logo
Конференция_мир детства_2

Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления

Алексеенко С.М., преподаватель

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

В семейном праве Республики Беларусь, существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей.

Согласно статье 119 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, усыновление – это основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми.[1]

В настоящее время в Республиканском банке данных об усыновлении (удочерении) детей, оставшихся без попечения родителей, насчитывается около 6 тыс. детей, проживающих в интернатных учреждениях. Одна из форм жизнеустройства сирот - усыновление. Причем позитивные тенденции в национальном усыновлении сохраняются на протяжении нескольких последних лет. Так, в 2010 году белорусские семьи усыновили 562 ребенка - на 66% больше, чем в начале пятилетки (в 2006 году было усыновлено 337 детей, в 2007-м - 539, в 2008-м - 536, в 2009-м - 585 детей). [2]

В первом полугодии 2011 года граждане Республики Беларусь усыновили 288 детей (в первом квартале усыновлено 126 детей, во втором квартале – 162 ребенка).

За отчетный период специалистами центра усыновления от кандидатов в усыновители принято 220 заявлений о подборе кандидатур детей для усыновления. Выдано 415 направлений на знакомство с детьми с целью усыновления. Педагогами-психологами учреждения проведена психологическая диагностика в отношении 245 человек. Из них 213 человек посетили групповые занятия по подготовке к выполнению родительской роли, с остальными проведены индивидуальные занятия. 276 гражданам даны очные/личные психологические консультации, 429 человек обратились за психологическим консультированием по телефону. [3]

Специфика национального усыновления в Беларуси заключается в четком государственном администрировании всего процесса усыновления. Так, подготовка граждан, желающих усыновить ребенка, ведется государственными учреждениями (социально-педагогическими центрами, Национальным центром усыновления). Подбор кандидатуры ребенка для усыновления также обеспечивается госорганами (управлениями образования на местах) или госучреждением (Национальным центром усыновления). Устанавливается усыновление судом. Сопровождение семьи, усыновившей ребенка, мониторинг положения ребенка в новой семье обеспечиваются государственными органами и учреждениями.

Следует подчеркнуть межведомственный характер обеспечения процедуры усыновления. К примеру, важными участниками этого процесса являются не только специалисты системы образования, но и медики - именно они решают вопрос о "допуске" граждан к усыновлению по медицинским показаниям. Важная роль в процессе усыновления принадлежит судебной власти, обязательным участником каждого процесса усыновления является прокурор. В процессе оценки возможности людей быть усыновителями в региональных органах внутренних дел истребуются сведения об отсутствии (наличии) судимости у кандидатов в усыновители. Таким образом, нет одной инстанции, от единоличного мнения которой зависела бы возможность усыновить ребенка. Таким образом, такой межведомственный характер усыновления обеспечивает его прозрачность.

Есть страны, в которых социальные службы, вовлеченные в процедуру усыновления, действуют по формуле: усыновление - частное дело частных лиц. В США, Канаде, Великобритании, Швеции, к примеру, подготовка к усыновлению ведется негосударственными службами, как, впрочем, и поиск кандидатуры ребенка для усыновления.

Нормы Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (статьи 117 и 124) уже сегодня гипотетически допускают возможность работы юридических и физических лиц по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Главное - эти юридические и физические лица должны быть уполномочены на выполнение такой работы в соответствии с порядком, установленном национальным законодательством.

Подобный вопрос может актуализироваться только в ситуации, когда в дело воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях и нуждающихся в новых семьях, будут активнее вовлекаться негосударственные субъекты. Сегодня в Республике Беларусь лишь один негосударственный субъект взял на себя заботы и хлопоты по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей (фонд SOS - детская деревня).

Следует отметить, что белорусские усыновители перестали держаться за тайну усыновления, и тому есть разные причины. Во-первых, благодаря открытости темы усыновления – эта тема свободно обсуждается СМИ. Во-вторых, сегодня на усыновление все чаще передаются дети в возрасте 2-3 годика и старше. В 2010 году из общего числа усыновленных белорусскими семьями (562 ребенка), лишь 23% (127 детей) были в возрасте до 1 года; 42% (237 детей) усыновлены в возрасте от 1 года до 3 лет, усыновление детей в возрасте от 3 до 5 лет составило 24% (135 детей), а детей старше 5 лет - 11% (63 ребенка). [3]

Тайна усыновления в юриспруденции понимается как запрет должностным лицам, которым известно о факте усыновления, рассказывать о нем без согласия усыновителей. Но в бытовом сознании тайна усыновления понимается как "надо так усыновить ребенка, чтобы никто про это не знал". В Беларуси впервые в 2009-2010 годах не было ни одного случая имитации беременности. Большинство заседаний суда по делам усыновления проходит по месту жительства потенциальных родителей.

От 30% до 40% современных усыновителей - это люди, которые являются успешными родителями, которые воспитывают своего ребенка, двоих или троих своих детей.

Численность новорожденных детей, чьи родители дали согласие на усыновление и отказались от родительских прав, на протяжении двух последних лет стабильна: таких детей в год чуть более 100. Для сравнения: "отказных" новорожденных детей в 2001 году было 552 человечка. Тенденция сокращения числа этой группы детей обусловлена комплексом причин. Так, стимулирована ответственность родителей за воспитание детей, реализуются меры по профилактике семейного неблагополучия, защите детей в неблагополучных семьях, повысилась общечеловеческая и родительская культура в белорусском обществе, улучшились условия жизни семей с детьми и т.д.

Что же касается, международного усыновления, то на сегодняшний день национальное законодательство предусматривает, что усыновить белорусского ребенка может та иностранная семья, которая проживает на территории государства, компетентные органы которого согласовали процедуру международного усыновления с компетентными органами Беларуси. На сегодняшний день в числе таких государств находится только Италия.

Список цитированных источников:

  1. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999. - № 23. – Ст. 419.

  2. Мотивация усыновления.- [Электронный ресурс]. - режим доступа: http: // child.of.by/biblioteka/statii/136-motivacia-usynovleniya.html. Дата доступа: 27.01.2012.

3. Усыновление: статистика за 2011 год.- [Электронный ресурс].- режим доступа: http: // www.detdoma. by / articles/usynovlenie-v-2011-godu-v-belarusi. Дата доступа:27.01.2012.