1.14. Функции идеологии
Ниже перечислены некоторые функции идеологии. Требуется продолжить этот перечень.
Идеология является формой передачи опыта некоторого класса или социальной группы.
Она закрепляет групповые связи.
Она упорядочивает индивидуальное и коллективное поведение.
Социологи получают разнообразную информацию о жизни общества, в том числе и горькую правду для господствующих групп и социальных слоев.
Заинтересованы ли последние в получении подобной информации? Продолжите спор двух авторов.
"Клиент сам заинтересован в истине, ибо истина всегда полезна для тех, кто стоит у власти, независимо от того, хотят ли они делить эту истину с управляемыми".
Люди, стоящие у власти, не просто техники, озабоченные лишь поиском эффективных средств для реализации своих целей; это политики, связанные с определенными морально окрашенными принципами и символами и заинтересованные, как и все прочие люди. в продолжении своего самоуважения. Истины, несовместимые с их собственным представлением о себе, оказывают деморализующее воздействие и поэтому никоим образом не являются "полезными" для них. Понимание того, что противоречит их интересам, ослабило бы сопротивляемость, и они всячески противятся такому знанию.
Французский католический социолог А. Шамбр пишет: "...Идеология выступает как совокупность иллюзий, мистификаций, ложных представлений, которые люди составляют о самих себе: более или менее сознательная, более или менее иллюзорная маскировка подлинной природы ситуации".
Выражает ли данное определение:
сущность современной идеологии?
природу гуманистической идеологии?
Немецкий социолог К. Мангейм: "При разоблачении идеологий мы стремимся вынести на свет бессознательный процесс не для того чтобы морально уничтожить лиц, высказывающих определенные утверждения, но для того, чтобы разрушить общественную действительность... идей посредством разоблачения функции, которую они выполняют".
Какую социальную функцию идеологии подразумевает К. Мангейм?
Основой идеологического процесса в социально-антогонистическом обществе являются интересы классов, вытекающие из их положения в обществе и условий жизни: непосредственной задачей - духовное выражение, обоснование и оправдание этих интересов, а вовсе не познание истины.
Прокомментируйте данное положение с учетом социального и познавательного аспекта идеологии.
В ходе семинарского занятия, на котором анализировалась структура идеологии, один из студентов сказал, что в философской литературе имеется точка зрения, согласно которой под идеологией в широком смысле понимается общественное сознание в целом.
Ему возразил другой студент. Он подчеркнул, что отождествлять эти два духовных образования нет оснований, так как идеология входит в структуру общественного сознания в качестве его классовой стороны. В спор включился третий товарищ, который обратил внимание на то, что отождествление общественного сознания с идеологией влечет за собой необходимость считать все конкретные науки "идеологическими", а, это явно ошибочно.
Выразите свою позицию в этом споре. Найдите, дополнив тельные аргументы в пользу той или другой спорящей стороны.
"Над различными формами собственности, над социальными условиями существования возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и соответственных общественных отношений".
О каком элементе структуры общественного сознания ведет речь К. Маркс? Вытекает ли из этого вывод о взаимодействии структурных элементов сознания?
В принципе раскрыть структуру общественного сознания можно лишь через анализ системы общественных отношений и потребностей, вызвавших к жизни данные отношения, а следовательно, и соответствующих идей, взглядов, чувств, с помощью которых реализуются общественные отношения. Поскольку в разные исторические эпохи общественные отношения существенно изменяются, то и структура общественного сознания претерпевает от эпохи к эпохе серьезные преобразования.
В связи со сказанным определите существенные различия между структурами различных идеологий.
Зависимость от сознания выражается в том, что идеологические отношения... возникают только после того, как людьми осознается, под влиянием материальных потребностей, необходимость их создания... Эти отношения строятся людьми в соответствии с определенными идеями, и при этом настолько, что являются результатом их практического воплощения.
Можно ли на том основании, что формирование идеологических отношений связано с сознанием, сделать вывод об их порождении общественным сознанием? Аргументируйте свой ответ.
Ф. Энгельс, говоря о влиянии материальной экономической основы на философию, указывал: "Экономика здесь ничего не создает заново, но она определяет вид изменения и дальнейшего развития имеющегося налицо мыслительного материала, но даже и это она производит по большей части косвенным образом, между тем как важнейшее прямое действие на философию оказывают политические, юридические, моральные отражения".
На основании данного положения Ф. Энгельса обоснуйте вывод о разнопорядковой связи идеологических образований с общественным базисом.
Не только мораль и правовое сознание, но и политика, религия. искусство и философия выполняют функцию регулятора общественной жизни.
Каково отличие между этими формами общественного сознания с точки зрения выполняемой ими регулятивной функции?
"Когда исчезнет потребность в религии? Когда человек почувствует себя господином природы и своих собственных общественный отношений?".
Достаточно ли наличия названных условий для отмирания религии? Попытайтесь обосновать свою мысль.
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи