. Возрастает в последнее время и смертность мужчин в возрасте от 20 до 49 лет. В 2007 г. она превысила смертность женщин в 3,7-4 раза.
Не всегда существует возможность достойного материального обеспечения детей. Так, по данным Детского Фонда ООН (Юнисеф) среди домохозяйств из двух человек (в том числе одного родителя и ребенка) 57,9% имеют в своем составе экономически активных членов, среди состоящих из 3-х человек – 94%. В 2007 г. за чертой малообеспеченности находилось 207,4 тыс. домохозяйств, в настоящее время этот показатель возрос. Таким образом, для одиноких родителей одной из самых актуальных задач является наличие работы и сохранение работоспособности.
Уровень заболеваемости зависит от многих разнообразных факторов: распространенного образа жизни, общей и санитарно-гигиенической культуры, демографической ситуации, экологического состояния окружающей среды, условий работы и проживания, эффективности учреждений здравоохранения, достижений медицинской науки. К сожалению, в начале XXI века наблюдается рост первичной заболеваемости, среди которой наиболее удельный вес занимают болезни органов дыхания (51,3%), особенно возросли психические расстройства, новообразования, болезни системы кровообращения, костно-мышечной системы, инфекционные и паразитарные травмы и отравления и др.
Социально острой проблемой для Беларуси продолжает оставаться пьянство, алкоголизм и наркомания. За 2000-2006 гг. заболеваемость алкоголизмом и алкогольными психозами выросла у мужчин на 75,6%, а у женщин – увеличилась на 41,4%, токсикоманией – с 215 больных на 100 тыс. населения в 2000 году до 572 больных в 2006 году.
Таким образом, основными факторами, отрицательно влияющими на здоровье населения, являются психоэмоциональные перегрузки, нестабильность экономической ситуации, возрастающая алкоголизация населения, экологическое неблагополучие, рост цен на продовольствие и лекарственные препараты и др.
Следует отметить, что остается проблема обеспеченности детскими дошкольными учреждениями, особенно в сельской местности, значительно уменьшилось число внешкольных учреждений, обеспечивающих воспитание и обучение детей.
Подводя итоги выше сказанному, хотелось бы отметить, что к объективным и субъективным причинам неблагополучия семьи, прежде всего, относятся нестабильный экономический уровень жизни населения; наличие правовых пробелов в законодательстве в области брака и семьи; низкая обеспеченность молодых семей жильем; недостаточная престижность в стране института брака; негативные тенденции в социуме, выражающиеся в росте алкоголизма, наркомании, правонарушений; индивидуализация жизни как социально-психологическая тенденция; нерациональное распределение между супругами домашних обязанностей и участия в воспитании детей, низкий уровень личностных установок и знаний о брачно-семейных отношениях, отсутствие общей семейной цели и цели в воспитании детей; наличие вредных привычек, состояние физического и психологического здоровья родителей и детей.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.