logo
Конференция_мир детства_2

Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике

Петров А.П., кандидат юридических наук, доцент

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Анализ мирового социально-экономического развития свидетельствует об эффективности функционирования рыночных систем.

Большинство современных экономик в той или иной мере основаны на рыночной системе и различаются институциональными особенностями организации и степенью государственного вмешательства в экономические процессы.

В Конституции Республики Беларусь нет термина «рыночная экономика». Однако анализ норм Конституции свидетельствует, что государство поддерживает основные принципы рыночной экономики. Соотношение государства и экономики сводится к тому, что если ранее государство монопольно управляло народным хозяйством (устанавливало плановые задания, заведовало сбытом и снабжением, сохраняла монополию внешней торговли и т.д.), то теперь оно выступает регулятором экономических отношений, которая исключает административно-командные функции управления экономической и признает свободу экономической деятельности людей и их объединений. О регулятивной деятельности государства в экономических отношениях говорится в ст.13 Конституции, закрепившей, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Эта норма свидетельствует также о социально ориентированной рыночной экономики, которая в настоящее время находится в Беларуси в стадии трансформации.

Курс на построение в Беларуси социальной рыночной экономики по своему содержанию предполагает создание эффективных институтов и механизмов рыночной экономики, позволяющих успешно решать социальные задачи. Экономическая политика в социальном рыночном хозяйстве – это политика укрепления конституционных рыночных механизмов и регулирования рынка.

В Республике Беларусь принимаются следующие меры, направленные на становление социально-рыночной экономики:

- поддержка конкурентной среды (прежде всего это функция государства), препятствующей возникновению монополий, которые являются результатом ограничения торговли, фиксирования цен, ограничивают свободу входа на рынок и выхода из него;

- либерализация цен и законодательное оформление невмешательства государства в механизмы ценообразования (за исключением цен на некоторые социально-значимые товары);

- законодательное оформление эффективных форм собственности, переход к многообразию форм собственности и хозяйствования;

- свобода заключения хозяйственных договоров как предпосылка осуществления конкуренции.

Одним из эффективных мер содействию социально ориентированной рыночной экономики является поддержка государством конкуренции, так как конкуренция самый надежный механизм координации индивидуальных действий без принуждения и вмешательства со стороны властей. С помощью конкуренции решаются проблемы инвестиций и экономического роста.

Поддержка конкуренции осуществляется всей экономической политикой государства. Это прежде всего ликвидация государственного монополизма, разгосударствление, приватизация и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры и т.д.

Особенности белоруской модели социально ориентированной рыночной экономики сводится к следующему:

- процессы разгосударствления и приватизации, формирование рыночных отношений носят в нашей стране постепенный, эволюционный характер;

- система ценообразования имеет смешанный характер, соединяя рыночные принципы с государственным регулированием цен, которое направлено прежде всего на ограничение их роста с целью сдерживания инфляции. Кроме того, государство административно регулирует цены на некоторые социально значимые товары и услуги (например, на жилищно-коммунальные услуги, на услуги общественного транспорта, на некоторые продовольственные товары);

- постоянное снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, упрощение системы налогообложения, что соответственно приводит к снижению уровня цен;

- система планирования в Беларуси частично сохранила черты советской системы. Однако в республике осуществляется переход от административного планирования к индикативному, предполагающему не разработку планов центральным органом и жесткий контроль за их исполнением, а учет мнения самих исполнителей, согласование планов государственных органов и производителей и т.д.;

- распределение доходов либерализуется постепенно, перераспределение доходов остается высоким. Это обуславливает значительный уровень налогообложения физических и юридических лиц. Государственные пособия по безработице, жилищные субсидии, удешевление транспортных и энергетических тарифов и многое другое – важные направления государственных расходов.

Социальная направленность экономического развития обеспечила большую социальную стабильность и меньшую дифференциацию населения. Неоспоримо, что один из лучших вариантов поддержания высоких доходов населения и борьбы с бедностью – это высокие темпы экономического роста. Необходимо создавать стимулы к эффективной деятельности всех субъектов общественной жизни, поощрять и поддерживать деловую активность, предпринимательскую деятельность, стимулировать рентабельное производство и другие меры, способствующие быстрейшему развитию экономики страны.

Белорусская модель экономического развития предусматривает сочетание преимуществ современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан. Такой подход учитывает менталитет белорусского народа, его историю и развитие.

Государство активно участвуют в формировании рыночных отношений и структурной перестройке экономики. Но по мере создания новых рыночных институтов будет происходить постепенное и последовательное сокращение его прямого участия в экономических процессах. Однако по отношению к тем сферам экономики, где решаются крупномасштабные стратегические задачи государства, регулирование экономических отношений государством сохраниться.

Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2015 годы конкретизируют, предусмотренные в НСУР – 2020.

Главные цели Основных направлений - оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств. Достижение этих целей связано с ускорением и улучшением качественных параметров развития всего народнохозяйственного комплекса страны.

Сегодня, на рубеже веков и тысячелетий, развитие человеческой цивилизации определяется тем, что экономические процессы внутри стран и в мировой экономике в целом испытывают влияние набора факторов, еще вчера не принимавшихся в расчет при анализе реальной экономической жизни. Одним из этих факторов является глобализация. Под ее влиянием совсем недавно существовавшие раздельно национальные экономики стали более взаимозависимыми, взаимосвязанными. Она порождает совершенно новые экономические закономерности как на уровне национальных экономик, так и в мировой экономике в целом.