logo
Конференция_мир детства_2

К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ

Невмиржицкий Н.И., студент 5 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Алхимина И.А., преподаватель

Незаконный оборот оружия существенно обостряет состояние преступности. В 2010 году на территории Витебской области зарегистрировано 100 подобных преступлений, а в 2011 – 167. Несмотря на то, что преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ составляют лишь 2,5% всей преступности страны, они напрямую служат катализатором роста организованной преступности и терроризма. Хочется подчеркнуть, что эти преступления наносят ущерб общественной безопасности страны в результате совершения конкретных деяний, предметом которых является серьезный источник повышенной опасности - оружие. Но наиболее неприемлемым фактом является незаконный оборот оружия среди молодёжи.

Подростки и молодежь характеризуются повышенной криминальной активностью. Вместе с тем, как принято считать, они - будущее любой страны, от их привычного поведения, образа жизни, личностных качеств зависит и судьба общества, государства. Поэтому неудивительно, что молодежной преступности, преступности несовершеннолетних уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной литературе - криминологической, социологической, педагогической и др.

Молодые лица не всегда понимают, какую опасность в себе таит оружие и взрывчатые вещества. Они не осознают, что даже простое хранение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ может навредить им самим, их близким, друзьям и знакомым.

Но более устрашающим деянием, чем хранение является изготовление оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Молодые лица, воспользовавшись информацией, которой изобилует интернет, пытаются заняться опасной деятельностью, в результате которой нередко сами получают травмы или же наносят ущерб собственности как своей, так и окружающих. Желание опробовать своё творение нередко приводит к трагедиям.

Не стоит забывать и о попытках приобретения оружия незаконным путем. Так в 90-х годах была не редкостью ситуация нападения на милиционеров с целью завладения табельным оружием.

Много неучтенного оружия осталось со времен, когда не было системы регистрации оружия – до 1976 года. Оружие у граждан осталось и со времен Великой Отечественной войны. Ветераны, их наследники, родственники неохотно расстаются с ним. Они не используют его в преступных целях, а просто где-то хранят, потом не редко забывают о нём, оставляя опасные клады.

Ещё одним способом получить оружие и взрывчатые вещества является «чёрное копательство». Условно «черных копателей» можно разделить на несколько категорий. Первые, самые безобидные, ведут поиск предметов периода Второй мировой войны для себя. Часть их находок попадает в музеи, уголки Великой Отечественной войны в школах и других учебных заведениях. Некоторые занимаются несанкционированными раскопками с целью обнаружения артефактов или раритетов для продажи или обмена. Но встречаются и те, кто целенаправленно ведет поиск именно оружия, боеприпасов, а также взрывчатых веществ и иных средств пораженияс целью совершения с ним незаконных действий.

Многие из «черных копателей» имеют высшее образование, престижную, хорошо оплачиваемую работу, увлекаются изучением военной истории. Но все это не уберегает их от соблазна хранить дома или реализовывать найденное оружие, другие запрещенные к обороту предметы. Несмотря на то, что Закон Республики Беларусь «Об оружии» устанавливает запрет на владение физическими лицами боевым оружием, боеприпасами к нему, а также взрывчатыми веществами.

За нарушение действующего законодательства статьями 294, 295 Уголовного Кодекса Республики Беларусь предусмотрена ответственность и наказание, которое может составить до 7 лет лишения свободы, а в случае повторности или наличия группы лиц до 12 лет (ст. 294) или 10 лет (ст. 295)лишения свободы. К слову, за преступления предусмотренные статьёй 294Уголовного Кодекса Республики Беларусь ответственность начинается с 14 лет, а за преступления предусмотренные статьёй 295 с 16 лет.

В Витебске проживает более 100 лиц, в разное время осужденных за незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Значительная их часть занималась незаконными раскопками на местах боев Великой Отечественной войны. Вместе с тем лица, добровольно сдавшие оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, освобождаются от уголовной ответственности.

