logo
ЭУМК Философия Мартынов М

1.21. Понятия "класс" и "страта"

  1. Сельское хозяйство как отрасль общественного произведет существует со времен первобытного общества.

    • Было ли крестьянство классом на всем протяжении развития общества, начиная с рабовладельческого?

  2. Крестьяне античной Греции были свободными. В эпоху феодализма крепостные являлись собственностью феодалов, при капитализме - частные собственники, при социализме их судьба связана с кооперативной собственностью. На протяжении веков изменялось место крестьянства в системе производства, отношение к средствам производства, изменялась их роль, которую они играли в общественной организации труда, а также доля и формы получения дохода. Менялись и другие социальные характеристики крестьянства: мера свободы перехода B другие социальные слои, культурно-бытовые характеристики и т.д.

    • Вправе ли мы к таким отличным друг от друга социальный группам применять один и тот же термин "крестьянство"?

205. Верно ли, что сословия — это классы феодального общества?

  1. Какие выводы следуют из этого факта, что господствующие классы владели основными средствами производства?

Они могли:

  1. В значительной мере определять условия труда основного подчиненного класса.

  2. Оказывать решающее значение на государственную власть, на ее политический курс.

  3. Жить в лучших условиях, чем другие классы.

  4. Широко пользоваться достижениями культуры.

  1. Общественные классы проходят сложный путь развития, превращаясь из объекта исторического процесса в активно, сознательно действующего субъекта. Из "классов в себе" они превращаются в "класс

для себя".

  • Тьерри, Минье, Гизо природу классов видели в имущественных отношениях. Однако причину последних они нередко объясняли завоеванием. Но они сами указывали на то, что завоевание совершается ради известных "положительных интересов". Откуда же берутся эти интересы? Ясно, что их существование обусловливается имущественными отношениями, как в стране завоевателей, так и в той стране, которая попадает под их иго. Получается заколдованный круг: имущественные отношения и интересы объясняются завоеванием, а завоевание объясняется имущественными отношениями и интересами. Пока историческая теория не вышла из этого заколдованного круга,-она ло необходимости стала в эклектизм и в противоречия"'.

    • Каким образом основоположники марксизма разрешили эту и подобные ей трудности?