К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
Невмиржицкий Н.И., студент 5 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Алхимина И.А., преподаватель
Незаконный оборот оружия существенно обостряет состояние преступности. В 2010 году на территории Витебской области зарегистрировано 100 подобных преступлений, а в 2011 – 167. Несмотря на то, что преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ составляют лишь 2,5% всей преступности страны, они напрямую служат катализатором роста организованной преступности и терроризма. Хочется подчеркнуть, что эти преступления наносят ущерб общественной безопасности страны в результате совершения конкретных деяний, предметом которых является серьезный источник повышенной опасности - оружие. Но наиболее неприемлемым фактом является незаконный оборот оружия среди молодёжи.
Подростки и молодежь характеризуются повышенной криминальной активностью. Вместе с тем, как принято считать, они - будущее любой страны, от их привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит и судьба общества, государства. Поэтому неудивительно, что молодежной преступности, преступности несовершеннолетних уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной литературе - криминологической, социологической, педагогической и др.
Молодые лица не всегда понимают, какую опасность в себе таит оружие и взрывчатые вещества. Они не осознают, что даже простое хранение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ может навредить им самим, их близким, друзьям и знакомым.
Но более устрашающим деянием, чем хранение является изготовление оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Молодые лица, воспользовавшись информацией, которой изобилует интернет, пытаются заняться опасной деятельностью, в результате которой нередко сами получают травмы или же наносят ущерб собственности как своей, так и окружающих. Желание опробовать своё творение нередко приводит к трагедиям.
Не стоит забывать и о попытках приобретения оружия незаконным путем. Так в 90-х годах была не редкостью ситуация нападения на милиционеров с целью завладения табельным оружием.
Много неучтенного оружия осталось со времен, когда не было системы регистрации оружия – до 1976 года. Оружие у граждан осталось и со времен Великой Отечественной войны. Ветераны, их наследники, родственники неохотно расстаются с ним. Они не используют его в преступных целях, а просто где-то хранят, потом не редко забывают о нём, оставляя опасные клады.
Ещё одним способом получить оружие и взрывчатые вещества является «чёрное копательство». Условно «черных копателей» можно разделить на несколько категорий. Первые, самые безобидные, ведут поиск предметов периода Второй мировой войны для себя. Часть их находок попадает в музеи, уголки Великой Отечественной войны в школах и других учебных заведениях. Некоторые занимаются несанкционированными раскопками с целью обнаружения артефактов или раритетов для продажи или обмена. Но встречаются и те, кто целенаправленно ведет поиск именно оружия, боеприпасов, а также взрывчатых веществ и иных средств пораженияс целью совершения с ним незаконных действий.
Многие из «черных копателей» имеют высшее образование, престижную, хорошо оплачиваемую работу, увлекаются изучением военной истории. Но все это не уберегает их от соблазна хранить дома или реализовывать найденное оружие, другие запрещенные к обороту предметы. Несмотря на то, что Закон Республики Беларусь «Об оружии» устанавливает запрет на владение физическими лицами боевым оружием, боеприпасами к нему, а также взрывчатыми веществами.
За нарушение действующего законодательства статьями 294, 295 Уголовного Кодекса Республики Беларусь предусмотрена ответственность и наказание, которое может составить до 7 лет лишения свободы, а в случае повторности или наличия группы лиц до 12 лет (ст. 294) или 10 лет (ст. 295)лишения свободы. К слову, за преступления предусмотренные статьёй 294Уголовного Кодекса Республики Беларусь ответственность начинается с 14 лет, а за преступления предусмотренные статьёй 295 с 16 лет.
В Витебске проживает более 100 лиц, в разное время осужденных за незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Значительная их часть занималась незаконными раскопками на местах боев Великой Отечественной войны. Вместе с тем лица, добровольно сдавшие оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, освобождаются от уголовной ответственности.
Не стоит забывать и о том, что существует опасность погибнуть в результате подрыва снаряда времен войны, либо стать инвалидом. Что касается территории Витебской области, то после распада СССР и вывода войск здесь осталось значительное количество стрельбищ и полигонов, где существует вероятность наткнуться на не разорвавшуюся мину или снаряд, которые представляют опасность для окружающих, в том числе и для тех, кто занимается незаконными раскопками.
Борьба с терроризмом и экстремизмом – одна из задач, стоящих перед органами госбезопасности. С учетом того, что отдельные предметы, добытые «черными копателями», могут быть использованы как оружие террора, подразделения КГБ проводят целенаправленную работу по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений данной категории.
Но не только КГБ занимается борьбой с незаконным оборотом оружия. Так органами МВД каждый год проводится оперативно-профилактические специальные комплексные мероприятия «Арсенал».Добровольная сдача оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств – основание для освобождения от уголовной ответственности. Согласно примечанию к ст.295 Уголовного Кодекса Республики Беларусь лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в ст.ст. 295-297 Уголовного кодекса Республики Беларусь, освобождается от уголовной ответственности за действия, предусмотренные названными статьями, кроме случаев сбыта. Следует обратить внимание, что виновное лицо при этом должно действовать по своей воле. Не является добровольной выдача упомянутых предметов, когда они обнаружены представителями органов власти. Представляется, что о добровольности сдачи соответствующих предметов может свидетельствовать лишь факт их выдачи или сообщение об их местонахождении органам власти, в т.ч. органам внутренних дел, прокуратуры, только при реальной возможности их дальнейшего хранения. Ибо для освобождения от уголовной ответственности не имеет значения, каким образом данные предметы оказались у виновного: были приобретены им, переданы ему на хранение или пользование, найдены, достались по наследству и т.д.
Анализ состояния преступности на территории республики, сводки чрезвычайных происшествий свидетельствуют о том, что не все граждане соблюдают установленные действующим законодательством Республики Беларусь правила хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие при обороте оружия на территории Республики Беларусь, являются Закон Республики Беларусь «Об оружии» от 13.11.2001г., Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь» от 30.08.2002 г. Лица, виновные в нарушении требований вышеуказанного законодательства, несут как административную, так и уголовную ответственность.
На наш взгляд основными средствами предупреждения данного вида преступления является разъяснительная работа среди молодежи о возможных последствиях незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, проведениеспециальных комплексных мероприятийпо изъятию незаконно хранящегося оружия, проверке условий хранения оружия у законных владельцев. Так как особое опасение вызывает использование при совершении преступлений огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств для совершения террористических актов в общественных местах, что приводит к массовой гибели людей и материальных ценностей. Данная проблема особенно актуальна в связи с имевшими место 11.04.2011г. трагическими событиями, связанными с террористическим актом, произошедшем в метрополитене г.Минска и унесшем жизни граждан.
Список цитированных источников:
Уголовный Кодекс Республики Беларусь, 2 июня 1999 года, №275-з:в редакции Закона Республики Беларусь от 21.11.2011 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Мнинск, 2011.
Об оружии: Закон Республики Беларусь, 13 ноября 2001 г., № 61-З: в редакции Закона Респ.Беларусь от20.06.2008 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2011.
Дмитриев, С. А. Незаконный оборот оружия /С.А.Дмитриев // Российская юстиция. – 2003. - № 11. – С.17-24.
Невский, С. А. Борьба с незаконным оборотом оружия /С.А.Невский // Закон и право. – 2003. - №11.- С.41-49.
Портал centr.minsk.gov.by администрация центрального района г. Минска. Режим доступа http://centr.minsk.gov.by/actual200511-1/– дата доступа 23.12.11.
Портал open.by news.open.by. Режим доступа http://www.open.by/country/49402– дата доступа 23.12.11.
Портал naviny.by белорусские новости. Режим доступа http://naviny.by/rubrics/disaster/2011/09/23/ic_news_124_376864/– дата доступа 23.12.11.
Портал kp.by комсомольская правда. Режим доступа http://kp.by/daily/24460/622389/– дата доступа 23.12.11.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.