Анализ феномена материнской депривации:
ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Черняева А.Ю., студентка 3 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Лауткина С.В., старший преподаватель
На начало 2010 года в Беларуси насчитывалось 4,5 тыс. детей-сирот и 21,4 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. При этом в семьях опекунов, приемных родителей, детских домах семейного типа, детских деревнях воспитывалось 18,85 тыс. детей. Обстоятельства жизни ребенка, такие как отсутствие родителей, жизнь в учреждениях интернатного типа, именуются депривационными ситуациями. При таких ситуациях нет возможности удовлетворения важных психических потребностей [1]. Психическое состояние, вызванное депривационными ситуациями, обозначается депривацией (лат. deprivatio – потеря, лишение).
В психологии выделятся следующие формы психической депривации: 1) стимульная (сенсорная) – пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость; 2) значений (когнитивная) – слишком изменчивая хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне; 3) эмоционального отношения (эмоциональная) – недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана; 4) идентичности (социальная) – ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли [2].
Анализ литературы свидетельствует о том, что исследование психической депривации осуществляется в рамках следующих направлений: 1) психоанализа (З. Фрейд, Р. Шпиц, Дж. Боулби, Э. Эриксон, К. Хорни); 2) теории учения (Дж. Брунер, Д.Л. Гевирц, У. Деннис, Д. Хебб); 3) гуманистической психологии (А. Маслоу); 4) мотивационной теории (С. Проувенс, Р. Липтон, Г. Шеффер). В России и Беларуси разработкой исследуемой проблематики занимались Л.И. Божович, М.И. Буянов, В.В. Лебединский, В.И. Лебедев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Муфтеева, Л.Н. Севостьянова, И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова, А.М. Прихожан, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др. Большинство авторов основную часть своих работ посвятили изучению материнской и эмоциональной депривации.
Термин «депривация» был предложен Дж. Боулби. По его мнению, понятие «депривация» применимо к тем случаям, когда узы привязанности оказываются разорванными. Ранние эксперименты Дж. Боулби с участием детей, эвакуированных во время 2-ой мировой войны, привели его к убеждению, что длительная разлука с матерью является причиной синдрома депривации. Исследование воспитанников сиротских приютов установило, что они часто выказывают признаки отставания в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии. Подобные эффекты являются прямым следствием депривации в раннем возрасте [3].
По мнению Р. Корсини, материнскую депривацию испытывает дети, воспитывающиеся в приюте или госпитализированные. Также депривация может быть следствием обедненной среды, неуравновешенной матери, нехватки питания или недостаточного чувства безопасности. Часто при наличии одного вида депривации имеют место и другие ее виды [4].
По данным С.В. Гречаного, к частичной депривации относятся случаи, когда отношения между матерью и ребенком эмоционально обеднены. Это состояние Пру и Харлоу обозначают термином «скрытая» депривация, они также проводят границу между нарушенным и недостаточным отношением матери к ребенку. И. Лангмейер и З. Матейчек выделяют 2 основные формы депривационной ситуации – изоляцию и сепарацию. В первом случае речь идет о полном отстранении ребенка от окружающих людей. Крайней степенью изоляции являются примеры «волчьих детей». Под сепарацией понимается разрыв специфической связи между ребенком и матерью, включающей состояния разлучения, отрыва от семьи, воспитания в закрытых детских учреждениях.
Р. Шпитц отмечает начало формирование образа матери с 3-месячного возраста и описывает «страхи 8 месяцев», когда ребенок обнаруживает наличие в окружающем мире помимо матери других взрослых, присутствие которых может вызвать плач, рвоту, расстройства стула, потерю в весе. Автор говорит также о двух факторах депривации, приводящих к психогенным болезням у младенцев – качественном и количественном. В первом случае может возникнуть колика трехмесячных детей, нейродермит (хроническое аллергическое заболевание), раскачивание, игра с фекалиями. Во втором – анаклитическая депрессия и маразм (заболевание, форма белково-энергетической недостаточности, как правило, у детей до года).
По исследованиям С.В. Гречаного, депривация может способствовать формированию 3-х основных видов нарушений у ребенка: 1) специфических личностных аномалий; 2) задержки и/или искажения психического развития; 3) психических расстройств.
В возникновении депривационных психических расстройств можно выделить следующие закономерности: 1) возрастная (чем раньше воздействовал фактор депривации, тем тяжелее симптоматика); 2) для 1-го года жизни характерны: неравномерность отставания в умственном развитии, нарушение становления речи, формирование патологических привычных действий (сосание одежды, пальцев рук, раскачивания, выдергивания волос); депривационная депрессия с преобладанием равнодушия, расстройств, напоминающих аутизм; 3) после 3-х лет: нарушения развития личности и задержки умственного развития; 4) к 4-7 годам: исчезновение большинства расстройств раннего возраста, за исключением изменений эмоциональной сферы; 5) к подростковому возрасту: личностные нарушения; 6) в старшем возрасте: поверхностность в общении с окружающими; недостаточность развития высших эмоций – жалости, сочувствия, соучастия, способности сознавать свою вину, испытывать чувство стыда; низкая работоспособность; расстройства внимания; слабость памяти; рентные установки [5].
Л.И. Божович, отметила такую особенность психического развития детей – сирот: «у детей отпадает один из важнейших источников постоянного накопления опыта и знаний, они не усваивают многообразие межличностных отношений, так как в условиях интерната дети находятся постоянно в кругу сверстников, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий» [6].
По мнению В.Н. Куровского, депривированная симптоматика у детей-сирот включает в себя фактически весь спектр психических отклонений – от легких особенностей психического статуса до грубых нарушений развития интеллекта и характера. Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходят на четырех уровнях: 1) сенсорном (ощущения); 2) когнитивном (формирование моделей внешнего мира); 3) эмоциональном (удовлетворение интимных эмоциональных отношений к кому-либо); 4) социальном (отождествление себя с одобряемыми в обществе социальными ролями) [7].
Материнская депривация формирует тип личности ребенка, характеризуемый безэмоциональностью психических реакций. Так, при материнской депривации при рождении формируется устойчивое отставание в интеллектуальном развитии, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. В случаях разрыва с матерью, после сложившейся привязанности к матери, у ребенка начинается период тяжелых эмоциональных реакций. Специалисты называют ряд типичных стадий этого периода: протест, отчаяние, отчуждение.
В фазе протеста ребенок предпринимает энергичные попытки вновь обрести мать или человека, осуществляющего уход. Реакция на разлуку в этой фазе преимущественно характеризуется эмоцией страха. В фазе отчаяния ребенок проявляет признаки горя. Ребенок отвергает всяческие попытки ухода за ним других людей, длительное время безутешно горюет, может плакать, кричать, отказываться от пищи. Стадия отчуждения характеризуется переориентацией на другие привязанности [8].
Анализ феномена психической депривации позволяет сделать выводы о том, что единого подхода к определению данного явления нет. Но, несмотря на это, большинство как отечественных, так и зарубежных авторов отмечает, что успешное формирование личности ребёнка зависит от среды, в которой он растёт и развивается, от характера общения и взаимодействия с окружающими его людьми. В ситуации депривации среда развития ребёнка описывается преимущественно негативными характеристиками, которые могут встречаться как отдельно, так и комплексно. Степень воздействия депривации на психику определятся её силой, продолжительностью и охватом дефицитных потребностей.
Список цитированных источников:
Шульга, О. Особенности депривации психического развития в раннем детстве / О. Шульга. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.uspi.ru/index.php/ – Дата доступа: 26.12.2011.
Кордуэлл, М. Психология от А до Я: Словарь-справочник/ М. Кордуэлл // Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 448 с.
Богдан, Н.Н.Специальная психология. / Н.Н. Богдан, М.М.Могильная, редактор Л.И. Александрова. – Владивосток: ВГУЭС, 1999.
Корсини, Р. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./ Р. Корсини, А. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2006 г. – 1876 с.
Микиртумов, Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста/ Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный. – СПб: Питер, 2001. – 256 с.
Дубровина, И.В. Психологическое развитие воспитанников детских дома/ И.В. Дубровина, А.Г.Рузская. – М. : Педагогика, 1990. – 264 с.
Куровский, В.Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты/ В.Н. Куровский, Г.Н. Пяткина // Вестник ТГПУ. – 2010. – №10. – С.141 – 144.
Склярова, Т.В.Развитие личности в условиях депривации / Т.В. Склярова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://hpsy.ru/authors/x1839.htm. – Дата доступа: 28.12.2011.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть III. Теория и методика
- Специального образования
- Своеобразие коммуникативной деятельности
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Школьная адаптация первоклассников с общим недоразвитием речи в личностной сфере
- Начальные этапы коррекционной работы
- Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью
- Практическая работа с семьей ребенка с аутизмом
- Работа с семьей детей с рда
- Особенности развития личности школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях обучения во вспомогательной школе
- К вопросу изучения самоконтроля и его формирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьями детей с нарушениями зрения
- Моделирование как способ познавательного развития младших школьников с нарушениями зрения
- К проблеме формирования коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции
- Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации
- Педагогические условия гендерного воспитания дошкольников с нарушениями зрения
- Своеобразие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: теоретический аспект
- Коррекция специальной готовности к школе детей с нарушением зрения
- Взаимосвязь стиля материнского воспитания и восприятия взаимоотношений в семье школьниками с нарушением зрения
- Формирование у учащихся первого отделения вспомогательной школы практической математической компетенции
- Роль мультимедийных презентаций в логопедической работе по формированию префиксального словообразования глаголов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
- Электронный справочник для педагогов и родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями зрения
- Использование дыхательной гимнастики
- Занятиях
- В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии
- Офтальмотренажеры как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности осязательной деятельности тотально слепых младших школьников
- Методика проведения была следующей:
- У учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- В работе с дошкольниками с онр
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Метод наглядного моделирования в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
- Использование невербальных средств общения педагогами в школе-интернате для детей с нарушением слуха в образовательном процессе
- Особенности сенсорно-перцептивной сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Формирование номинативной функции речи у дошкольников с нарушениями зрения
- Формирование профессиональных навыков у студентов-дефектологов в рамках программы «от студента к специалисту»
- Фрагмент программы «от студента к специалисту»
- Особенности формирования диалогической речи старших дошкольников с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры
- Возможности использования метода проектов в экологическом образовании дошкольников с нарушениями зрения
- К проблеме обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью рассуждению как типу связной речи
- Дифференциальная диагностика моторной алалии и схожих состояний
- Особенности общения школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Выявление факторов риска в речевом развитии у детей раннего возраста
- Игровая деятельность дошкольников с особенностями психофизического развития
- Формирование диалогической речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности лексики дошкольников с трудностями в обучении, воспитывающихся в детских домах
- Социальное становление личности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
- Исследование памяти детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности памяти детей с особенностями психофизического развития
- Организация культурно-досуговой деятельности молодых инвалидов как одно из условий их успешной социализации
- У детей с интеллектуальной недостаточностью
- Экспериментальное изучение памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
- Метод релаксации в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
- Анализ феномена материнской депривации:
- Интерактивные презентации power point как средство формирования пространственных представлений у младших школьников с нарушениями зрения
- Особенности формирования самооценки у детей с нарушениями зрения
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения специфика национального усыновления
- Детская и молодежная политика в швейцарии
- Приоритетные направления социальной работы в сша
- К вопросу о свободе человека как объекта преступных посягательств в преступлениях против личной свободы
- К вопросу об основных подходах к пониманию правовой культуры
- Анализ проблемы профессионального становления в психологических исследованиях
- Международно-правовые основы противодействия торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Актуальные вопросы совершенствования преподавания правовых дисциплин
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Профилактики подросткового алкоголизма
- О состоянии преступности несовершеннолетних в беларуси и россии (опыт сравнительного анализа)
- Особенности методики расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группами и преступными организациями
- Бытовой терроризм, как проблема современного общества
- С коррупцией
- Сравнительная характеристика деятельности волонтерских организаций в республике беларусь и в республике туркменистан
- Психологическое сопровождение молодежной субкультуры как основа психологического здоровья нации
- Международно-правовая защита прав женщин на современном этапе
- Конституционная характеристика государства как светского в зарубежных странах
- Проблемы института семьи в республике беларусь на современном этапе
- Мотивы выбора профессии
- К вопросу о защите прав несовершеннолетних участников уголовного процесса
- Одинокого материнства
- Антиципационные способности студентов педагогических специальностей.
- К вопросу о необходимости изучения основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях
- Приобретение гражданства детьми в республике беларусь
- Модель социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
- Социальный интеллект в структуре профессиограммы менеджеров
- Формирование имиджа специалиста по социальной работе
- Правовая охрана материнства в республике беларусь
- Ценностные ориентации студентов-медиков в структуре образовательного пространства
- К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
- Сущность рыночной экономики в современных условиях и роль государства в экономической политике
- К вопросу о программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике беларусь на 2011–2015 годы
- Роль социально-педагогических технологий в профессиональной подготовке студенческой молодежи к осознанному родительству
- Правовые основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни
- Последствия лишения родительских прав
- Сравнительный анализ института усыновления в республике беларусь и зарубежных странах
- К вопросу об истории дисциплинарной ответственности обучающихся в республике беларусь
- Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп
- Причины правонарушений несовершеннолетних
- Находящихся в неблагоприятных семейных условиях
- Отношение современной молодежи к проблемам социальной рекламы
- К вопросу об определении сексуальных действий при характеристике насильственных действий сексуального характера
- Роль органов местного управления и самоуправления в области образования
- О совершенствовании уголовного законодательства с учетом гендерных аспектов
- Формирование профессиональной компетентности социального педагога в области защиты прав ребенка
- Утрата права пользования жилым помещением несовершеннолетним
- Виды соучастников преступления
- Применение интерактивных средств при изучении правовых дисциплин (на примере дисциплины «Криминалистика»)
- Позитивная дискриминация по половому признаку (гендерная ассимметрия) как принцип уголовного законодательства
- К вопросу о преподавании курса «правовое регулирование национальной безопасности республики беларусь»
- Содержание
- Часть III. Теория и методика специального образования
- Часть IV. Социальные проблемы современного общества и пути их решения
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.