1.10. Общественное бытие и общественное сознание
105. "История нам доказывает, что в деле управления народы были во все времена жертвами своего невежества, своего неблагоразумия, своей доверчивости, своего панического страха и в особенности страстей тех, кто умел подчинить себе толпу. Подобно больным, которые беспрестанно мечутся на своем ложе, не находя удобного положения, народы часто меняли форму правления, но никогда не было у них ни сил, ни способности преобразовать сущность, добраться до подлинного источника своих бед, и они постоянно бросались в противоположные крайности под властью слепых страстей".
В чем недостаток подобного понимания истории?
106. "Нет детерминизма, человек - это свобода".
Выведите из этого положения ряд следствий.
107. На вопрос преподавателя, как понять смысл основного вопроса философии применительно к обществу: "Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично?" - были получены конкурирующие ответы.
Студент X: Основным вопросом является распространение на общество основного тезиса всякого материализма: "Материя первична, а сознание вторично". Перенеся подобное понимание на обществе; констатируем:
Общественное бытие может существовать независимо от общественного сознания, например, фабрики, заводы, транспорт, технические средства передачи информации, даже некоторые стойкие отношения между большими группами людей могут существовать независимо от общественного сознания.
Общественное бытие существует на всем протяжении существования человеческого общества, а общественное сознание появляется на определенной стадии социального прогресса.
Общественное сознание есть отражение общественного бытия. Так, например, вслед за экономической интеграцией неминуемо идет интеграция идей, коренным образом изменяются взгляды на способы выработки, хранения и передачи информации, изменения в видах вооружения неминуемо сказываются на военной стратегии.
Студент У: Такая трактовка основного тезиса абсурдна:
Общественное бытие не может существовать независимо от общественного сознания и вне общественного сознания. Оно не может существовать вне общественного сознания, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, потому, что материальная деятельность является конкретной деятельностью, а направляется она социальной информацией, волей, сознанием. Во-вторых, так называемые результаты человеческой деятельности не существуют вне общества даже после того, когда они уже созданы. Как социальные материальные объекты они вне общества существовать не могут.
А потому не верен и тезис 2, говорящий о том, что общественное бытие существует на всем протяжении общества, а общественное сознание появляется на определенной стадии социального прогресса.
Вывод: основной тезис "Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично" не верен или нуждается в иной интерпретации.
Разрешите этот спор.
108. Каково отношение между объективными и материальными условиями общественной жизни?
Студент X: Эти понятия совпадают так же, как и понятия "материя" и "объективная реальность" в диалектическом материализме. Признать существование объективных условий, отличных от материальных условий, - значит отступить от материалистического толкования общества к объективно-идеалистическому или дуалистическому. -Можно ли считать такой ответ правильным и исчерпывающим?
109. В социальной жизни четкой грани между материальным ч идеальным провести нельзя: они постоянно меняются местами, постоянно существуют рядом. С одной стороны, даже научная деятельность не сводится к чисто духовной; она осуществляется в определенных организационных рамках - лабораториях, научно-исследовательских институтах, различных обществах и т.д. С другой стороны, научная информация является необходимым фактором управления сложной производственной системой. Наука вообще обеспечивает все виды общественной деятельности, а следовательно, материализуется.
Грани между материальными и идеальными факторами в общественной жизни не абсолютны, а относительны. Деление на материальное и идеальное в обществе реализовать не удается, оно часто просто лишено смысла. Вопрос о том, что первично - общественное бытие или общественное сознание, — неразрешим, по крайней мере, в настоящее время.
Дайте расширенный комментарий приведенному рассуждению.
110. Одна из общепризнанных характеристик НТР на современном этапе состоит, в частности, в перестановке основных компонентов общего научно-технического движения: наука опережает развитие техники.
Означает ли этот факт переход определяющей роли в научно-техническом развитии от техники, от производства и вообще от практики к науке, к теории самой по себе? Почему? Аргументируйте свой ответ.
111. "Есть еще другой, совершенно иной ряд соображений, также по большей части игнорируемый: я говорю о материальном быте общества, о материальных изменениях, вводимых в жизнь и состояние людей новым строем или общественным переворотом. Это обстоятельство не всегда обращало на себя достаточное внимание; исследователи слишком редко задавались вопросом, какие видоизменения внесены великими кризисами мира в материальное существование людей, в материальную сторону их взаимных отношений. А между тем подобные видоизменения производят на общество большее влияние, нежели им обыкновенно приписывают".
Какие высказанные здесь идеи плодотворны для развития материалистических социальных концепций? Почему?
Чем они выгодно отличаются от материалистических идей Монтескье, который огромное значение придавал влиянию на социальную жизнь климата и биологической природы человека.
В чем состоит то новое, что внес К. Маркс в развитие этих идей по сравнению с Гизо?
112. Охарактеризуйте с точки зрения основного принципа материалистического понимания истории следующие положения:
Каков способ производства, таково и общество.
Ключом к пониманию истории являются типы систем социальной информации.
Исторический процесс, в первую очередь, связан с техническим Прогрессом.
Научная революция определяет техническую, а они вместе -принципы организации всей совокупности социальных элементов.
Общественная система прежде всего характеризуется типом политического управления..
Судьба народов обусловливается прежде всего внешней средой обитания.
Общество можно объяснить только исходя из двух решающих факторов: наличных средств производства и информации, на которую опирается общественная деятельность людей.
Рост народонаселения, а вместе с ним нехватка средств существования являются подлинными двигателями прогресса.
Материальное производство стимулирует и определяет характер развития всех остальных видов материальной деятельности и в конечном счете жизнь всего общества.
Каков тип социально-экономических отношений, таково и общество.
113. Во всем ли вы согласны со следующими утверждениями философов:
Выдающиеся личности, такие как Аристотель, Александр Македонский, Галилей, Данте, Лютер, влияют ощутимым образом на ход истории;
переоценивали идейные мотивы деятельности людей;
недооценивали деятельность больших масс людей: народов, общественных классов и др.;
отрицали огромное влияние классовой борьбы на ход развития антагонистических обществ;
не сумели понять сути материальных социальных отношений;
при объяснении социальных бурь не исходили из интересов Угнетенных классов;
отрицали наличие объективных критериев прогресса;
недооценивали влияния природных условий на жизнь людей.
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи