5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
Категории — элементы диалектики. Через них раскрываются отношения, которые принадлежат не отдельным предметам или процессам, а всему бытию. Философские категории (от гр. kategoria — высказывание, примета) - это фундаментальные понятия, которые отражают общие отношения материальной, социальной действительности и познания. В категориях (и не только философских) человек систематизирует знания.
Развитие категорий нужно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как обогащение содержания уже сформированных категорий и, во-вторых, как появление новых категориальных форм: по мере развития материальной и духовной культуры человеческое мышление обогащается новыми категориями.
Всеобщая диалектическая противоречивость и единство материального мира находят свое отражение в том, что основные категории философии выступают в единстве противоположностей (объединенные союзом "и") и представляют собой систему.
Единичное и общее. Материальное единство мира и его разнообразие (качественное и количественное) реализуются прежде всего в категориях единичного и общего. Первая характеризует существование отдельных вещей, явлений, процессов и т.д. Вторая указывает на наличие в каждом единичном того, что характерно и другим вещам и процессам, на их однотипность, принадлежность к определенной системе предметов и связей.
Единичное и общее характеризует не какую-нибудь часть бытия, а носят всеобъемлющий характер. Эти категории выражают связи, отношения в природе, обществе и мышлении.
Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи: общее не существует само по себе, но и единичное не может быть без связи с другими явлениями и предметами.
Игнорирование взаимосвязи единичного и общего, абсолютизация одного из них характерны для эмпиризма и рационализма.
Реальный процесс познания осуществляется через движение мысли от единичного к общему и от общего к единичному, что находит свое отражение в единстве индукции и дедукции.
Диалектика единичного и общего проявляется и в том, что в процессе развития реального мира (предметов, процессов, систем) и его познания единичное может переходить в общее, а общее - в единичное.
Явление и сущность. Вещи и явления материального мира имеют внутренние (спрятанные от непосредственного видения) и внешние стороны, свойства. Кроме того, нельзя познать предмет полностью и сразу, поэтому познание идет от одного уровня строения предмета к Другому. Эти различия в строении и свойствах предметов, этапность и различия в самой глубине знаний отражаются в категориях, именуемых явление и сущность.
Явление и сущность отражают бытие и познание во взаимосвязи, в таком диалектическом единстве, как единство противоположностей.
Сущность - категория, которая отражает глубинные (внутренние) связи и отношения, определяет основные черты и тенденции развития систем. Надо иметь в виду, что она подчиняет себе устойчивые стороны предметов и процессов.
Явление - это категория, которая отражает внешние, видимые чувственно воспринимаемые стороны предметов и процессов. Единство явления и сущности как объективных характеристик бытия и познания заключается в том, что категории теряют смысл, если их рассматривают) сами по себе, порознь.
Надо заметить, что не все явления адекватно отражают сущность. Есть такое понятие как "видимость": видим одно, а на деле существует совсем другое. Классический пример: долгое время думали, что Солнце движется вокруг Земли, пока не пришли к истине и не установили, что все происходит наоборот.
Диалектическое единство сущности и явления показывает необоснованность) как отождествления этих категорий (объективный идеализм) так и абсолютизации одной из сторон (рационализм и эмпиризм). Только через единство явления и сущности познаются целостности, структуры системы материального и духовного мира.
Часть и целое. Элемент, структура и система. Каждую вещь или объект можно в мыслях или реально разложить на части, и тогда возникает проблема соотношения между всей вещью и ее составляющими которую можно рассматривать через категории: часть, целое, элемент, структура и система.
Целое есть взаимосвязь частей (составляющих), характеризующаяся свойствами, которых нет в составляющих, если они не входят в это единство (целое).
Часть - элемент целого. Нельзя найти целое, которое было бы только целым, или такую часть, которая навсегда оставалась бы частью Эти категории имеют относительный характер.
Элемент. Впервые слово "элемент" употребил Платон для обозначения простейших тел. Эмпедокл под этим термином понимал землю, воду, воздух и огонь. Уже здесь отмечается смысл содержания понятия "элемент" как чего-то самого простого, того, что лежит в основе мира. Элемент - относительно самостоятельная, качественно определённая составная часть сложного целого. Методологическая ценность категории заключается в том, что в познании и перестройке мира он позволяет в каждой системе обозначить относительные границы, мер этой системы и сосредоточить на ней деятельность.
Структура (от лат. structura - строение, размещение, порядок) - это относительно устойчивый способ (закон) связи элементов (частей) качественно определенного сложного целого, который обеспечивает его целостность при различных изменениях (внутренних и внешних). Структура отражает единство, взаимосвязь внутренних и внешних связей обеспечивает устойчивость качественных характеристик системы, целостного образования. Иными словами, она фиксирует состояние системы в данный момент. В этом и ценность, и содержание структурного подхода, структурного анализа. Но такой подход ограничен по той причине, что бытию любой системы присущи изменения, развитие. Это находит отражение в историческом подходе. Научный подход к исследованию любого объекта имеет в виду использование как структурного, так и исторического подхода.
Структурный и исторический подходы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый из них ориентирует на исследование определенных типов связей.
