Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
1. Развитие концепций познания в истории философии.
2. Структура познавательной деятельности. Познание и творчество.
3. Проблема истины.
4. Понятие науки. Специфика научного познания. Наука как социокультурный феномен.
5. Вера и знание в современной философии.
Самостоятельная работа студентов
К первому вопросу:
Э. Гуссерль // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 173-175.
1. В чем заключаются отличия мифо-религиозного познавательного отношения к миру от теоретического?
2. Как возникает теоретическое отношение к миру? Почему возникновение теоретической установки совпадает с появлением философии?
Д.Т. Судзуки, Э. Фромм. // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 15-17.
1. Чем отличается познавательное отношение к природе Восточной (космоцентрической) культуры от Западной (антропоцентрической)?
К. Уилбер // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 468-472.
1. Чем отличается космоцентрическая познавательная установка восточной философии от антропоцентрической установки западной философии?
2. К какому отношению к природе и человеку приводит антропоцентрическая установка Запада?
Платон, С.Н. Трубецкой // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 186-189.
1. В чем заключается сущность теории познания Платона?
2. Как Платон опровергает сенсуализм софистов?
3. Какую роль теория познания Платона сыграла в развитии науки?
4. Почему в античной и средневековой философии онтология определяет гносеологию?
М. Хайдеггер // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 55.
1. В чем заключается историческое значение вклада новоевропейской философии в развитие теории познания?
2. Почему новоевропейскую познавательную установку можно назвать антропоцентризмом?
К. Маркс, Ф. Энгельс // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 176-177.
1. В чем заключается основной принцип теории познания марксизма? Чем отличается практическая установка мифо-религиозного отношения к миру от понимания практики К. Марксом?
2. В чем заключаются социально-исторические корни идеализма?
3. Как возможно преодоление идеалистического отношения к миру?
М. Бубер // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 180-183.
1. Чем отличается процесс познания как отношения Я и Оно от понимания процесса познания как отношения Я и Ты?
2. Почему понимание процесса познания как взаимоотношения Я и Ты более адекватно в нашу эпоху – эпоху кризиса техногенной цивилизации?
М. Полани // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 194-196.
1. Что такое личностное знание?
2. Какую роль сможет сыграть концепция личностного знания в эпоху кризиса техногенной цивилизации?
Ко второму вопросу:
П.В. Копнин // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 190-192.
1. Что такое субъект и объект познания? Чем объект познания отличается от объективной реальности?
2. С чего начинается процесс познания, и как он протекает?
3. Что такое знание, и чем оно отличается от труда?
4. Как взаимосвязаны знание и язык?
Н.А. Бердяев // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 613-614.
1. Как взаимосвязаны понятия «субъект», «объект», «познание» и «бытие»?
2. Почему знания человека носят объективный характер?
Н. Гартман // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 625-626.
1. Как формируется предмет познания? Почему в философии и науке возможны различные картины мира?
Т. Нагель // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 594-595.
1. Какие существуют концепции относительно познавательной деятельности человека?
2. В чем недостатки теории познания вульгарного материализма или физикализма?
Р. Карнап // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 457-460.
1. Почему в ХХ в. язык, с точки зрения Карнапа, стал основным предметом философского анализа?
2. В чем заключается бессмысленность всех утверждений метафизики?
3. Какие духовные потребности человека отражает метафизика? Почему эти духовные потребности, с точки зрения автора, метафизика удовлетворяет менее адекватно, чем искусство?
А.Ф. Лосев // Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004.С. 461, 515-517.
1. В чем, с точки зрения автора, принципиальный недостаток научного рационализма?
2. Какую роль в познании играет язык?
Э.В. Ильенков // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 192-193.
1. Как в процессе познания взаимосвязаны деятельность и язык?
2. Почему познавательная деятельность человека носит социальный характер?
Э. Фромм // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 619-620.
1. Какую познавательную деятельность можно назвать творчеством?
2. Как процесс творчества связан со свободой?
К.Э. Циолковский // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 610-613.
1. Почему творческие личности не только часто не были оценены своими современниками, но и преследовались ими?
2. Каковы особенности повседневного поведения творческих личностей?
К. Роджерс // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 623-626.
1. Что такое творчество?
2. Каковы условия творческой деятельности человека?
3. Как можно сформировать творческую личность?
К третьему вопросу:
М. Хайдеггер // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 71-75.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 71.
Ф. Ницше // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 178-179.
1. Каков, с точки зрения автора, генезис понятия истины?
К. Маркс // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 316.
1. Что является самым ценным в учении Гегеля об истине?
Н.А. Бердяев // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 320-322.
1. Каковы, с точки зрения Бердяева, противоречия марксистской концепции истины? В чем прав и не прав русский философ?
2. Каковы противоречия концепции истины в философии Ф. Ницше?
3. В чем заключаются достижения концепций истины Маркса и Ницше?
Р. Рорти // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 323-324.
1. В чем заключается суть прагматической концепции истины Р. Рорти?
Б. Рассел // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 319.
1. В чем заключается слабость прагматической теории истины?
2. Что такое когерентная концепция истины?
К. Поппер // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 326-327.
1. Что автор понимает под истиной? В чем ошибочность этого понимания?
Г. Лукач // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 75-78.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 75.
М. Фуко // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 325-326.
1. Какие условия в прошлом выдвигала философия как необходимые для достижения истины?
2. Какие изменения произошли в современной концепции истины? К каким последствиям привели эти изменения?
Х.-Г. Гадамер // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.
С. 349-351.
1. Как древние греки связывали понятия истины и красоты?
Э.В. Ильенков // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 348-349.
1. Почему красота, с точки зрения автора, является критерием человечности отношения индивида и общества к предмету познания и деятельности?
К четвертому вопросу:
Текст // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 739-756.
1. Какую роль в культуре техногенного общества играет наука?
2. С чем связано разочарование общественного сознания ХХ в. в идеалах научного познания?
Г. Башляр // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 740-741.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 740.
И. Валлерстайн // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 741-743.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 741.
Э. Гуссерль // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.
С. 743-747.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 743.
М.К. Петров // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 747-748.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 747.
Н.Ф. Федоров // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 749-752.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 749.
В.С. Степин // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 752-756.
1. Вопросы к тексту: см. на стр. 752.
К пятому вопросу:
С.Л. Франк // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 291-292.
1. Что такое вера? Чем вера отличается от знания?
2. Каковы разновидности веры? Почему вера в Бога является высшим типом веры?
К. Ясперс // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 297-299.
1. Чем отличаются истины веры от истин знания?
2. Что такое философская вера, и чем она отличается от традиционных религиозных верований?
3. Каковы важнейшие положения философской веры?
Э. Фромм // Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005.С. 299-300, 303.
1. Чем отличается рациональная вера от иррациональной?
2. Каковы разновидности рациональной веры?
3. Почему вера в человечество является кульминацией рациональной веры? Каково содержание веры в человечество?
Дополнительная литература к теме:
1. Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 590-666.
2. Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005. – С. 275-333, 600-626.
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи