logo
Конференция_мир детства_2

Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью

Бендикова М.Ю., студентка 3 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Акулович А.Н., преподаватель

Социализация (от лат. «socialis» – общественный) – это процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, знаний, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [1].

Социализация – самое широкое понятие, характеризующее процессы становления личности, которое предполагает переход из одного качественного состояния в другое, усвоение готовых норм и способов социальной жизни, выработку у ребенка (вместе с взрослыми) собственных ценностных ориентаций, своего стиля жизни, что в итоге характеризуется достижением социальной зрелости на определенном возрастном этапе [2].

Проблема социализации детей с интеллектуальной недостаточностью приобрела в последние годы особую актуальность. Это связано с изменениями, которые происходят в обществе и системе образования, повышением значимости личностно-ориентированного подхода в процессе реализации коррекционно-развивающих задач, ориентированностью на социально-личностные аспекты реабилитационной работы и т.д.

Изучением данной  проблемы занимались такие ученые как: С.Л. Рубинштейн, А.Р. Маллер, Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, Н.Н. Малофеев, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова, Л.М. Шипицина, М.В. Данилина, Н.П. Вайзман и др.

Социализация постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям изменяющейся социальной среды. В процессе социальной адаптации формируются приемлемые окружением навыки общения, поведения и деятельность, дающие возможность личности самоутвердиться, реализовать свои потребности и интересы [1].

Социализация проходит в трех сферах:

1) в деятельности – у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация;

2) в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности;

3) в самосознании, сознании понимании самого себя, в развитии правильной самооценки, что означает «адекватное мнение и суждение человека о самом себе, о своих качествах, достоинствах и недостатках, деятельных способностях, потенциальных возможностях [3].

Одной из составляющих процесса социализации является процесс интеграции детей в обучение и общество.

Для успешной интеграции в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями необходим перенос акцента с принципа нормализации на другой важный принцип – «качества жизни». Под последним понимается опора на потребности индивидуума, как на центральный фактор, и на права детей с интеллектуальными нарушениями для наиболее полного удовлетворения этих потребностей.

Интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической (учебной).

Социальная интеграция (интеграция в общество) предполагает социальную адаптацию ребенка с отклонениями в развитии в общую систему социальных отношений и взаимодействий – прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.

Интеграция в общество людей с интеллектуальной недостаточностью должна включать:

1) воздействие общества и социальной среды на личность с отклонениями в развитии;

2) активное участие в данном процессе самого человека с отклонениями в развитии;

3) совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требовании к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для таких людей [2].

Передача социального опыта, обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством воспитания, обучения, включения в различные виды деятельности и воздействия среды.

Педагогическая интеграция предполагает формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью способности к усвоению учебного мате­риала, определяемого общеобразовательной программой, т.е. общим учеб­ным планом (совместное обучение).

Успешность интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью зависит не только от характера и степени имеющихся у них психических нарушений и эффективности, учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, в той среде, в которую ребенок интегрируется.

Социализацию можно рассматривать как относительно регулируемый процесс усвоения и воспроизводства социального опыта, культуры, накопленной обществом. Этот процесс должен быть непрерывным, разнонаправленным, обладать динамическим, опережающим характером. Образовательный процесс социальной направленности осуществляется не только в школе, но и в семье, общественных организациях, трудовом коллективе [4].

Главными составляющими в процессе социализации являются – семья. Семьяэто ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами [1].

Семейная  социализация  понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как влияние, оказываемое  семьей  на формирование социально-компетентной, зрелой личности.  Семья  оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Именно  семья  является первичным  источником   социализации, и именно  семья, в первую очередь, дает возможность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности.

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Учеными доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками [3]

Своевременная настойчивая работа в семье способствует формированию высших чувств. Отношение окружающих людей к ребенку с интеллектуальной недостаточностью существенно меняется в положительную сторону, когда он хорошо воспитан, проявляет вежливость и уважение к старшим. Любопытство и ненужная жалость может смениться приветливым, одобрительным отношением.

Процесс социализации является очень трудоемким, успешность которого может присутствовать только в том случае, если в нем будут принимать участие и семья, и общество, и квалифицированные специалисты. В связи с этим возникает необходимость проведения специальной коррекционно-педагогической работы, направленной на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих полноценное социально-личностное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью, формирование у них жизненной компетенции.

Список цитированных источников:

  1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ». – 2000. – 320 с.

  2. Гурина, М.А. Психология социальной работы / М.А. Гурина. – СПб., 2002. – 350 с.

  3. Шипицына, Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Речь, 2005. – 477 с.

  4. Лауткина, С.В. Основы коррекционной педагогики / С.В. Лауткина – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова». – 2008. – 211 с.