logo
Конференция_мир детства_2

Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

Лях Л.Ю., студентка 2 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Качан Г.А., кандидат педагогических наук, доцент

Впервые, понятия социально опасное положение (далее СОП) несовершеннолетнего было введено в законе Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». К критериям СОП относят проживание несовершеннолетнего в семье, где родители не надлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию ребенка, злоупотребляют родительскими правами, отрицательно влияют на поведение ребенка, жестоко обращаются с ним, а также, совершение ребенком правонарушения и иных общественных действий [2]. Показателями СОП являются поведение родителей по отношению к своему ребенку и поведение ребенка в общественных местах.

Очевидным является факт, что взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребёнку со стороны родителей, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребёнка, могут приводить к ущербному развитию его потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим. Семейное неблагополучие, которое проявляется в социально опасном положении ребёнка, способствует формированию негативной «Я- концепции» ребёнка, деформации развития его личности. В связи с этим, актуальным и важным вопросом является оказание психолого-педагогической помощи ребёнку, находящемуся в социально опасном положении, что в первую очередь связано с организацией работы с неблагополучной семьёй по социально -педагогическому сопровождению процесса её реабилитации. Комплексная помощь семье предполагает различные направления и виды социальной, психолого-педагогической, коррекционной работы с родителями, детьми и ближайшим социальным окружением семьи.

Социально- педагогическая работа с семьями, находящимися в СОП подразумевает комплекс мероприятий, направленных на защиту прав и интересов несовершеннолетних.

Цель нашего исследования - выявить роль социально-педагогического сопровождения в повышении эффективности социально – педагогической работы с семьей, находящейся в СОП.

Для достижения поставленный цели мы использовали следующие методы: теоретический анализ литературы, изучение опыта деятельности социального педагога.

Сопровождение - это комплексный метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Психолого-педагогическое сопровождение выступает сегодня как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации [1, с.9].

Таким образом, можно сказать, что социально-педагогическое сопровождение – это, во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и педагогической, психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических и педагогических служб; во-вторых, интегративная технология, сердцевиной которой является создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате – эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций; в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.

В организации социально-педагогического сопровождения семьи, находящейся в СОП социальный педагог опирается на следующие принципы: целостности (понимание семьи как единой общности) коммуникативности, целеполагания, изучения и оценки семьи, работы в команде и принцип создания воспитывающей среды.

Модель социально-педагогического сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении можно представить как последовательность ряда шагов.

Первый шаг заключается в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, т.е в установлении факторов, угрожающих ребенку. Каждое ведомство, в том числе учреждения образования, реализуют свои возможности в этом направлении. Важную роль в выявлении детей, находящихся в СОП играют межведомственные рейды («Семья», «Подросток». «Нет насилию»), системно учреждениями образования. Как правило, такие рейды проводятся два раза в месяц. Специалисты органа опеки и попечительства совместно с инспектором по делам несовершеннолетних (ИДН), заместителем комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), представителем детской поликлиники и социальным педагогами учреждений образования посещают неблагополучные семьи и семьи группы риска. С родителями проводятся профилактические беседы, консультации, разъясняется ответственность за воспитание и содержание детей. По результатам проверки составляется акт обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи, даются рекомендации работникам школы по дальнейшему сопровождению и оказанию помощи детям и их родителям.

Второй шаг – это признание детей, находящимися в социально опасном положении. Оно осуществляется по решению педагогического совета (совета профилактики) учреждения образования, а в отношении детей, не посещающих учреждения образования - комиссией по делам несовершеннолетних. О решении обязательно уведомляются несовершеннолетний, его родители (законные представители).

Третий шаг – централизованный поименный учет детей, признанных находящимися в социально опасном положении, который ведут отделы образования или по их приказу – региональные социально-педагогические центры. По инициативе Министерства образования РБ на базе Витебского района апробирована компьютерная программа учета детей и семей, находящихся в СОП. Важно, что программа дает возможность постоянно обновлять информацию и доступ к ней специалистов всех служб района, включенных в работу с семьей и ребенком.

Четвертый шаг - реализация индивидуальных программ комплексной реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, и мер по улучшению ситуации в их семье. Такая программа разрабатывается и реализуется первично учреждением образования, где обучается (воспитывается) ребенок. Помимо классного руководителя, социального педагога, психолога учреждения образования к совместной работе с ребенком, его семьей привлекаются и специалисты других ведомств.

Субъектами взаимодействия являются: комиссия по делам несовершеннолетних; органы опеки и попечительства; управления (отделы образования); учреждения образования; управления по труду, занятости и социальной защите; учреждения социального обслуживания населения; учреждения здравоохранения; органы внутренних дел; организации жилищно-коммунального хозяйства; отделы записи актов гражданского состояния.

Каждый из субъектов взаимодействия выполняет определенную роль и несет определенную ответственность. Изучение опыта организации межведомственного взаимодействия по работе с неблагополучными семьями в октябрьском районе г. Витебска, Лиозненском, Ушачском районах Витебской области позволяет констатировать, что приоритетными задачами межведомственного взаимодействия являются: выявление семей с различными показателями семейного неблагополучия; определение причин неблагополучия; оказание медицинской, психолого –педагогической, правовой, материальной помощи детям и семье, находящимся в СОП; содействие в трудоустройстве обязанных лиц по судебным постановлениям; предупреждение неблагополучия в семьях.

Эффективность деятельности межведомственной системы защиты детей, находящихся в СОП зависит от вовлечённости в неё всех ведомств; наличия региональных планов и программ, направленных на решение проблемы; квалификации специалистов; системного подхода и оперативности решения проблемы. При этом, чем эффективнее будет работа с семьей на ранних стадиях ее неблагополучия, когда дети признаются находящимися в социально опасном положении, тем меньше угроза изъятия ребенка из семьи.

Координатором межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики на территории административных районов Витебской области является, как правило, Комиссия по делам несовершеннолетних. По инициативе КДН проводятся ежемесячные мониторинги работы органов и учреждений системы предупреждения социального сиротства, семейного неблагополучия. Комиссией обобщаются информационно-аналитические и статистические сведения, характеризующие деятельность всех субъектов профилактики неблагополучия в семье. Выявляются проблемные вопросы, требующие межведомственного подхода, разрабатываются механизмы решения.

Особую миссию социально-психологической и педагогической службы учреждения образования в социально-педагогическом сопровождении детей, находящихся в социально опасном положении. Именно специалисты СППС осуществляют диагностирование, ведут консультативную работу с семьями и детьми, разрабатывают и реализуют индивидуальные программы реабилитации детей, находящихся в СОП.

Следует отметить, что организация социально-педагогической работы с семьей, находящейся в СОП определятся доминирующими факторами в характеристике семьи, такими как: недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи; жестокое обращение с ребенком; алкоголизм родителей; семья в состоянии развода или после развода; неполная семья; отчужденность родителей из-за занятости; опекунские семьи (престарелые, употребляющие спиртные напитки; педагогически несостоятельные; родители, лишенные родительских прав; случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей.

Большое внимание необходимо уделять повышению педагогической культуры родителей, так как практика показывает, что большинство родителей являются педагогически и психологически беспомощными как в налаживании своих семейных отношений, личной жизни, так и в воспитании детей. Целенаправленное воспитание родителей поможет им преодолеть неуверенность в своих силах и возможностях в качестве воспитателя; нормализовать свою личную жизнь; улучшить воспитание детей посредством гуманизации их жизнедеятельности; снижать и упреждать отрицательные явления в семье.

Начиная работу с семьёй, социально педагогу необходимо изучить её по таким параметрам как: состав семьи, структура (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, родители разведены и т. д.); жилищно-бытовые условия проживания, материальная обеспеченность; воспитательный потенциал семьи; характер взаимоотношений в семье между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.), а также между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность); позиция ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями).

При организации работы с неблагополучной семьей и детьми, оказавшимися в социально опасном положении большая роль, на наш взгляд, отводится классному руководителю, который один из первых выявляет данную категорию семей при первичном обследовании жилищно-бытовых условий проживания семей учащихся. Взаимодействуя с неблагополучными семьями, классный руководитель должен быть предельно внимательным и осторожным, для того чтобы, используя весь арсенал педагогических средств, с одной стороны не навредить ребенку, оказавшемуся в социально опасном положении, с другой стороны попытаться сделать все возможное для реабилитации такой семьи.

Таким образом, можно предположить, что процесс социально-педагогического сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении будет эффективным при: четком выделении критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних; совершенствовании законодательной базы, направленной на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; тесном взаимодействии государственных учреждений и организаций, участвующих в защите детей; осознанном желании родителей нормализовать ситуацию в семье и не допустить помещение ребенка в социальный приют или другое учреждение.

Список цитированных источников:

1. Байбородова, А.В., Смирнова К.Ю. «Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска в условиях специального учреждения»// Ярославский педагогический вестник. 2004. – № 3 (40). – С. 23.

2. Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите / Зборнік нарматыўных дакументаў. – 2004. – № 22.