Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
Фалюк О.Н., студентка 4 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Акулович А.Н., преподаватель
Память – это форма психического отражения действительности, заключающая в закреплении (запечатлении), сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.
То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызывавший, отсутствует. На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, т.е. человек получает впечатления, которые оставляют определенный след. Эти впечатления сохраняются, а при необходимости воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков [1].
Без памяти немыслимо формирование личности человека, т.к. без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной системы отношений к окружающему миру. Память является ведущим познавательным процессом, следовательно, если у ребенка недостаточно развита память и нарушены процессы сохранения и воспроизведения информации, это препятствует дальнейшему развитию ребенка, приобретению необходимого жизненного опыта и приводит к нарушению личности в целом.
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в большей степени опирается на процессы памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание) у детей данной категории имеют свои специфические особенности, т.к. формируются в условиях аномального развития. У школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается снижение продуктивного запоминания и его неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти и воспроизведения, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении, слабое умение использовать рациональные приемы запоминания, низкий уровень опосредованного запоминания.
Вопросами изучения памяти детей с интеллектуальной недостаточностью занимались такие ученые как: И.Б. Белякова, Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, В. Г. Петрова, М. С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн и др. [2].
Рассматривая взгляды специалистов, мы выяснили, что психическое развитие у детей с интеллектуальной недостаточностью протекает с большими отклонениями. Расстройства памяти таких детей имеют определенные особенности, которые проявляются в нарушении видов памяти ее свойств и функций. Данная группа детей усваивают материал очень медленно, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя пользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.
С целью выявления особенностей развития памяти у школьников с интеллектуальной недостаточностью нами был проведен констатирующий эксперимент на базе УО «Витебская государственная вспомогательная школа № 26» и УО «Полоцкая государственная средняя школа № 16». В эксперименте приняли участие 26 человек: 13 учеников вспомогательной школы, в возрасте 11-12 лет (5-6 класс), далее экспериментальная группа (ЭГ). И 13 школьников общеобразовательной школы, в возрасте 7-8 лет (1-2 класс), далее контрольная группа (КГ). В рамках данного экспериментального изучения проводилось сравнение полученных результатов между ЭГ и КГ.
Для выявления некоторых особенностей функционирования памяти школьников нами была использована методика А.Р. Лурии «Заучивания 10 слов» [3]. Цель методики исследовать процессы запоминания, сохранения и воспроизведения памяти, определить уровень кратковременной и долговременной памяти школьников.
Учащимся предлагалось запомнить с целью последующего воспроизведения ряд из десяти слов, не связанных между собой по смыслу. Запоминание происходило в пять предъявлений. Сначала ученику предлагалось прослушать весь ряд, а затем – повторить усвоенные слова в любой последовательности. При повторном предъявлении нужно было назвать все усвоенные слова, включая те, которые уже были названы в первый и последующий раз. Далее, до пятого предъявления включительно, работа проводилась без инструкции.
При реализации данной методики нами бала выявлена картина, которая представлена на рисунке 1.
Рисунок 1: методика А.Р. Лурии «Заучивания 10 слов»
Как видно из графика, кривая заучивания не связанных по смыслу слов у учащихся КГ имеет форму плавной линии, т.е. процесс заучивания оказался достаточно динамичным. По линии кривой можно сделать вывод, что у детей с нормой с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается. Показатель заучивания в среднем увеличивается к пятому предъявлению почти вдвое. Дети КГ к третьему повторению воспроизводят 7 или 10 слов, это говорит о том, что к этому возрасту у нормально развивающихся школьников уже хорошо развиты процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Объем, точность и прочность запоминания у учащихся – высокая.
Кривая заучивания не связанных по смыслу слов у учащихся ЭГ имеет зигзагообразный вид, т.е. процесс заучивания не динамичный. Дети с интеллектуальной недостаточностью воспроизводят сравнительно меньше количества слов. Достигая возраста 11-12 лет, они не могут воспроизвести даже с пятого повторения 9 или 10 слов.
Нами наблюдалось, что часть детей назвали лишние слова, которых не было в данной методики и «застревали» на этой ошибке.
«Кривая запоминания» указывает на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость, что свидетельствует о забывчивости и рассеянности детей. Так, например, Илья К. (5 класс) во второй раз воспроизвел 7 слов, а при последующих пробах припоминания воспроизведенных слов было меньше. К пятому разу он воспроизвел только 4 слова. Никита М. (6 класс) во второй раз воспроизвел 6 слов, а при пятом воспроизведении он смог вспомнить только 3 слова.
У некоторых детей кривая запоминания имела форму «плато», т.е. ребенок всякий раз воспроизводил одинаковое количество одних и тех же слов. Например, Аня Ш. (6 класс) четыре раза подряд воспроизводила по три слова.
Таким образом, память школьников с интеллектуальной недостаточностью имеет ряд особенностей и значительно отличается от развития памяти детей с нормальным психофизическим развитием. У учащихся ЭГ наблюдается замедленность, непрочность запоминания, быстрота забывания, неумение пользоваться рациональными приемами повторения. Однообразные, многократные повторения не оказывают существенного положительного влияния на результаты мнестической деятельности. Большие трудности вызывают у детей припоминания воспринятого материала. Объем кратковременной памяти учеников с интеллектуальной недостаточностью, сохраняющей информацию в интервале от нескольких секунд до нескольких минут, меньше, чем у учащихся массовой общеобразовательной школы. Точность и прочность запоминания словесного материала низкая. Воспроизводя его, они пропускают, допускают много повторов и в то же время привносят ненужные элементы.
В результате проведения нами исследования при сравнивании полученных результатов между учащимся ЭГ и КГ было выявлено, что развитие памяти у учащихся вспомогательной школы даже к возрасту 11-12 лет не достигает уровня развития памяти семилетнего ребенка с нормальным психофизическим развитием. Это говорит о том, что процесс развитие памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью проходит в медленном темпе.
Список цитированных источников:
Гиппенрейттер, Ю.Б. Психология памяти. Хрестоматия / под ред. Б.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – 3-е изд. – М.: ЧеРО. – 2002. – 814 с.
Лубовский, В.И. Специальная психология / Под редакцией В.И. Лубовский. – 4-е изд., испр. – М.: Академия. – 2007. – 461 с.
Левченко, И.Ю., Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика / Под редакцией И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. – М.: Академия. – 2003. – 319 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.