16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
Поэтому Декарта, как создателя дедуктивной методологии науки Нового времени, очень удачно дополнил английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626 гг.), разрабатывавший в своих произведениях метод научной индукции.
Фрэнсис Бэкон испытал сильное влияние школы британского номинализма, традиции которой, возникнув еще в позднее средневековье, продолжали оказывать влияние на духовную атмосферу английского общества в Новое время. Британский номинализм, особенно в лице таких его представителей, как У. Оккам и однофамилец Фрэнсиса Бэкона — Роджер Бэкон, ограничивая сферу теологии и освобождая от влияния теологии научное знание, особое значение придавал опытному познанию природы. Это обстоятельство в известной степени объясняет тот факт, что именно англичанин Бэкон был основателем школы философов-эмпириков Нового времени.
Английского философа роднит с Декартом идея о необходимости критического подхода к основаниям всего предшествующего научного знания. Этот критицизм необходим прежде всего для выработки подлинно научной методологии. Поэтому в работах Ф. Бэкона очень важное место занимает критика так называемых идолов научного познания или, другими словами, критический анализ тех обстоятельств, которые являются препятствием на пути научного познания природы. Особенно характерна в этой связи критика английским философом так называемых идолов театра, т. е. ложных учений, увлекающих человека подобно пышным театральным представлениям. Под этими ложными учениями Бэкон понимал прежде всего схоластические концепции, еще сохранявшие свое влияние на умы в начале ХVII в.
Нельзя сказать, что схоласты целиком отвергали роль опыта в человеческом познании, но одной из важных особенностей схоластики было отсутствие строгих критериев для отличения истины и вымысла. Схоластический эмпиризм сводился к примитивной индукции через случайный набор наблюдений за природными процессами, способный дать лишь весьма ненадежные знания об этих процессах. Для Бэкона опыт — это не просто случайное, отрывочное наблюдение за теми или иными явлениями природы, а, прежде всего, строго регулируемый естествоиспытателем, планомерно поставленный эксперимент, в котором тот или иной природный процесс очищается от случайных и побочных влияний и исследуется для получения открытий и различного рода изобретений. В своих работах Бэкон заложил основы научной индукции, когда с помощью ряда проведенных экспериментов делаются достоверные выводы о закономерностях, управляющих природными процессами.
Тем не менее, Ф. Бэкон, не будучи сам естествоиспытателем, не в состоянии был оценить значение великих открытий своего времени для развития научного познания природы. Так, он отвергал гелиоцентрическую систему Коперника, недооценивал роль гипотез и дедуктивного знания для научного исследования. Та картина мира, на которую в своих практических рекомендациях для естествоиспытателей опирался английский философ, носила следы сильного влияния схоластического аристотелизма. Не понял Бэкон и значения механико-математического подхода к построению научной картины Нового времени, переоценивал роль индукции в получении непротиворечивого научного знания.
Однако даже один из его наиболее строгих критиков — немецкий химик Ю. Либих был вынужден признать, что «Бэкон прежде всех понял значение естествознания для целей жизни». Бэкон был первым, кто предложил новые формы организации науки, которые затем воплотились в жизнь в виде Академий и научных обществ. «Бэкон поставил человечеству высокую цель — посредством изучения законов природы побеждать ее с помощью изобретений, с этой постановки вопроса вытекала другая великая мысль — идея бесконечного прогресса».
Итак, Р. Декарт и Ф. Бэкон отразили в своих философских работах две стороны современного им научного познания. Если Р. Декарт доказал важнейшую роль в научном познании гипотетично-дедуктивного метода исследования природы, построил механико-математическую модель мира, на которую опирались представители конкретных дисциплин в своих исследованиях природных процессов, то Ф. Бэкон разработал концепцию научного эксперимента, которая была совершенно необходима для развития естествознания.
В то же время оба мыслителя, односторонне подходя к процессу научного исследования, создали ряд проблем, которые в рамках своей философии не в состоянии были решить. Ф. Бэкон, опираясь на аристотелевско-схоластическую модель природы, не сумел показать действенность своего экспериментального метода в познании конкретных явлений природы. В свою очередь Р. Декарт недооценивал роль опыта в познании природы. Эта недооценка проистекала по той причине, что, сведя все свойства материального мира к пространственным характеристикам и рассматривая существование человека только через его мыслительную деятельность, французский философ тем самым развел в разные стороны материю и мышление, которые он обозначил как две абсолютно независимые субстанции.
В этой связи неизбежно возникли вопросы о взаимодействии этих двух субстанций, об истинности познания материальных объектов, о роли чувственного познания в структуре познавательных процессов. Удовлетворительного ответа на все эти вопросы Декарт не дал. Поэтому дальнейшее развитие западноевропейской философии ХVII—ХVIII вв. стимулировалось именно теми проблемами, которые оставили нерешенными Р. Декарт и Ф. Бэкон.
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи