Уровни организации материи
ПРИРОДА | ||
Неорганическая | Органическая | Социальная |
с убатомный атомный молекулярный макротелесный планетарный планетно-системный галактический метагалактический | доклеточный клеточный многоклеточный организменный п опуляционный видовой биоценостический биогеоценостический | социум |
Основной вопрос философии
Предмет философии
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МАТЕРИАЛИЗМА
ВРЕМЯ | НАЗВАНИЕ | ПРЕДСТАВИТЕЛИ |
VI-III вв. до нашей эры | Стихийный материализм | Фалес, Демокрит, Гераклит, Эпикур, Лукреций Кар и др. |
XVII-XVIII вв. | Метафизический материализм | Ф.Бэкон, Д.Локк, Б.Спиноза, П.Гольбах, Д.Дидро и др. |
XIX в. | Материализм революционных демократов | В.Белинский, А.Герцен, Н.Чернышевский, Н.Добролюбов и др. |
сер. XIX-XX вв. | Диалектический материализм | К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин и их современные последователи |
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИДЕАЛИЗМА
Философия бытия
Диалектика как философская теория развития
Сознание человека как предмет философского анализа
Теория познания и философия науки
Социальная философия
Основные проблемы политической философии
Политика и право
Примерные вопросы к экзамену
1. Философия и жизненный мир человека.
2. Понятие деятельности. Деятельность как сущностная характеристика человека.
3. Проблема определения философии.
4. Человечески субъективные и экзистенциальные характеристики личности.
5. Специфика проблемного поля классической философии.
6. Сознание человека как предмет философского анализа.
7.Становление философии в культуре древней Индии (ортодоксальные и неортодоксальные школы).
8. Культура и коммуникация как условие становления развитых форм сознания.
9. Особенности философской мысли древнего Китая (легизм, конфуцианство, даосизм).
10. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа.
11.Характер древнегреческой цивилизации и, особенности античной философской традиции.
12. Структура и основные характеристики познавательного процесса.
13. Становление религиозно-мистических ориентации в философских учениях позднего эллинизма.
14. Познание как постижение истины.
15. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.
16. Наука, её когнитивный и социокультурный статус.
17.Натурфилософия эпохи Ренессанса (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галлей)
18. Структура и динамика научного познания.
19. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Р.Декарт).
20. Природа социальной реальности и основные стратегий её исследования в философии.
21. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения (Дж. Локк, Т. Гоббс, Вольтер, Жан-Жак Руссо).
23. Понятие социальной реальности.
24. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской традиции.
25. Основные проблемы политической философии.
26. Становление и основные стратегии развития постклассической философии (иррациональная философия Ф. Ницше, А. Шопенгауэра)
27. Политика и право. Концепция правового государства.
28. Философия постпозитивизма.
29. Общество как развивающаяся система.
30. Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли XX в .
31. Понятие субъекта исторического процесса.
32. Основные факторы социальной динамики.
33. Философская мысль Беларуси.
34. Становление, предмет и структура философии истории.
35. Основные направления и черты русской философии.
36. Понятие цивилизации. Современные типы цивилизаций.
37. Философия и развитие белорусского национального самосознания в XX в.
38. Техника и её роль в истории цивилизации.
39. Онтология как философское учение о бытии. Понятие субстанции.
40. Глобализация как предмет социально-философского анализа.
41.Категория материи.
42. Понятие культуры.
43. Диалектика как философская теория развития.
44. Духовная жизнь общества и её структура.
45. Законы и категории диалектики.
46. Культура и нравственность.
47.Философия природы.
48. Философия и ценности в культуре XXI в.
49. Проблема человека в философии и науке.
50. Понятие метода и методологии.
51. Структура философского знания.
52. Техника и её роль в истории цивилизации.
53. Сравнительный анализ мифа, религии, философии.
54. Возникновение метафизики и изменение ее статуса в истории философии.
55. Досократический этап в развитии философии.
56. Принцип глобального эволюционизма.
57. Философия эпохи эллинизма.
58. Специфика средневековой философии и основные этапы ее развития.
59. Философские проблемы социальной динамики.
60. Классическое понимание истины и варианты ее развития в современной философии.
61. Глобальные проблемы современности.
62. Основные модели антропогенеза в философии.
63. Структура мировоззрения и исторические типы.
64. Предпосылки возникновения и развития философии.
65. Теоретические предпосылки философии марксизма.
66. Структура диалектики.
67. Философия В. Соловьева и Н.Бердяева.
68. Понятие ценностей и их роль в жизни человека и общества.
69. Проблема жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
70. Соотношение веры и разума. Религиозная философия Ф. Аквинского
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи