1.2. Материя и проблема субстанции в философии
"Сегодня, например, мы говорим о материи, мы описываем ее физические свойства. Но слово "материя" остается сухим, внечеловеческим, чисто интеллектуальным понятием без какого-нибудь психического содержания. Насколько сильнее впечатляется предыдущий образ материи - Великой Матери, - который мог содержать в себе и передать глубокий эмоциональный смысл Матери - Земли. То же самое и с Духом, который теперь сравнивается с интеллектом и перестает быть Отцом всего. Он дегенерировал до Эго - намерений человека, а огромная эмоциональная энергия, выявленная в образе "Отца нашего", пошла в песок интеллектуальной пустыни".
Считаете ли вы такую оценку эволюции философских взглядов справедливой? Постарайтесь закрепить свой ответ примерами из истории философии. В чем, на наш взгляд, заключается причина "дегенерации", которая произошла? Или все-таки никакой "дегенерации" нет, а есть только уточнение философской мысли?
"Человек омертвело смотрит на то, что может наступить со взрывом атомной бомбы. Человек не видит того, что давно наступило, происшедшее как нечто такое, что уже в качестве своего последнего извержения извергает из себя атомную бомбу с ее взрывом. Чего еще ждет наш беспомощный страх, когда ужасное уже произошло. Ужасное - в том, что все, что есть, выброшено из своего былого существования...".
Постарайтесь осмыслить это высказывание. Каким образом можно (если это еще возможно) вернуть "все, что есть" с состояния сегодняшней "выброшенности" в свою былую сущность? В чем эта "сущность" заключается?
"Как механическое миросозерцание Декарта, так и боевая завоевательная философия Бэкона, в одинаковой степени, хоть и с разных сторон, окончательно порывают с природой как существенным...
Когда природа не существует как существенное, когда она пассивная, инертная в себе, когда она истинно жизненная — тогда что собой представляет весь материальный мир? Что такое та материя, которая лежит в основе всех материальных процессов мира?"
Постарайтесь ответить на вопросы, поставленные в этом тексте В. Эрном. Воспринималась ли природа как существенное в античной и средневековой философии? Является разрыв с природой как существенное всеобщее, характерным для всего человечества, для всей философии "нового" и "новейшего" времени, или в этой тенденции происходит поворот? Назовите философов прошлого и нашего столетия, которые пытались ликвидировать этот разрыв.
Сравните следующие положения, высказанные представителями одного и того же философского направления?
"Материя, как таковая, - это чистое сотворение мысли и абстракция. Мы абстрагируемся до качественных отличий вещей, когда "объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от вполне существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим".
"Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".
Во всем ли совпадают взгляды авторов на "материю" (судя по приведенным выше высказываниям)? Если допустить, qro перед вами не два высказывания, а одно (одного автора, на один и тот же предмет), то не найдете ли вы в нем каких-нибудь противоречий? Не кажется ли вам внутренне противоречивым второе (ленинское) положение?
А.Ф. Лосев, анализируя сущность философского материализма, поставил следующий вопрос: "На самом деле, что такое материализм? Как показывает само слово, тут какую-то особенную роль должна играть материя? Какую же? Она должна лежать в основе всякого бытия, и к ней должны сводиться все причины и первопричины жизни и мира. Хорошо. Но что такое материя?"'. Далее Лосев пробует выяснить, есть ли "материя" материалистов то же самое, что и 1) материальная вещь, 2) сумма вещей, механическая или органическая, 3) внешний мир как целое.
Постарайтесь выяснить это и вы, учитывая приведенные выше определения "материи".
В ленинском определении "материи" говорится о том, что обозначенная этим понятием "объективная реальность данная человеку в ощущениях его". А.Ф. Лосев видит в таком подходе субъективизм и релятивизм. Согласны ли вы с такой оценкой? Далее Лосев отмечает, что в принципе неправильно считать материей то, что мы воспринимаем внешними чувствами: "Внешними чувствами мы воспринимаем не материю, а материальные вещи... Материю можно только мыслить".
Прав ли Лосев? Сопоставьте его выводы с положениями Энгельса и Ленина, приведенными выше. И, наконец, Лосев обвиняет материалистов в элементарной подмене понятий: "Они объявили материю не чем иным, как ...принципом реальности, а материализм просто учением об объективности вещей и мира". Наверное, Лосев имеет ввиду следующее ленинское положение:
"...Единственная "особенность" материи, с признанием которой связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания".
В чем заключается эта подмена понятий? Если "философский материализм" - это действительно то, о чем говорит Ленин, то не являются ли по Лосеву материалистами Платон, Августин, Гегель?
Прочитайте внимательно следующий текст:
"Другой простой пример — аристотелевское понятие материи. Говоря теперь "материя", мы, конечно, неимоверно далеки от понимания того, что, собственно, хочет сказать своим понятием Аристотель. На самом деле, первоначально лес, который применяется для мелких работ в строительстве, понимается Аристотелем как онтологический принцип. В том, что греки подняли это слово на одно из центральных мест в философии, выявился их технический дух. Они видят в форме (эйдасе) выход технического достижения, которое преобразует нечто неоформленное. Но мы недооценили бы Аристотеля, решив, что такое массивное понятие существующего в себе и для себя материала... будто и есть аристотелевский смысл. Этим массивным понятием из сферы ремесла Аристотель хотел описать онтологические взаимоотношения, структурный момент бытия, который выполняет свою функцию во всяком мышлении и познании истинного. Он хотел показать, что познавая и определяя нечто как нечто, мы всегда имеем ввиду пока что не определенную вещь, которую мы только отграничиваем путем дополнительной детерминации от всего другого...".
Постарайтесь вспомнить представления о материи, характерные для эпохи средневековья, Нового времени, современности. Не могли бы вы выяснить, какой дух выявился в этих представлениях (в частности, в известном ленинском определении)? Насколько важен выбор имени (слова) для обозначения понятия "материя"? Характерен ли такой выбор (мастерство выбора) для философии "диалектического материализма"? Продемонстрируйте на историко-философском материале многообразие в выборе имени для "материи".
Согласно одному из справочников по диалектическому материалу, "Декарт отождествлял материальную субстанцию бытия с протяженностью, рядом с которой он признавал и мышление в качестве духовной субстанции". Насколько этот вывод соответствует истине, когда сам Декарт давал следующее определение "субстанции": "Понимая субстанцию, мы можем понять только вещь, которая существует так, что не имеет нужды для своего существования ни в чем, кроме самой себя".
Примите во внимание также один из ответов Декарта Т.Гоббсу: "Нет никакого сомнения в том, что мышление невозможно без вещи, которая мыслит, также невозможно никакое действие или акциденция, без субстанции, которой это действие или акциденция присуща".
К. Маркс, характеризуя учение Декарта, писал, что он "целиком отделил свою физику от своей метафизики. В границах его физики материя представляет собой единую субстанцию, единую основу бытия познания". Но Декарт понимал под субстанцией всякую вещь, что существует сама по себе. Для него и "камень есть субстанция, это значит вещь, сама по себе способная к существованию".
Таким образом, по Декарту, субстанций множество. Маркс же говорит о единственной. Означает ли это, что он неправильно понял Декарта?
Пьер Бейль напоминает следующую оценку учения о субстанции Б. Спинозы: "...Спиноза не принимал ...название субстанции, данную сущностям, зависимых от другой причины в отношениях их создания, и в отношениях их сохранения, и в отношениях их действия... сохраняя всю реальность вещи, он избежал слова субстанция, так как считал, что суть, настолько зависимая от причины, не может называться, существующая сама по себе, что является определением субстанции... Он был более разборчивым, чем господин Декарт, в применении слова субстанция...".
В чем заключалась большая, в сравнении с Декартом, "разборчивость" Спинозы в применении слова субстанция? Сколько субстанций допускали Спиноза, Декарт? Что, собственно, понимал под субстанцией Спиноза? Какие из указанных ниже сущностей наиболее соответствуют этому понятию: а) бог; б) материя;
в) природа во всем разнообразии ее явлений; г) природа как организованная и производительная сила?
"Следует обратить внимание на то, что материя, которая рассматривается во всей полноте ее существования (это значит вторая материя, в противоположность первой, которая представляет собой что-то чистое, пассивное и, значит, неполное), есть только совокупность или вывод совокупности и что всякая реальная совокупность предусматривает простые субстанции, или реальные "монады"... Материя не может существовать без нематериальных субстанций... Первичные силы составляют сами субстанции, а производительные силы, или, если хотите, способности, есть только формы проявления бытия, которые должны быть выведены из субстанций, и их нельзя вывести из материи, поскольку она есть только механизм...".
Признавал ли Лейбниц в качестве субстанции материю? Что, на ваш взгляд, представляют собой его "нематериальные субстанции" или "монады"? Как соотносятся они с понятием "бытие" (тождественные ему; являются основой, началом и т.д.)?
"В основе Вселенной находится множество субстанциональных элементов или одна единственная субстанция? - Поскольку отношения охватывают всю Вселенную и дают ей характер единственной системы, приходится допускать единство создания Вселенной и, значит, единственную субстанцию. Но, с другой стороны, в пространственно-временной Вселенной, кроме аспекта единства, всегда есть еще и аспект; непреодолимости раздробления, который указывает на множество субстанциональных деятелей, которые находятся в отношениях непримиримой противоположности одного к другому".
Можно ли видеть Бога в допустимой Лосским единственной ("высшей") субстанции? Кто складывает множество субстанциональных деятелей (только люди; все живые существа; особенные духовные или духовно-телесные сущности и т.д.)? Какому философскому направлению соответствует понимание Лосским Вселенной? (атомизм, органицизм, персонализм...)?
