К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
Криволап В.А., студент 2 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Ястреб Д.С., старший преподаватель
Целью данной статьи является разъяснение подросткам их прав и обязанностей в сфере предпринимательства, если они таковой собираются заняться.
В соответствии со ст. 26 Гражданского Кодекса Республики Беларусь несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия – по решению суда.
Исходя из данной нормы, можно сказать, что несовершеннолетнее лицо, объявленное полностью дееспособным (далее: дееспособный) может заниматься различными формами предпринимательской деятельности, то есть самостоятельно, по личной инициативе заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли. Данную деятельность дееспособный может осуществлять от своего имени, под свою имущественную ответственность либо под имущественную ответственность юридического лица, на свой риск.
Лицу, достигшему шестнадцатилетнего возраста, чтобы стать предпринимателем необходимо не только приобрести полную дееспособность, но и пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей является необходимым условием правомерности занятия гражданином предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
С 1 февраля 2009 г. государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Положением «О государственной регистрации субъектов хозяйствования», утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее - Декрет № 1).
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Декрета № 1: государственная регистрация индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании заявительного принципа в день подачи документов, необходимых для ее проведения.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя производится по месту жительства. Согласно п. 6 Положения «О государственной регистрации субъектов хозяйствования», утвержденного Декретом № 1: за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, выдачу свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации взимается государственная пошлина в установленном законодательными актами размере.
Взимание иных платежей при осуществлении государственной регистрации не допускается.
Государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:
- администрациями свободных экономических зон - индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;
- облисполкомами, брестским, витебским, гомельским, гродненским, минским, могилевским горисполкомами. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.
Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в силу требований пункта 14 Положения «О государственной регистрации субъектов хозяйствования», в регистрирующий орган представляются:
- заявление о государственной регистрации;
- фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;
- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Заявление о государственной регистрации составляется по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь. В заявлении подтверждается, что:
- гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не имеет непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
- не имеется неисполненного судебного решения об обращении взыскания на имущество в отношении гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя;
- на момент государственной регистрации гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);
- для гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя, законодательством не установлены иные запреты и ограничения на обращение за государственной регистрацией;
- сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, в том числе в заявлении о государственной регистрации, достоверны.
При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявление о государственной регистрации подписывается гражданином, регистрирующимся в качестве индивидуального предпринимателя.
Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.
В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа вносит в единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования; представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Индивидуальный предприниматель считается зарегистрированным со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Дата государственной регистрации указывается в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя датой, определенной выше.
Свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации.
Прошедший регистрацию предприниматель также имеет различного рода обязанности. К обязанностям предпринимателя относятся:
1) осуществление мер по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;
2) обязанность производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния;
3) соблюдение прав и законных интересов потребителей;
4) получение в установленном порядке специального разрешения (лицензии) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
5) выполнение решений государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;
6) соблюдение установленного порядка ценообразования, а также порядка исчисления затрат, относимых на себестоимость, учёт в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, недопущение нарушений установленных соответствующими государственными органами и иными субъектами права, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования;
7) представление соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полной и достоверной информации, необходимой для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования;
8) выполнение всех обязательств, вытекающих из действующего законодательства и заключенных им договоров (контрактов);
9) и некоторые другие обязанности.
Кроме обязанностей предприниматель имеет также некоторые права, отличающиеся от других трудящихся лиц, а именно имеет право:
1) заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;
2) создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
3) привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;
4) участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;
5) самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;
5) самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором (контрактом);
6) устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;
7) осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.
Таким образом, выше изложены порядок регистрации, а также основные права и обязанности предпринимателей, которые должен знать каждый человек, собирающийся стать предпринимателем. Эти права и обязанности также относятся и к лицам, не достигшим совершеннолетия, но уже собирающимся заняться предпринимательской деятельностью.
Для более углубленного разъяснения прав, обязанностей, а также ответственности, которую несут предприниматели, разъяснения законов, изучения органов, осуществляющих регулирование в сфере предпринимательства, следует ввести в общеобразовательных учреждениях такой курс, который бы охватывал все эти вопросы.
Можно сказать, что следует предпринять еще очень много мер для развития сферы предпринимательства, в том числе и начать обучать детей еще со школьного возраста основам предпринимательской деятельности.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.