Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
Алексеенко С.М., преподаватель
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
В семейном праве Республики Беларусь, существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей.
Согласно статье 119 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, усыновление – это основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми.[1]
В настоящее время в Республиканском банке данных об усыновлении (удочерении) детей, оставшихся без попечения родителей, насчитывается около 6 тыс. детей, проживающих в интернатных учреждениях. Одна из форм жизнеустройства сирот - усыновление. Причем позитивные тенденции в национальном усыновлении сохраняются на протяжении нескольких последних лет. Так, в 2010 году белорусские семьи усыновили 562 ребенка - на 66% больше, чем в начале пятилетки (в 2006 году было усыновлено 337 детей, в 2007-м - 539, в 2008-м - 536, в 2009-м - 585 детей). [2]
В первом полугодии 2011 года граждане Республики Беларусь усыновили 288 детей (в первом квартале усыновлено 126 детей, во втором квартале – 162 ребенка).
За отчетный период специалистами центра усыновления от кандидатов в усыновители принято 220 заявлений о подборе кандидатур детей для усыновления. Выдано 415 направлений на знакомство с детьми с целью усыновления. Педагогами-психологами учреждения проведена психологическая диагностика в отношении 245 человек. Из них 213 человек посетили групповые занятия по подготовке к выполнению родительской роли, с остальными проведены индивидуальные занятия. 276 гражданам даны очные/личные психологические консультации, 429 человек обратились за психологическим консультированием по телефону. [3]
Специфика национального усыновления в Беларуси заключается в четком государственном администрировании всего процесса усыновления. Так, подготовка граждан, желающих усыновить ребенка, ведется государственными учреждениями (социально-педагогическими центрами, Национальным центром усыновления). Подбор кандидатуры ребенка для усыновления также обеспечивается госорганами (управлениями образования на местах) или госучреждением (Национальным центром усыновления). Устанавливается усыновление судом. Сопровождение семьи, усыновившей ребенка, мониторинг положения ребенка в новой семье обеспечиваются государственными органами и учреждениями.
Следует подчеркнуть межведомственный характер обеспечения процедуры усыновления. К примеру, важными участниками этого процесса являются не только специалисты системы образования, но и медики - именно они решают вопрос о "допуске" граждан к усыновлению по медицинским показаниям. Важная роль в процессе усыновления принадлежит судебной власти, обязательным участником каждого процесса усыновления является прокурор. В процессе оценки возможности людей быть усыновителями в региональных органах внутренних дел истребуются сведения об отсутствии (наличии) судимости у кандидатов в усыновители. Таким образом, нет одной инстанции, от единоличного мнения которой зависела бы возможность усыновить ребенка. Таким образом, такой межведомственный характер усыновления обеспечивает его прозрачность.
Есть страны, в которых социальные службы, вовлеченные в процедуру усыновления, действуют по формуле: усыновление - частное дело частных лиц. В США, Канаде, Великобритании, Швеции, к примеру, подготовка к усыновлению ведется негосударственными службами, как, впрочем, и поиск кандидатуры ребенка для усыновления.
Нормы Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (статьи 117 и 124) уже сегодня гипотетически допускают возможность работы юридических и физических лиц по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Главное - эти юридические и физические лица должны быть уполномочены на выполнение такой работы в соответствии с порядком, установленном национальным законодательством.
Подобный вопрос может актуализироваться только в ситуации, когда в дело воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях и нуждающихся в новых семьях, будут активнее вовлекаться негосударственные субъекты. Сегодня в Республике Беларусь лишь один негосударственный субъект взял на себя заботы и хлопоты по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей (фонд SOS - детская деревня).
Следует отметить, что белорусские усыновители перестали держаться за тайну усыновления, и тому есть разные причины. Во-первых, благодаря открытости темы усыновления – эта тема свободно обсуждается СМИ. Во-вторых, сегодня на усыновление все чаще передаются дети в возрасте 2-3 годика и старше. В 2010 году из общего числа усыновленных белорусскими семьями (562 ребенка), лишь 23% (127 детей) были в возрасте до 1 года; 42% (237 детей) усыновлены в возрасте от 1 года до 3 лет, усыновление детей в возрасте от 3 до 5 лет составило 24% (135 детей), а детей старше 5 лет - 11% (63 ребенка). [3]
Тайна усыновления в юриспруденции понимается как запрет должностным лицам, которым известно о факте усыновления, рассказывать о нем без согласия усыновителей. Но в бытовом сознании тайна усыновления понимается как "надо так усыновить ребенка, чтобы никто про это не знал". В Беларуси впервые в 2009-2010 годах не было ни одного случая имитации беременности. Большинство заседаний суда по делам усыновления проходит по месту жительства потенциальных родителей.
От 30% до 40% современных усыновителей - это люди, которые являются успешными родителями, которые воспитывают своего ребенка, двоих или троих своих детей.
Численность новорожденных детей, чьи родители дали согласие на усыновление и отказались от родительских прав, на протяжении двух последних лет стабильна: таких детей в год чуть более 100. Для сравнения: "отказных" новорожденных детей в 2001 году было 552 человечка. Тенденция сокращения числа этой группы детей обусловлена комплексом причин. Так, стимулирована ответственность родителей за воспитание детей, реализуются меры по профилактике семейного неблагополучия, защите детей в неблагополучных семьях, повысилась общечеловеческая и родительская культура в белорусском обществе, улучшились условия жизни семей с детьми и т.д.
Что же касается, международного усыновления, то на сегодняшний день национальное законодательство предусматривает, что усыновить белорусского ребенка может та иностранная семья, которая проживает на территории государства, компетентные органы которого согласовали процедуру международного усыновления с компетентными органами Беларуси. На сегодняшний день в числе таких государств находится только Италия.
Список цитированных источников:
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999. - № 23. – Ст. 419.
Мотивация усыновления.- [Электронный ресурс]. - режим доступа: http: // child.of.by/biblioteka/statii/136-motivacia-usynovleniya.html. Дата доступа: 27.01.2012.
3. Усыновление: статистика за 2011 год.- [Электронный ресурс].- режим доступа: http: // www.detdoma. by / articles/usynovlenie-v-2011-godu-v-belarusi. Дата доступа:27.01.2012.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.