"Время... это не какой-то реальный процесс, действительная последовательность, какую бы я только регистрировал. Он рождается в моей связи с вещами. В самих вещах будущее и прошлое находятся своего рода в вечных перед- и постсуществовании... То, что прошло в будущем для меня, присутствует во Вселенной. Часто говорят, что в самих вещах будущего еще нет, прошлого еще нет, а настоящее, строго говоря, представляет собой некоторую границу, как будто бы время проваливается... Вот почему св. Августин говорил о необходимости для конструирования времени, кроме наличия настоящего, своего рода наличия прошлого и наличия будущего... Бытию самому себе для того, чтоб стать временным бытием, не хватает небытия... Объективный мир слишком полный, чтобы дать место времени...".
Сравните такое понимание времени со взглядом: "Время" атрибут, всеобщая форма бытия материи, которая выражает продолжительность бытия и последовательность изменения состояния всех материальных систем и процессов в мире...". Дайте анализ обоих подходов, постарайтесь определить принципы, которые лежат в их основе. В процессе размышления над этой проблемой учтите следующие слова Мерло-Понти: "Что хотят сказать, когда говорят, что нет мира без бытия в мире? Не то, что мир сконституирован сознанием, а что, наоборот, сознание всегда выявляет себя уже действующим в мире".
"Временность - атрибут... Время порождает пространство. Пространство - это время, которое остановилось, последовательность, которая стала рядоположенностью. Если б существовало всемирное сознание, то пространство можно было б назвать его памятью. В пространстве больше бытия, чем во времени...".
Почему в пространстве больше бытия, чем во времени? Как соотносятся между собой время и бытие (согласно мнению автора приведенного выше текста)? Какая из двух позиций, приведенных выше, ближе к этой? Обратите внимание на предложения "временность - атрибут бытия" и "время - атрибут бытия". Утверждается ли в них одно и то же? Учтите следующее замечание М. Хайдеггера: "Само время не есть что-то временное ни коим образом оно не будет и каким-то действительным".
Сопоставьте следующие высказывания:
"Настоящее - не та точка, которая только, обозначает отмечаемое каждый раз в мыслях окончание "прошедшего" времени, видимость зафиксированного конца, - а действительное, наполненное, современное существует только тогда, когда осуществляется присутствие, встреча, отношения.
...Настоящее мгновенно не проходит: оно присутствует и длится. Объект же не есть продолжительность, он есть застой и остановка, омертвелость и оторванность, отсутствие отношений и бытия в современном.
Сущности переживаются в настоящем, объективности - в прошедшем времени".
"Субстрат, наполненность, полнота или содержание настоящего, собственно говоря: во все времена одно и то же. Но именно время, эта форма и граница нашего интеллекта - вот что делает невозможным непосредственное познание этого тождества... Существует одно настоящее, и оно существует постоянно, потому что оно представляет собой единую форму настоящего бытия. Нужно проникнуться тем убеждением, что прошлое не само по себе отличается от настоящего, а только в нашем восприятии, которое имеет своей формой время...".
Предметом обоих высказываний является "настоящее" Что Вы находите общего в позициях авторов? В чем различия?
"В действительности не изменение есть продукт времени, а время есть продукт изменения. Время есть потому, что есть активность, творчество, переход от небытия к бытию, но эта активность и творчество разорваны не в вечности... Падшее время, время нашего мира есть результат падения, которое произошло внутри существования. Падение времени есть продукт объективности, когда все для всего стало объектом, расположенным снаружи. Невозможно сказать, что все вещи во времени. Это наивный взгляд. Время есть только состояние вещей. Другое состояние вещей приведет к угасанию времени"
"С точки зрения диалектического материализма пространственно-временные свойства материального мира должны быть объяснены и выведены из самого этого мира. Реализация этого принципа стала важной на основе последовательного проведения идеи о всеобщем взаимодействии, которое выражает активность, самодвижение материи. Представление о взаимодействии как причине существования и изменения пространственно-временных свойств реального мира подтверждается всем ходом; развития современной науки".
Проанализируйте эти высказывания. Отраженные в них взгляды на бытие, при некоторой схожести, существенно отличаются. Постарайтесь выделить, в чем эта схожесть и отличие. Примите во внимание следующие базисные положения диалектического материализма: "В мире нет ничего, кроме материи, которая движется, и материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени".
"Время не реальное, иллюзорное, время есть никчемность, отчуждение от вечности. Так думает индусская философия, Парменид, платонизм, Экхарт. Время имеет антологическое значение, через него раскрывается смысл. Так думает христианство, и этим обосновывается динамизм истории. Так думает и динамический эволюционизм... Действительная философия человеческого существования может придерживаться только другой точки зрения".
Нужно ли понимать, что "другая точка зрения", подтверждающая реальность времени, отрицает реальность вечности? Поскольку речь идет о христианстве, вспомните его отношение к вечности, в частности, догмат о грехопадении. Как вы сами понимаете "вечность"?
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи