logo
ЭУМК Философия Мартынов М

1.12. Проблема выделения типов общества

125. Американский экономист и социолог У. Ростоу устанавливает следующие пять стадий, через которые, по его мнению, проходят народы в своем развитии: традиционное общество (история человечества до феодализма включительно), переходное общество (приблизительно соответствует периоду создания условий для промышленного переворота), период сдвига (охватывает примерно период становления индустриального общества), зрелое общество (страны с развитой индустрией) и завершающая стадия - период высокого уровня массового потребления (этой стадии, по Ростоу. достигли США и другие высокоразвитые страны).

126. Историю общества Шарль Фурье разделяет на четыре ступени развития: "дикость, патриархат, варварство и цивилизация". В период цивилизации, рассматриваемой как определенный общественный строй, Фурье включил общественные формации, весьма различающиеся между собой, - рабовладельческое общество, феодальное, буржуазное. Применив понятие восходящего движения к строю цивилизации в целом, Фупье отнес буржуазное общество, которое в его время только начинало свой исторический путь, к этапу нисходящего движения, к этапу упадка цивилизации.

127. Какие общие принципы исследования социальных явлений содержат приведенные ниже определения?

  1. Общественная формация- это совокупность всех общественных отношений, определяемых производственно-экономическими отношениями.

  2. Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, представляющий собой социальную систему, определяемую способом производства, которая подчиняется специфическим законам возникновения, функционирования и перехода в более высокоорганизованный социальный организм.

128. "От развития производительных сил зависят отношения, в которые становятся люди друг к другу при производстве предметов, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. И в этих отношениях - объяснение всех явлений общественной жизни, человеческих стремлений, идей и законов".

129. "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный политический и духовный процессы жизни вообще".

130. Как следует понимать выражение: "Формация в "чистом" виде в реальной деятельности не существует"?

  1. Понятие "формация" не может существовать в форме, очищеной от особых, конкретно-исторических характеристик.

  2. Формация в чистом виде не существует: она всегда "засоряется" конкретно-историческими проявлениями.

131. Какое методологическое значение заключено в понятии "общественно-экономическая формация"?

  1. Принцип системного представления общества.

  2. Принцип выделения типов общества.

  1. Идея объективной закономерности исторического процесса.

    • Требуется продолжить этот перечень.

  1. Рассмотрите все принципы, полученные в результате выполнения предыдущего упражнениями определите зависимость между ними.

  2. Процессы ускорения развития техники и науки ведут к взрыву моральных и нравственных основ социального организма. Эти факторы создают общество, в котором нормы вкуса и приличия находятся в состоянии непрерывного морального старения.

  1. Проповедуя прямую зависимость социальных перемен от изменений в технике, американский социолог Уайт считает, что 'социальные системы играют второстепенную роль по отношению к техническим системам. Техника-это независимая переменная, социальная система - зависимая переменная".