logo
Конференция_мир детства_2

Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Христич Е.Н., педагог-психолог УО «Витебский государственный

специальный детский сад №18 для детей с нарушением речи» (г. Витебск)

Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально-подобранных техник.

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Первыми западными специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими свои техники мышечной релаксации, были американский психолог Э.Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И.Шульц.

Как психолог, Э.Джекобсон занимался изучением объективных проявлений эмоций. Одним из способов оценки эмоционального состояния человека служила регистрация мышечного напряжения. Была обнаружена специфичность изменения мышечного тонуса при различных психоэмоциональных нарушениях, неврозах и психосоматических заболеваниях.

Обнаруженную взаимосвязь напряжения мышечного и напряжения нервно-психического Э.Джекобсон назвал нервно-мышечной гипертензией, которую рассматривал как проявление рефлекторных принципов функционирования нервной системы. Он доказал, что расслабление мышц помогает снять состояние гипервозбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восстановить равновесие.

Поэтому обучение человека навыкам мышечного расслабления полезно как для снятия психической напряженности, так и для устранения симптомов ряда заболеваний (таких как головная и сердечная боль, гастрит, гипертония и т.д.)

Кроме того, дополнительными эффектами мышечной релаксации являются улучшение сна, устранение «мышечных зажимов», эмоциональная «разрядка» и повышение работоспособности [1].

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают огромное количество информации, устают физически и эмоционально. Ребенок с речевыми нарушениями очень быстро истощается, перевозбуждается, это способствует повышенному психическому напряжению и раздражительности. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.

На основе этого нами был составлен комплекс игр и упражнений под названием «Релаксационные паузы», которые включены в коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста с ТНР. Материал подобран в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей с ТНР, составлено перспективное планирование организации и проведения игр и упражнений (по 4-5 игр в месяц). Данная разработка предлагается для старших дошкольников с целью закрепления полученных детьми на коррекционно-развивающих занятиях навыков расслабления и психомышечной тренировки, снятия психомышечного и психоэмоционального напряжения у детей, относящихся к «группе риска» (тревожных, агрессивных и др.). Могут быть использованы и в работе со всеми воспитанниками в данных возрастных группах с целью охраны психического здоровья.

«Релаксационные паузы» можно использовать в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или с повышенными физическими нагрузками, при укладывании детей во время дневного сна в детском саду и т.д.

При проведении некоторых релаксационных игр, упражнений и аутотренинга желательно использовать музыкальное сопровождение. Комплекс упражнений расписан понедельно, с учётом этапности работы (по Э. Джекобсону) (таблица 1).

Таблица 1. – Перспективное планирование релаксационных упражнений

для детей дошкольного возраста с ТНР на квартал

Месяц

декабрь

январь

февраль

I

1) “Сосулька”

2) “Снежинки”

1) “Каждый спит” 2) “Тихое озеро”

1) “Муравей” 2) “Радуга”

II

1) “Штанга” 2) “Снежинки”

1) “Игра с песком” 2) “Тихое озеро”

1) “Винт” 2) “Радуга”

III

1) “Тряпичная кукла и солдат” 2) “Лентяи”

1) “Солнечный зайчик” 2) “Облака”

1) “Штанга” (стихи) 2) “Ручей”

IV

1) “Драгоценность” 2) “Лентяи”

1) “Солнышко и тучка” 2) “Облака”

1) “Олени” 2) “Ручей”

Упражнения и игровые задания на расслабление предполагают обучение дошкольников, имеющих нарушения речи следующим приемам:

В своей работе мы используем следующие виды упражнений на релаксацию:

Упражнения на релаксацию способствует развитию у детей, имеющих нарушения речи, познавательных способностей и формирование устойчивой эмоционально-личностной сферы, а через это – сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, освоение приемов эмоциональной саморегуляции, создание возможностей для самовыражения.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье детей.

Список цитированных источников:

  1. Дьяченко, Л. П. Релаксация в «гнездышке» / Л. П. Дьяченко. – Школьный психолог. – 2005. – №11. – С. 25-30.

  2. Котикова, Н.В. Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми / Н.В. Котикова. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – № 7. – С.42-47.

  3. Эберт, Д. Стресс и релаксация // Д. Эберт. – Физиологические аспекты йоги / Пер. с нем. Р. С. Минвалеева. – Leipzig: Veb Georg Thieme, 1999. – 166 с.: ил. – Гл. 5, 4,.3.