К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
Калина О.Л., студентка 3 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Ястреб Д.С., старший преподаватель
Важность и необходимость особой юридической защиты несовершеннолетних (лиц в возрасте до 18 лет) связана с тем, что ребенок в связи с его умственной и физической незрелостью нуждается в помощи и поддержке взрослых. Кроме того, дети постоянно проверяют как свои возможности, так и возможности окружающего их мира, и кто как ни подготовленный взрослый в нужный час сможет подсказать, что можно, а что нельзя делать, какие права и обязанности появляются с взрослением, какая наступает ответственность за нарушение установленных в обществе правил.
Адвокатура как институт гражданского общества должна занять достойное место в защите прав и законных интересов несовершеннолетних правонарушителей и лиц, подвергшихся преступному посягательству, на всех этапах судопроизводства. Адвокат-участник процесса как защитник либо как представитель по делам несовершеннолетних обязан особенно тщательно подготовиться к делу. При этом иметь знания не только процессуального и материального права, но и уметь разбираться в вопросах детской психологии, патопсихологии. Следует искоренить практику, когда по делам несовершеннолетних в период предварительного расследования и судебного разбирательства происходит замена адвоката, иногда и неоднократно. Во-первых, нельзя говорить в таких случаях об эффективности защиты или представительской функции. Во-вторых, несовершеннолетний, в интересах которого эти адвокаты участвуют в деле, не сможет быть откровенным с разными адвокатами и вряд ли со всеми адвокатами у него может быть установлен необходимый психологический контакт. Несовершеннолетний в таких неблагоприятных психологических условиях не будет чувствовать себя защищенным.
Под защитой прав ребенка понимается: восстановление его нарушенных прав, создание условий, компенсирующих утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Это означает, что в равной степени должны защищаться как права подозреваемого, обвиняемого несовершеннолетнего, так и права потерпевшего и свидетеля.
В настоящее время Уголовно–процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – УПК) содержит в себе главу, содержащую нормы, регулирующие особенности производства по отдельным категориям уголовных дел, которая как раз и акцентирует внимание на защите прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.
Законодателем учтены возрастные особенности и правовое положение лиц, не достигших совершеннолетия, их дееспособность, материальная ответственность и обязанности родителей, опекунов при защите интересов и прав детей.
Защита прав несовершеннолетних в уголовном процессе имеет свои особенности в правовом смысле, поскольку несовершеннолетние наделены более широкими правами в сравнении с другими субъектами при производстве следственных действий по уголовному делу - допроса, экспертизы, очных ставок, избрании меры пресечения.
Глава 45 УПК посвящена производству по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет. При этом статьи данной главы не заменяют, а дополняют общие правила судопроизводства, устанавливая дополнительные процессуальные гарантии, обеспечивающие достижение истины, охрану прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, а также повышение воспитательного и предупредительного воздействия каждого процесса. Необходимость такого выделения обусловливается главным образом особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью.
Повышенная юридическая охрана несовершеннолетних в законодательстве Республики Беларусь не зависит от их правового положения или тяжести содеянного. Охранительный режим выражается в закреплении в законе привилегий для всей возрастной группы несовершеннолетних. Это проявляется прежде всего в том, что для несовершеннолетнего предусмотрен режим двойного представительства интересов – защитником и законным представителем.
В соответствии со ст. 45 УПК, если подозреваемый или обвиняемый являются несовершеннолетними, то участие защитника обязательно с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в отношении лица, а также с момента фактического задержания, применения меры пресечения в виде заключения под стражу, признании лица подозреваемым или предъявления обвинения. При этом если защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, их законными представителями, то органы уголовного преследования и суд обязаны обеспечить участие защитника в производстве по уголовному делу за счет средств государства. Отказ несовершеннолетнего от защитника не может быть принят органом, ведущим уголовный процесс (ч. 3 ст. 47 УПК).
Обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних вызвано тем, что обвиняемый (подозреваемый) в силу своего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять защиту своих интересов. Оно направлено на создание действительного процессуального равноправия между сторонами защиты и обвинения, обеспечение состязательности.
Необеспечение несовершеннолетнего защитником с момента вынесения постановления о возбуждении против него уголовного дела, задержания, заключения под стражу, признания подозреваемым является нарушением уголовно-процессуального законодательства, и показания, данные несовершеннолетним без участия защитника, являются недопустимыми доказательствами, поскольку получены с грубым нарушением закона, и не могут быть положены в основу приговора (ч.ч. 4, 5 ст. 105 УПК).
Несоблюдение закона в данной части судом и рассмотрение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего обвиняемого без участия защитника являются безусловным основанием к отмене постановленного по такому делу приговора, так как это существенное нарушение уголовно-процессуального закона (ст. 388 УПК).
Участие защитника по делу о преступлении несовершеннолетнего обязательно независимо от того, достиг ли последний совершеннолетия к моменту расследования и судебного разбирательства.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь установлено, что с момента допуска к участию в деле защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних его участие является обязательным при производстве следственных действий, проводимых с участием несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.
Независимо от количества преступлений, жертвами которых стали дети, несовершеннолетние нуждаются в особом отношении к ним в ходе производства по уголовному делу. Вопрос о наделении их особым правовым статусом в уголовном процессе является весьма актуальным: дети - это такие члены общества, которым государство в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка гарантирует особую охрану и защиту.
Участие же несовершеннолетнего в качестве потерпевшего в уголовном судопроизводстве является как раз тем особым обстоятельством, которое должно предусматривать особые меры по защите прав ребенка.
22 июля 2005 г. ООН приняла Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей - жертв и свидетелей преступлений, и рекомендовала государствам - членам ООН опираться на положения этих Руководящих принципов при разработке национального законодательства, процедур, политики и практики в отношении детей, ставших жертвами преступлений или свидетелями в рамках уголовного судопроизводства.
Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений приняты 22 июля 2005 г. Резолюцией 2005/20 на 36-м пленарном заседании Экономического и Социального Совета ООН.
Международная практика свидетельствует об исключительно гуманном и оберегающем отношении к пострадавшим от преступлений несовершеннолетним. Так, в соответствии с разделом X Руководящих принципов ООН, касающихся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений «Дети-жертвы и свидетели преступлений должны в первоочередном порядке пользоваться защитой своей личной жизни. Любая информация, касающаяся участия ребенка в процессе отправления правосудия, подлежит защите. Такая защита может обеспечиваться путем сохранения конфиденциальности и неразглашения информации, которая может вести к установлению личности ребенка, являющегося жертвой или свидетелем в процессе отправления правосудия».
В этой связи определение уголовно-процессуального статуса ребенка, ставшего жертвой преступления, и обеспечение гарантии соблюдения его прав и законных интересов в ходе производства по уголовному делу являются одним из важных направлений по реализации принципов, закрепленных в указанной Конвенции. Однако, к сожалению, в белорусском уголовном процессе вопрос об особом положении подростков, пострадавших от преступлений, регламентирован не должным образом.
Следует признать, что несовершеннолетние жертвы преступных посягательств практически не получают необходимой помощи и защиты, в том числе и в виде психологической реабилитации после преступного воздействия. Ведь если несовершеннолетнему преступнику гарантировано право на защиту на всех этапах уголовного судопроизводства, то потерпевший, как правило, остается наедине со своими проблемами – последствиями преступного посягательства.
Так, в частности, УПК Республики Беларусь содержит лишь две нормы (ст. ст. 221, 332), специально регулирующие участие несовершеннолетних потерпевших в уголовном судопроизводстве. Но даже они, как представляется, значительно в меньшей степени обеспечивают особый статус указанного участника уголовного процесса, чем нормы, которые регламентируют права и законные интересы несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.
Определенный "перевес" интереса в пользу несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) наблюдается не только у законодателя, но и в уголовно-процессуальной и криминалистической науке. Вопросам производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних уделяется, по сравнению с вопросами защиты прав и интересов несовершеннолетних потерпевших, намного больше внимания.
Между тем в большинстве цивилизованных и демократически развитых стран уже давно произошло переосмысление приоритетов уголовной юстиции; законодателем все больше внимания уделяется проблемам обеспечения прав и законных интересов законопослушных граждан, которые пострадали в результате преступлений (особенно, если это касается детей).
В силу изложенных обстоятельств, представляется целесообразным расширить уголовно-процессуальные права несовершеннолетних потерпевших и повысить гарантию их осуществления в ходе производства по уголовному делу. Для этого необходимо в уголовно-процессуальном законе регламентировать следующие положения:
1) Предусмотреть обязательное участие в уголовном судопроизводстве представителя несовершеннолетнего потерпевшего с момента составления следователем (дознавателем) постановления о признания подростка потерпевшим по уголовному делу.
2) Представителя несовершеннолетнего потерпевшего по уголовному делу наделить процессуальными правами в объеме, равном компетенции защитника обвиняемого, подозреваемого.
В качестве представителя несовершеннолетнего потерпевшего на досудебных стадиях уголовного судопроизводства допускать только лиц, обладающих статусом адвоката; а на судебных стадиях - по определению или постановлению суда допускать наряду с адвокатом и иное лицо, о допуске которого будет ходатайствовать несовершеннолетний потерпевший или его законный представитель.
Таким образом, каждый несовершеннолетний, нуждающийся в квалифицированной юридической помощи, должен иметь равный доступ к ней независимо от того, где он находится и каково его материальное положение. Особое внимание следует уделять защите несовершеннолетних не только в уголовном судопроизводстве, но и защите интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оставшихся без попечения родителей.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.