Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
Петров А.П., кандидат юридических наук, доцент
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Анализ мирового социально-экономического развития свидетельствует об эффективности функционирования рыночных систем.
Большинство современных экономик в той или иной мере основаны на рыночной системе и различаются институциональными особенностями организации и степенью государственного вмешательства в экономические процессы.
В Конституции Республики Беларусь нет термина «рыночная экономика». Однако анализ норм Конституции свидетельствует, что государство поддерживает основные принципы рыночной экономики. Соотношение государства и экономики сводится к тому, что если ранее государство монопольно управляло народным хозяйством (устанавливало плановые задания, заведовало сбытом и снабжением, сохраняла монополию внешней торговли и т.д.), то теперь оно выступает регулятором экономических отношений, которая исключает административно-командные функции управления экономической и признает свободу экономической деятельности людей и их объединений. О регулятивной деятельности государства в экономических отношениях говорится в ст.13 Конституции, закрепившей, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Эта норма свидетельствует также о социально ориентированной рыночной экономики, которая в настоящее время находится в Беларуси в стадии трансформации.
Курс на построение в Беларуси социальной рыночной экономики по своему содержанию предполагает создание эффективных институтов и механизмов рыночной экономики, позволяющих успешно решать социальные задачи. Экономическая политика в социальном рыночном хозяйстве – это политика укрепления конституционных рыночных механизмов и регулирования рынка.
В Республике Беларусь принимаются следующие меры, направленные на становление социально-рыночной экономики:
- поддержка конкурентной среды (прежде всего это функция государства), препятствующей возникновению монополий, которые являются результатом ограничения торговли, фиксирования цен, ограничивают свободу входа на рынок и выхода из него;
- либерализация цен и законодательное оформление невмешательства государства в механизмы ценообразования (за исключением цен на некоторые социально-значимые товары);
- законодательное оформление эффективных форм собственности, переход к многообразию форм собственности и хозяйствования;
- свобода заключения хозяйственных договоров как предпосылка осуществления конкуренции.
Одним из эффективных мер содействию социально ориентированной рыночной экономики является поддержка государством конкуренции, так как конкуренция самый надежный механизм координации индивидуальных действий без принуждения и вмешательства со стороны властей. С помощью конкуренции решаются проблемы инвестиций и экономического роста.
Поддержка конкуренции осуществляется всей экономической политикой государства. Это прежде всего ликвидация государственного монополизма, разгосударствление, приватизация и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры и т.д.
Особенности белоруской модели социально ориентированной рыночной экономики сводится к следующему:
- процессы разгосударствления и приватизации, формирование рыночных отношений носят в нашей стране постепенный, эволюционный характер;
- система ценообразования имеет смешанный характер, соединяя рыночные принципы с государственным регулированием цен, которое направлено прежде всего на ограничение их роста с целью сдерживания инфляции. Кроме того, государство административно регулирует цены на некоторые социально значимые товары и услуги (например, на жилищно-коммунальные услуги, на услуги общественного транспорта, на некоторые продовольственные товары);
- постоянное снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, упрощение системы налогообложения, что соответственно приводит к снижению уровня цен;
- система планирования в Беларуси частично сохранила черты советской системы. Однако в республике осуществляется переход от административного планирования к индикативному, предполагающему не разработку планов центральным органом и жесткий контроль за их исполнением, а учет мнения самих исполнителей, согласование планов государственных органов и производителей и т.д.;
- распределение доходов либерализуется постепенно, перераспределение доходов остается высоким. Это обуславливает значительный уровень налогообложения физических и юридических лиц. Государственные пособия по безработице, жилищные субсидии, удешевление транспортных и энергетических тарифов и многое другое – важные направления государственных расходов.
Социальная направленность экономического развития обеспечила большую социальную стабильность и меньшую дифференциацию населения. Неоспоримо, что один из лучших вариантов поддержания высоких доходов населения и борьбы с бедностью – это высокие темпы экономического роста. Необходимо создавать стимулы к эффективной деятельности всех субъектов общественной жизни, поощрять и поддерживать деловую активность, предпринимательскую деятельность, стимулировать рентабельное производство и другие меры, способствующие быстрейшему развитию экономики страны.
Белорусская модель экономического развития предусматривает сочетание преимуществ современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан. Такой подход учитывает менталитет белорусского народа, его историю и развитие.
Государство активно участвуют в формировании рыночных отношений и структурной перестройке экономики. Но по мере создания новых рыночных институтов будет происходить постепенное и последовательное сокращение его прямого участия в экономических процессах. Однако по отношению к тем сферам экономики, где решаются крупномасштабные стратегические задачи государства, регулирование экономических отношений государством сохраниться.
Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2015 годы конкретизируют, предусмотренные в НСУР – 2020.
Главные цели Основных направлений - оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств. Достижение этих целей связано с ускорением и улучшением качественных параметров развития всего народнохозяйственного комплекса страны.
Сегодня, на рубеже веков и тысячелетий, развитие человеческой цивилизации определяется тем, что экономические процессы внутри стран и в мировой экономике в целом испытывают влияние набора факторов, еще вчера не принимавшихся в расчет при анализе реальной экономической жизни. Одним из этих факторов является глобализация. Под ее влиянием совсем недавно существовавшие раздельно национальные экономики стали более взаимозависимыми, взаимосвязанными. Она порождает совершенно новые экономические закономерности как на уровне национальных экономик, так и в мировой экономике в целом.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.