Не стоит забывать и о том, что существует опасность погибнуть в результате подрыва снаряда времен войны, либо стать инвалидом. Что касается территории Витебской области, то после распада СССР и вывода войск здесь осталось значительное количество стрельбищ и полигонов, где существует вероятность наткнуться на не разорвавшуюся мину или снаряд, которые представляют опасность для окружающих, в том числе и для тех, кто занимается незаконными раскопками.

Борьба с терроризмом и экстремизмом – одна из задач, стоящих перед органами госбезопасности. С учетом того, что отдельные предметы, добытые «черными копателями», могут быть использованы как оружие террора, подразделения КГБ проводят целенаправленную работу по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений данной категории.

Но не только КГБ занимается борьбой с незаконным оборотом оружия. Так органами МВД каждый год проводится оперативно-профилактические специальные комплексные мероприятия «Арсенал».Добровольная сдача оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств – основание для освобождения от уголовной ответственности. Согласно примечанию к ст.295 Уголовного Кодекса Республики Беларусь лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в ст.ст. 295-297 Уголовного кодекса Республики Беларусь, освобождается от уголовной ответственности за действия, предусмотренные названными статьями, кроме случаев сбыта. Следует обратить внимание, что виновное лицо при этом должно действовать по своей воле. Не является добровольной выдача упомянутых предметов, когда они обнаружены представителями органов власти. Представляется, что о добровольности сдачи соответствующих предметов может свидетельствовать лишь факт их выдачи или сообщение об их местонахождении органам власти, в т.ч. органам внутренних дел, прокуратуры, только при реальной возможности их дальнейшего хранения. Ибо для освобождения от уголовной ответственности не имеет значения, каким образом данные предметы оказались у виновного: были приобретены им, переданы ему на хранение или пользование, найдены, достались по наследству и т.д.

Анализ состояния преступности на территории республики, сводки чрезвычайных происшествий свидетельствуют о том, что не все граждане соблюдают установленные действующим законодательством Республики Беларусь правила хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие при обороте оружия на территории Республики Беларусь, являются Закон Республики Беларусь «Об оружии» от 13.11.2001г., Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь» от 30.08.2002 г. Лица, виновные в нарушении требований вышеуказанного законодательства, несут как административную, так и уголовную ответственность.

На наш взгляд основными средствами предупреждения данного вида преступления является разъяснительная работа среди молодежи о возможных последствиях незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, проведениеспециальных комплексных мероприятийпо изъятию незаконно хранящегося оружия, проверке условий хранения оружия у законных владельцев. Так как особое опасение вызывает использование при совершении преступлений огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств для совершения террористических актов в общественных местах, что приводит к массовой гибели людей и материальных ценностей. Данная проблема особенно актуальна в связи с имевшими место 11.04.2011г. трагическими событиями, связанными с террористическим актом, произошедшем в метрополитене г.Минска и унесшем жизни граждан.

Список цитированных источников:

  1. Уголовный Кодекс Республики Беларусь, 2 июня 1999 года, №275-з:в редакции Закона Республики Беларусь от 21.11.2011 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Мнинск, 2011.

  2. Об оружии: Закон Республики Беларусь, 13 ноября 2001 г., № 61-З: в редакции Закона Респ.Беларусь от20.06.2008 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2011.

  3. Дмитриев, С. А. Незаконный оборот оружия /С.А.Дмитриев // Российская юстиция. – 2003. - № 11. – С.17-24.

  4. Невский, С. А. Борьба с незаконным оборотом оружия /С.А.Невский // Закон и право. – 2003. - №11.- С.41-49.

  5. Портал centr.minsk.gov.by администрация центрального района г. Минска. Режим доступа http://centr.minsk.gov.by/actual200511-1/– дата доступа 23.12.11.

  6. Портал open.by news.open.by. Режим доступа http://www.open.by/country/49402– дата доступа 23.12.11.

  7. Портал naviny.by белорусские новости. Режим доступа http://naviny.by/rubrics/disaster/2011/09/23/ic_news_124_376864/– дата доступа 23.12.11.

  8. Портал kp.by комсомольская правда. Режим доступа http://kp.by/daily/24460/622389/– дата доступа 23.12.11.