logo
ЭУМК Философия Мартынов М

Вопрос 9

Соотнесите подходы к социологическому определению культуры и содержательной трактовкой этого феномена:

культура-это социальный институт, транслирующий совокупность норм и правил

культура-это совокупность знаковых программ поведения, деятельности, общения, в которых заключен социальный опыт

культура-это совокупность материальных и духовных ценностей

культура-это способ сохранения, воспроизводства, развития общества, особый способ

Вопрос 10

Соотнесите содержание понятий "культура" и "общество":

между ними есть содержательная связь, но не тождество

эти понятия не обладают общим содержанием

эти понятия тождественны по содержанию

Вопрос 11

Выделите понятие, с которым можно охарактеризовать механизм развития культуры:

традиция

революция

элитарная культура

массовая культура

Вопрос 12

Определите, что такое "футурология". Это:

область научных знаний о перспективах общественного развития

учение об общественно-экономических формациях

раздел эстетики, изучающий направления в развитии искусства

Вопрос 13

Определите главное различие, между гипотезой и теорией, заключающееся в том, что:

теория, в отличие от гипотезы - это знание, не только научно обоснованное, но и доказавшее свою истинность

гипотеза предшествует появлению теории

гипотеза - это предположение, а теория - это достоверное знание

Вопрос 14

Определите, как соотносятся между собой методы научного исследования, как аналогия и моделирование

моделирование базируется на аналогии

моделирование исключает аналогию

аналогия базируется на моделировании

Вопрос 15

Укажите закон общественного развития, который был введен Т.Мальтусом:

закон народонаселения

закон энтропии

закон отрицания отрицания

закон единства и борьбы противоположностей

Вопрос 16

Выделите наиболее точную характеристику социальных отношений. Это:

Связи, устанавливаемые между социальными группами и внутри них

Отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения

взаимоотношения, складывающиеся между людьми по отношению к собственности

Вопрос 17

Укажите мыслителя, считавшего разнообразие социальной деятельности людей основой целостности общества:

О.Конт

И.Кант

Л.Фейербах

Г.Гегель

Вопрос 18

Установите, правильно ли дано определение нации: Нация-это социальная общность людей, объединенных единым происхождением, культурой, языком, психологическим складом, образом жизни, территорией:

нет

да

Вопрос 19

Назовите мыслителя ХIХ века, выделившего социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества:

К.Маркс

Л.Фейербах

М.А.Бакунин

Вопрос 20

Среди приведенного перечня обозначьте критерий выделения высшего, среднего, низшего классов в западной социологии ХХ века:

размер доходов

отношение к собственности

социальный престиж

вероисповедание

Вопрос 21

Выберите высказывание, в наибольшей степени отвечающее реальному положению дел в современном обществе:

социальный статус человеком может и наследоваться, и приобретаться

социальный статус человеком может только наследоваться

социальный статус человеком может только приобретаться

Вопрос 22

Определите, что такое социальная мобильность. Это:

переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса

активные миграционные процессы в обществе

возможность свободного передвижения по территории государства

форма научного познания

Вопрос 23

Из приведенного перечня выделите основу жизни общества в понимании марксизма:

общественное производство

семейный быт

сфера торговли

природное окружение

Вопрос 24

Укажите фундаментальную характеристику общества как системы. Общество это:

саморазвивающаяся система

система индивидов

закрытая система

совокупность различных социальных групп

Вопрос 25

Выделите фактор социальной динамики:

географическая среда

характер религиозных воззрений

циклы космических событий

Вопрос 26

Выделите источник социальной динамики:

социальный конфликт

согласие социальных групп

борьба социальных противоположностей, возникающих прежде всего в экономической сфере

Вопрос 27

Установите соответствие, позволяющее определить позицию К.Маркса в анализе проблемы направленности общественного развития:

прогресизм

эсхатологизм

регресизм

циклизм

Вопрос 28

Установите соответствие, позволяющее определить позицию О.Шпенглера в анализе проблемы направленности общественного развития:

циклизм

эсхатологизм

прогрессизм

регрессизм

Вопрос 29

Установите соответствие, позволяющее определить позицию Лао-Цзы в анализе проблемы направленности общественного развития:

регрессизм

прогрессизм

циклизм

эсхатологизм

Вопрос 30

Установите соответствие, позволяющее определить позицию Августина Блаженного в анализе проблемы направленности общественного развития:

эсхатологизм

регрессизм

циклизм

прогрессизм

Вопрос 31

Определите образ направленного развития общества, о котором идет речь в следующем высказывании: Развитие общества - "лишь переходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей":

спираль

синусоида

замкнутый круг

прямая, восходящая

Вопрос 32

Укажите время появления в европейской философии понятия "социальный прогресс":

XVIII в.

XX в.

XII в.

IV-III вв. до н. э.

Вопрос 33

Определите социально-философскую оценку истории человечества, выраженную в следующем высказывании Н.Я.Данилевского: "Мы возвели Европу в сан нашей общей Марьи Алексеевны, верховной решительницы достоинства наших поступков...:

европоцентризм

социоцентризм

евроазийство

теоцентризм

Вопрос 34

Назовите подход к оценке исторического развития, для которого характерна следующая характеристика: неприятие европоцентристской линейной схемы общественного прогресса; утверждение множественности и локальности культур и цивилизаций; обращение к биологическим и антропологическим схемам объяснения истории:

культурологический

формационный

описательный

цивилизационный

Вопрос 35

Выделите основные содержательные характеристики формационного подхода м к пониманию развития общества:

признание многообразия исторического процесса

европоцентризм

признание диалогизма истории

Вопрос 36

Укажите концепцию истории, которая с позицией современной социальной философии является наиболее адекватной нынешним цивилизационным изменениям

концепция постиндустрианализма

концепция локальных культур

концепция общественно - экономических формаций

Вопрос 37

Выделите идею, характерную для учения евроазийства:

идея влияния азиатской культуры на этнический менталитет восточных славян

идея цивилизационной бесперспективности России

идея слияния всех наций в единое человечество

Вопрос 38

Что такое цивилизация с точки зрения системности?

социальный организм, ограниченный в прострвнстве и времени

совокупность вещей материальной культуры

общество, развитие которого определяется техникой

общество, имеющее свою специфическую культуру

Вопрос 39

Что означает термин "Тектология"?

учение о принципах организованности в природе и обществе

учение о разломах в земной коре

наука о тезнике

наука о языковых текстах

Вопрос 40

Выделите наиболее убедительную характеристику современной экономической ситуации:

угроза глобального цивилизационного кризиса имеет человеческое измерение. Это настоящий "антропологический кризис"

угроза глобального кризиса имеет временный характер, она не влияет на творческую природу человека, его место в мироздании. Человек опираясь на грандиозные достежения науки и техники успешно решает эти проблемы

Список вопросов: Теория познания и философия науки.

Кол-во вопросов в тесте: 19

Вопрос 1

Укажите самые главные отличительные черты научного познания:

предметный и объективный способ рассмотрения мира

точность полученных выводов

строгая логика выводов

сверхдальнее прогнозирование практики

Вопрос 2

Выделите основную характеристику науки как социокультурного феномена:

наука - это сложная развивающаяся система

наука - это знание о природе

наука - это совокупность фактов

Вопрос 3

Выделите основную функцию науки в современном обществе:

быть непосредственной производительной силой

социально-критическая

логическая

культурологическая

Вопрос 4

Назовите особенность этики современной науки, которую отмечает в своих воспоминаниях классик естествознания XX века М. Борн: "В реальной науке и ее этике произошли изменения, которые делают невозможным сохранение старого идеала служения знанию ради него самого, идеала, в который верило мое поколение. Мы были убеждены, что это никогда не сможет обернуться злом, поскольку поиск истины есть добро само по себе. Это был прекрасный сон, от которого нас пробудили мировые события":

осознание социальной ответственности ученого

утверждение последовательного служения истине

организованный скептицизм

Вопрос 5

Укажите метод эмпирического уровня научного исследования:

сравнение

абстрагирование

детализация

мысленный эксперимент

Вопрос 6

Выделите метод теоретического уровня научного исследования:

идеализация

описание

индукция и дедукция

анализ и синтез

Вопрос 7

Назовите общелогический метод исследования:

индукция и дедукция

идеализация

сравнение

обобщение

Вопрос 8

Укажите одну из форм научного познания:

научный факт

схема

математическое выражение

доказательство

Вопрос 9

Определите главное различие, между гипотезой и теорией, заключающееся в том, что:

теория, в отличие от гипотезы, - это знание, не только научно обоснованное, но и доказавшее свою истинность

гипотеза предшествует появлению теории

гипотеза -это достоверное знание

Вопрос 10

Определите, как соотносятся между собой такие методы научного исследования, как аналогия и моделирование:

моделирование базируется на аналогии

моделирование исключает аналогию

аналогия базируется на моделировании

Вопрос 11

Назовите метод научного познания, описанный русским химиком XIX века А.М. Бутлеровым в следующем высказывании: "Обстоятельства, сопровождающие явления природы, обыкновенно бывают настолько сложны, что наблюдатель - по крайней мере в первое время - не в состоянии решить, какое из них имеет наиболее существенное значение. Но здесь приходит на помощь опыт. Мы намеренно заставляем происходить то или другое и заставляем происходить так, чтобы наблюдение делалось особенно удобным; мы устраняем то или другое из окружающих обстоятельств, наблюдаем изменения, которые являются при этом устранении, и делаем свои заключения":

эксперимент

сравнение

наблюдение

описание