logo
ЭУМК Философия Мартынов М

Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания

    1. Социокультурные предпосылки формирования и развития новоевропейской философии.

    2. Роль философии XVII в. в формировании классического естествознания и естественно-правовой парадигмы социального знания.

    3. И. Ньютон, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц: завершение классической европейской философии XVII в. и формирование идейных основоположений европейского и американского Просвещения.

    4. Развитие идей Просвещения в европейской философии XVIII в.

    5. Просвещение как великий проект модерна. Роль философии Просвещения в идейной подготовке великих социальных революций (конец XVIII – первая пол. XIX вв.) и второй глобальной научной революции.

Самостоятельная работа студентов

К первому вопросу:

Текст // Практикум по философии: Социальная философия/ А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 263-264.

1. Каковы реальные достижения осуществления реформации как великого проекта модерна?

2. Какие противоречия реформации выявились в процессе осуществления этого проекта модерна?

Ко второму вопросу:

Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 265-277.

1. Каковы достижения Р. Декарта и Ф. Бэкона в создании методологии естествознания?

2. В чем заключались недостатки философских концепций Р. Декарта и Ф. Бэкона? Как Т. Гоббс и Б. Спиноза пытаются преодолеть эти недостатки своих предшественников?

3. Почему Р. Декарта, Ф. Бэкона и других крупнейших мыслителей XVII в. можно считать создателями классического европейского естествознания? Каковы характерные черты классической науки?

4. Почему успехи Р. Декарта и Ф. Бэкона в области обществознания были значительно менее впечатляющими?

5. Какую роль в создании нового обществознания сыграли Г. Гроций и С. Пуфендорф?

6. Чем отличается классическая теория естественного права от новоевропейской?

7. В чем недостатки концепции естественного права Г. Гроция и С. Пуфендорфа?

8. Почему именно Т. Гоббса и Б. Спинозу можно считать создателями нового обществознания и естественно-правовой парадигмы социального знания?

Т. Гоббс // Практикум по философии: Социальная философия/ А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 277-280.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 277.

Б. Спиноза // Практикум по философии: Социальная философия/ А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 280-283.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 280.

К третьему вопросу:

Текст // Практикум по философии: Социальная философия/ А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 283-295.

1. Какие недостатки метафизического рационализма великих мыслителей XVII века выявились к началу XVIII века?

2. Какие идеи И. Ньютона, Дж. Локка и Г. Лейбница послужили источником формирования и развития европейского Просвещения?

Дж. Локк // Практикум по философии: Социальная философия/ А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 286-292.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 286, 289.

К четвертому вопросу:

Текст // Практикум по философии: Социальная философия/ А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 295-300.

1. Как развиваются идеи Дж. Локка французскими просветителями XVIII века?

Ж.Ж. Руссо // Практикум по философии: Социальная философия/ А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 295-300.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 295.

К пятому вопросу:

Текст // Практикум по философии: Социальная философия/ А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 301-311.

1. Каковы основные характеристики Просвещения как великого проекта модерна?

2. Какую роль идеи европейского Просвещения сыграли в развертывании второй глобальной научной революции и великих социальных революций 1776-1848 гг.?

3. Как в процессе Великой французской революции постепенно выявились противоречия естественно-правовой парадигмы социального знания?

Декларация прав человека и гражданина // Практикум по философии: Социальная философия/ А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007. – С. 304-307.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 304.

В.С. Степин // Практикум по философии: Социальная философия / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.С. 293-294.

1. Вопросы к тексту: см. на стр. 293.

Дополнительная литература к теме:

1. Гайдадымов Е.Б.. Ч. 1. – Мн., 2004. С. 239-263.

2. Практикум: Ч. 2. Философия человека.– Мн., 2005. С. 52-70.

3. Практикум по философии: Социальная философия/ А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007. С. 260-311 (дополнительные тексты первоисточников).