logo
ЭУМК Философия Мартынов М

1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика

    1. "...Становление человека стало возможным только с переходом от приспособления и собирательства к деятельности, направленной на изменения и преобразования предметов природы в орудия труда, а с них – на преобразование предметов природы в средства удовлетворения потребностей ... на этой основе начало создаваться и целостное представление о круге предметов, явлений, ценностей, о системе отношений, образующих жизненную сферу человека. Такое представление ... во взаимоотношениях человека и природы, воплотилось в категорию "мир" ... эта особенность видения человеком себя во взаимосвязи с другими людьми и с природой в русском языке сохранилась с определенным содержанием: "мир – это община", "весь мир" – "вся община", "всем миром" – "всей общиной"'.

    1. Прочитайте фрагмент из произведения древнегреческого философа Парменида "О природе".

"...Остается только один разумный путь, который говорит: "ЕСТЬ" На нем – очень много знаков что сущее непорожденное, оно и не может погибнуть, целостное, однородное, непоколебимое и законченное. Оно не "было" и не "будет", так как она "есть" теперь – все вместе, одно, непрерывное. Ибо какое рождение будем взыскивать с него? Как и откуда оно выросло? Из не-сущего? Этого я не позволяю тебе высказывать или думать, ибо нельзя ни высказывать, ни подумать: "не есть"... Так же как из сущего сила вероятности никогда не позволит рождаться чему-нибудь, кроме него самого...".

    1. "Историческая ошибка сознания заключалась в выведении не-бытия. Собственно говоря, философия начинается с абсолютизации бытия, с выдумывания некоего вневременного, сущего начала, субстанциональной подоплеки, которая если и изменяется, то только в своих внешних свойствах... Впрочем, многие философы понимали, что небытие существует. Но и они думали, что небытие существует постольку, поскольку существует бытие. Я же утверждаю, что небытие не только существует, но что оно первичное и абсолютное. Бытие же относительное и вторичное в отношениях к небытию".

    1. "Понятно, что бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло быть добавлено к понятию речи. Оно есть только допущение речи или некоторых определений само по себе. В применении к логике оно есть только связка в суждении...".

    1. Сопоставьте высказывания:

  1. ...Начало всякого бытия само не может пониматься как бытие; но не может также обозначаться как небытие; под небытием обычно понимается простое отсутствие, избавление бытия...; но, безусловно-сущему, наоборот, принадлежит всякое бытие, и значит, ему никак нельзя приписывать небытие в этом отрицательном смысле... Сущее не есть бытие, но ему принадлежит всякое бытие...".

  1. "Бытие, если мыслить его само, собственное его, требует, чтобы мы отказались от того бытия, которое исследуется и объясняется всей метафизикой из сущего. Чтобы мыслить собственное бытие, требуется оставить его как основу сущего в пользу игривого давания... Бытие не есть. Бытие дано, дано как раскрытие присутствия".

    1. Попробуйте вспомнить, кто из философов представлял бытие как:

  1. Единственное (в смысле: "только бытие есть, небытия же нет").

  1. Идею (или "свет идей").

  1. Допущение.

  1. Абсолютное понятие.

  1. Волю к власти.

  1. Энергию.

  1. Бытие есть то, что может быть определено (определить – установить предел, ограничить какими-то рамками) научно-рациональным знанием и предметно-практической деятельностью человека.

    1. "Положение "бытие" и "ничто" есть одно и то же кажется представлению или разуму таким парадоксальным, что они не хотят принимать его серьезно... Но так же, как правильно, что бытие и ничто едины, так же правильно, что они совсем разные, что одно не есть то, что есть другое" .

    1. Прочитайте следующий текст и постарайтесь ответить на поставленные вопросы:

"У великого истока европейской мысли стоит учение о бытии, представленное Парменидом в его философской поэме. Оно задает более поздним поколениям бездонный вопрос, так что уже Платон признается, что ему не под силу как следует проникнуть в смысл этого парменидовского бытия. Современное исследование остается при спорных мыслях... Так, справедливо возражать, что под бытием здесь понимается Вселенная, совокупность существующего, о которой ионийцы спрашивали, говоря о la panta (всеединство, совокупное целое, что есть). А между тем вопрос, является ли бытие Парменида началом верховного философского понятия или сборным названием всего существующего, не поддается решению в смысле альтернативы. Вместо этого необходимо заново почувствовать языковую необходимость, которая нашла здесь, на могучем взлете мысли, в выражении, существенное".

    1. "Я утверждаю сейчас, что все, способное по своей природе или воздействовать на что-то другое, или воспринимать хотя бы самое малое воздействие, пусть от чего-то очень незначительного и только один раз, – все это на самом деле существует. Я даю такое определение существующего: оно есть не что другое как способность".

    1. "Термин "сущность" и далее термин "вещественный" мало что говорят о себе. Понятие "сущность" является таким общим, что под ним мы можем подразумевать все то, о чем мы думаем...".

    1. "Фактуальность есть понятие простого существования. Но если мы пробуем охватить разумом это понятие, оказывается, что оно подразделяется на субардинированные понятия разных типов существования, например, воображаемого или актуального существования и многих других типов. Таким образом, понятие существования предусматривает понятие окружения существования и других типов существования. Любое конкретное существование предусматривает понятие других существований, которые связаны с ним и в то же время находятся позади его...".

    1. С понятием "бытие" очень тесно соотносятся такие понятия, как "сущее", "существование" и "сущность"...

    1. Николай Кузанский выделил 4 универсальных тезиса бытия: "А именно есть модус бытия, который называется абсолютной необходимостью. Так, бог есть форма форм, бытие сущего, основа или сущность вещей; по этому тезису все вещи в боге есть самая абсолютная необходимость. Другой модус бытия – тот, в котором вещи существуют в сложной необходимости, где формы вещей, действительные в себе, находятся с отличиями в природном порядке, как в разуме... Третий модус бытия – тот, в котором вещи в возникшей возможности есть то или это. Наконец, последний модус бытия – тот, в котором вещи могут быть; это абсолютная возможность".

    1. "Всего существует четыре первоосновы, благодаря которым возникает каждая вещь: есть же какая-то причина, называется созданной, как, например, отец для сына; вторая – материальная, как камни для дома; третья причина – форма, как для человека мудрость; четвертая – ради чего создается, как для битвы победы...".

    1. Во "Введении в философию" предлагается отличить следующие основные формы бытия:

  1. бытие вещей (тел), процессов;

  2. бытие человека;

  3. бытие духовного (идеального);

  4. бытие социального.

"Всякое "что" - или это "дух", "мышление", "сознание", или "воля", или "сила", или "материя", или что-нибудь другое - мыслится именно только как содержание некоего "нечто", которое само по себе вообще не есть полное и определенное "что-то"... Но это "оно" или это там'-, которое "имеет" или "дает" нам что-нибудь (в конечном результате, все вообще), совсем не есть пустое слово, лишенное смысла; все, что мы знаем или констатируем, в конечном результате вытекает из то-го, что мы стоим в какой-то связи с "оно" или с "тем"; и это "оно" или там" в самом деле "имеет" и "дает" нам все отдельное "это" и "то", оно обогащает нас бесконечными дарами - всем, что в нем "имеется" . На подобное же "оно" указывают и другие известные философы, в частности, М. Хайдеггер: "Давание, которое дает нам только свой дар, однако при этом удерживается и отклоняется, такое давание мы назовем посылом. В соответствии со смыслом давания, который понимается таким образом, бытие, что дается этим даванием, будет посланным"

  1. "Таким образом, существующее, сущность, бытие. Это последнее есть, собственно, проявление двух первых через Логос, а поэтому от него (это значит бытия) удобней вести развитие дальнейших логических категорий. Бытие есть отношения между существующим как таковым и сущностью или первой материей. Эта материя не есть существующее как таковое, она есть его другое; но она принадлежит ему как его сила -существующее есть настоящее начало и материи, значит начало своего иного. Начало же своего иного есть воля...'".

б) наиболее характерным и точным ("классическим"); в) одним из многих равноправных объяснений; г) фантастической конструкцией автора, продуктом исключительно его ума?

  1. "Двойственность вопроса о сущем должна, очевидно, зависеть от того, как проявляется бытие сущего. Бытие проявляется в виде того. что мы называем основой. Сущее вообще - это основа в смысле того, что выводит сущее в бытие".

  1. "У бытия есть аспект внутренний, согласно которому оно обращено к самому себе, в своей несоединенности со всем, что не оно, а есть аспект внешний, направленный к иному бытию... Они - одно и то же бытие, хотя и по разным направлениям. Один аспект служит самоутверждению; другой - его нахождению, раскрытию. По древней терминологии эти два аспекта бытия называются сущностью и действием или энергией. ...Тогда бытие может, оставаясь, по существу своему не слитным, не сведенным один к одному, не растворимым одно в другом — могут быть объединены между собой своими энергиями; тогда это объединение мыслится не как приложение деятельности к деятельности, не как механический толчок одним бытием другого, а в виде взаимопроникновения энергии, содействие их, в котором нет уже отдельно ни той, ни другой энергии, а есть уже что-то новое. Взаимоотношение бытия мыслится тогда не механически, а органически, или, еще глубже,- октологически...".

  1. "Человек не властвует над существующим. Человек пастух бытия... Он приобретает необходимую бедность пастуха, чья значимость основывается на том, что он самим бытием призван для сохранения Истины... Человек в своей бытийно-исторической сущности есть сущее, чье бытие, являясь экзистенцией, заключается в пребывании вблизи бытия. Человек — сосед бытия".

  1. "События выкраиваются конечным надсмотрщиком в пространственно-временной тотальности объективного мира. Но когда я рассматриваю этот мир сам по себе, то остается только одно неподдельное бытие, какое изменяется. Изменение предусматривает некоторую позицию, где я размещаюсь и откуда вижу прохождение вещей; событий не существует, если нет какого-нибудь, с кем они происходят и чьи конечные перспективы объединяет их индивидуальность. Время предусматривает взгляд на время. Оно, таким образом, не похоже на поток, это какая-то текущая субстанция..."'.

  1. "В чуде есть веянье вечного прошлого, униженного и оскорбленного, и вот возникающего снова чистым и светлым образом. Уничтоженное и обесславленное оно невидимо таится в душе, и вот - просыпается, как невинная юность, как чистый рассвет бытия. Прошлое не пропало. Оно стоит незабываемой вечностью и родиной. В глубине памяти веков прячутся корни современного и питаются ими... Разумной тишиной и покоем вечности веет от чуда. Это - возвращение из далеких путешествий и поселение на родине. То, чем жила душа, этот шум и гул бытия, это пустая пестрота окружающего, это гнусность самого принципа существования, — все это слетает пушинкой; и усмехается наивности такого бытия и такой жизни".

  1. "Но где добро отсутствует целиком и полностью - а это и есть материя - то и есть настоящее зло, что не содержит ни крупинки добра. Так как даже и бытие не имеет материи, - если бы она существовала, то тем самым приближалась бы до добра; но слово "существовать" прикладывается к ней только в переносном значении, так что правильно будет сказать о ней, что ее нет".

"...Вырожденность - это материя, не до конца подчиненная форме; бедность же - это избавление тех вещей, в каких нам приходится иметь нужду из-за нашей связи с материей, так как потребность - это природа материи".

  1. "Мир образуется из "я" и "не - я", из внутреннего и внешнего мира. Отношение между этими двумя полюсами является объектом любой религии и любой философии. Однако каждое учение изображает по-разному ту роль, которую играет субъект в мировой картине. Значение, которое придается субъекту, представляется мне тем масштабом, руководствуясь которым, можно расположить по порядку, нанизывая, как жемчуг на нитку, религиозные верования, философские системы, мировоззрения, укоренившиеся в искусстве или науке"'.

  1. "В процессах саморазвития материи, в основе которых диалектическое единство и борьба противоположных тенденций - организации и дезорганизации, важное значение имеют изучения качественных уровней организации материи и раскрытие их взаимосвязи в ходе поступательного движения от низшего к высшему".

  1. "По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различиях, изменениях, производимых в нас этими веществами".

  1. "Истинное философское воззрение на мир, т.е. то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность и, таким образом, выводит нас за пределы явления, не спрашивает, откуда и куда, и зачем, а всегда и всюду интересует его только что мир...".

  1. "Нет никакого понятия бытия, а есть только бесконечное бытие в бесконечных проявлениях. И только благодаря тем явлениям, с которыми я вступаю в некоторые отношения, я устанавливаю связь моего бытия с бесконечным бытием... Сфере моего влияния принадлежит только бесконечно маленькая часть бесконечного бытия. Все остальное проходит мимо меня, как далекие корабли, которым я подаю непонятные для них сигналы. Ради того же, что принадлежит сфере моего влияния и что имеет потребность в моем присутствии, я осуществляю духовное, внутреннее самоотречение в бесконечном бытии и придаю тем самым моему бедному существованию смысл и богатство. Река нашла свое море".

  1. "Вселенная не есть мертвая машина или хаос костной материи, "не слепок, не бездушный лик"; Вселенная есть великое живое существо и вместе с тем единство множества живых сил.

И все же Вселенная не есть видящее и разумное существо. Она - слепой великан, которая корчится в муках, разрывается своими собственными муками, от боли грызет самое себя и не находит выхода своим силам".

  1. "Никогда человек не бывает настолько замкнутым, одиноким, брошенным людьми и сам не забывает их, как когда он весь разменивается на внешние отношения, деловые связи, жизнь "на людях", и никто не достигает такого любовного уважения, такого чуткого понимания чужой жизни, такой широты всеохватывающей любви, как отшельник, что молитвою, через последнее самоуглубление, проник к первоисточнику всеохватывающей мировой жизни и всечеловеческой любви и живет там как в единой стихии своей собственной сущности".

  1. "История насквозь символическая, - в эмпирическом совершается сверхэмпирическое. И только сверхэмпирическим стоит земля. Мир пребывания не исчерпывает бытие. Но за ним стоят не его же собственные глубины, не "темная природа" бурливой стихии... Всякое настоящее осуществление есть чудо, - какая-то "отмена" натурального порядка божественным, что не отменяет, однако, самой натуры"'.

  1. "Онтологический нигилизм, задав своеобразный вектор движению европейской истории, привел к господству материализма, но не просто в теории, а прежде всего в жизни".