Система (от греч. sistema- целое, состоящее из частей, соединений)- это совокупность взаимосвязанных, упорядоченных элементов (частей), которая характеризуется структурой и организацией, определенной целостностью.
Системный подход имеет много общего со структурализмом и структурно-функциональным анализом, но более широко применяется. Системно-структурный анализ - это один из принципов системного анализа, который требует анализировать структуру объекта с учетом назначения (функции) каждого из элементов.
Структура объекта (процесса) и функции ее элементов взаимно обусловливают друг друга, взаимозависимы, что находит отражение в категориях диалектики - форме и содержании.
Важными характеристиками систем, особенно живых, технических и социальных, являются передача в них информации, наличие управления, связанных с достижением определенных целей (например, создание на какой-то территории единого экономического пространства, общего рынка и т.д.).
Выделяют также материальные и идеальные (абстрактные) типы систем. Первые как целостные совокупности материальных объектов делятся в свою очередь на системы неорганической природы и живые системы (клетка, простейшие организмы, экосистемы и т.д.). К отдельному типу (группе) надо отнести социальные системы, спектр функционирования которых очень широк. Это люди, объединенные общей целью; организации (партии, профсоюзы, этнические или национальные сообщества и др.).
Каждая социальная система в определенной степени детерминирует поведение (действия) элементов, которые в нее входят.
С позиции диалектико-материалистического понимания мира развитие социальных систем рассматривается как исторический процесс, оазисом которого служат производственные отношения.
Содержание - это совокупность разных элементов, свойств, связей, внутренних процессов и тенденций, которые образовывают данный предмет, процесс или явление.
Форма отражает способ существования, закон связи элементов их структуру, это закон существования содержания.
Различают внутреннюю и внешнюю форму. Внутренняя форм показывает отношения между элементами вещи как целого, а внешняя характеризует способ связи, соотношения данной веши с другими вещами. Заметим, что внешняя форма не может существовать без внутри ней, которая всегда проявляется через внешнюю.
Анализ взаимосвязи, диалектики формы и содержания позволяет выделить при характеристике их единства несколько этапов:
форма приведена в соответствие с содержанием; она более полно согласуется с развитием содержания, однако при изменении содержания все более проявляется несоответствие формы содержанию;
несоответствие формы содержанию начинает брать верх над соответствием; форма мешает развитию содержания; наступает момент когда противоречия между ними очевидны;
объективно возникает необходимость приведения формы в соответствие с новым содержанием; старая форма заменяется новой.
Между содержанием и формой не существует абсолютной границы. Они не только взаимосвязаны, но и переходят одна в другую. То, что в одном случае выступает как форма, в другом может быть содержанием.
Форма относительно самостоятельна. Именно потому одно и то же содержание может проявляться в разных формах. Форма адекватна содержанию, но новое содержание может воплощаться и в старой форме. В этом случае происходят частичные изменения формы, но, в основном, старая форма служит новому содержанию.
Принцип причинности. Причина и следствие. Познание и преобразование человеком окружающего мира показывают, что изолированных вещей вообще не существует. Каждый предмет связан, взаимодействует с другими. Структура всеобщей, универсальной связи очень сложна, а ее содержание отражается в принципе причинности.
Признание всеобщности причинно-следственных отношений, всеобщности принципа причинности называют детерминизмом (от лат. determinare - определяю), отрицание или ограничение этой всеобщности называют индетерминизмом (лат. in - частица отрицания).
Согласно принципу детерминизма, природные, общественные и психические явления обусловлены, т.е. имеют свои причины, являются результатом действия определенных причин.
Под причиной понимают явление, действие которого при определенных условиях вызывает и определяет какое-нибудь новое явление называемое следствием.
Причинно-следственные отношения характеризуются всеобщностью и объективностью, а также последовательностью. В процессе развития причина переходит в следствие, а следствие становится причиной, но уже в иных отношениях, иной причиной.
От причины нужно отличать повод, ибо, что не является причиной, то может быть использовано в виде толчка, "пускового механизма".
Для реализации причинно-следственных отношений большое значение имеют условия. Условия - это связи предмета с факторами внешнего окружения. Например, зерно прорастает только тогда, когда будут тепло и влага и т.д.
В истории философии имелись попытки преувеличить роль условий, подменить ими причинно-следственные отношения. Такой взгляд получил название "кандиционализм" (от лат. canditio - норма, стандарт, качество).
Необходимость и случайность. Проблема необходимости и случайности непосредственно связана с причинно-следственными отношениями (детерминизмом).
Необходимость - это преимущественно внутренняя, устойчивая, существенная и закономерная связь предметов и явлений, которая отражает обязательность их существования.
Случайность - это в основном отражение внешних, несущественных в данных отношениях и неустойчивых связей предметов и явлений, способ преобразования возможностей в действительность в виде нескольких возможностей.
Познание проходит через единичное, случайное ко всеобщему, необходимому. Необходимость как общее, закон проявляется через случайность, массу случайностей. Случайность проявляется через необходимость, конкретизирует и обогащает ее, помогает выявить определенные моменты в необходимости.
Как необходимость, так и случайность причинно обусловлены. Но причины необходимости и случайности не одинаковы по своей природе. Причины необходимости связаны с внутренней природой, структурой вещи, процесса. Они вытекают из самой сути данной вещи или процесса. Причины же случайности, как правило, определяются внешними факторами, взаимодействием вещей между собой. Нужно иметь в виду, что деление на внутреннее и внешнее не абсолютно, а относительно.
Возможность и действительность. Возможность и действительность - соотносительные категории, которые характеризуют две разные ступени в развитии предмета или явления. Возможность- это тенденции, предпосылки возникновения того, чего еще нет в настоящем, реальном бытии. Возможность- это потенциальное бытие предметов и процессов, это будущее, наступление которого не противоречит объективным законам развития природы, общества и мышления.
Действительность есть реальное бытие предметов и явлений широком смысле слова это весь реально существующий природный и социальный мир. В узком значении действительность означает бытие конкретных единичных предметов и процессов с их количественными и качественными параметрами.
В процессе развития происходит переход из потенциального (возможного) в реальное (настоящее). Важно различать абстрактные и реальные возможности. Первые не противоречат законам, однако в данный момент или в ближайшей перспективе не могут перейти в действительность. Вторые имеют все необходимое для их осуществления.
Изменение совокупности условий ведет к переходу абстрактной возможности в реальную, которая в свою очередь переходит в действительность. Именно в этом проявляется общая линия развития.
Отдельное рассмотрение категорий диалектики возможно только на уровне философско-теоретического анализа. Реальное же бытие природы, общества и мышления характеризуется единой системой категорий диалектики.
Закон единства и борьбы противоположностей. Признание диалектикой всеобщности движения и развития требует ответа на фундаментальный вопрос: что собой представляет источник, причина движения и развития? Попытки ответить на него берут начало из глубины истории философии и науки.
Так, Гераклит считал, что мир никем не создан, а есть "вечно живой огонь...", "горение" которого поддерживается через взаимодействие противоположностей. Отрицание объективности противоречий характерно для средневековой схоластики. В период становления научного естествознания (эпоха Возрождения) большая роль в обосновании положения о противоречивости самого объективного мира принадлежит Николаю Кузанскому и Джордано Бруно
Отрицание объективности противоречий материального мира приводило к серьезным мировоззренческим и методологическим ошибкам. Ньютон причиной движения природы считал какую-то надприродную, нематериальную, действующую извне силу. В своих "Математических началах натуральной философии" (1687) причиной движения планет он признал божественный "первотолчок".
Перенесение источника развития материи "вовне" характерно для великого немецкого философа Канта. Состояние материи никогда не может изведать изменения иначе, как только в результате внешней причины, в то время как состояние духа может быть изменено также в результате внутренней причины, считал Кант.
Основная заслуга в обосновании принципа единства противоположностей принадлежит Гегелю. "Противоречие - вот что на самом деле движет миром..."- считал он. Гегелевская диалектика оказала влияние на философские взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, которые единство и борьбу противоположностей рассматривали как сущность диалектики.
Основные понятия закона. Основным здесь является понятие "противоположность". Это было замечено еще Гераклитом и Аристотелем. Ту же самую идею развивали мыслители эпохи Возрождения - Кузанский и Бруно. Позднее диалектик Гегель сформулировал тезис о самопротиворечии всего существующего. И уже в соответствии с диалектико-материалистическим мировоззрением, со всей совокупностью результатов познания и общественно-политической практикой начинается признание противоречивых тенденций во всех явлениях и процессах. Таким образом, противоположности- это стороны, моменты, тенденции единого, которые допускают и взаимоисключают друг друга.
Отношения противоположностей принято называть противоречием, которое есть только там, где есть развитие и самодвижение.
В развитии противоположностей можно выделить следующие этапы: тождественность, отличие, этап выявленных противоречий, конфликт, разрешение противоречий.
Основные виды противоречий. Количественное и качественное разнообразие мира (материального и духовного) приводят к многообразию противоречий. Специфика их отражается на познании, видении особенностей развития и решении сложных проблем. Поэтому есть необходимость сделать классификацию противоречий.
Внутренние и внешние противоречия. Всеобщность развития реализуется в развитии конкретных систем (материальных, духовных), что связано с изменением их структуры, сущности через разрешение внутренних противоречий, которые являются частью еще большей системы внешних противоречий.
Внутренние - это противоречия, характерные для самих предметов и явлений, тех, которые находятся внутри системы.
Внешние - это противоречия между системами (предметами и явлениями). Такое деление, конечно, относительно, но в каждом конкретном случае, в системе определенных отношений это сделать и возможно, и необходимо.
При рассмотрении внутренних и внешних противоречий надо заметить, что и те, и другие являются источником развития при ведущей роли внутренних противоречий.
Основные и неосновные, главные и неглавные противоречия. Основные - это противоречия, которые связаны с основой системы, оказывают решающее воздействие на ее развитие, а также объединяют противоречия воедино.
В процессе развития основные и неосновные противоречия могут меняться местами, что выявляется в другой группе противоречий главных и неглавных.
Главные — это противоречия, которые на данном этапе, в определённых условиях определяют развитие. Чаще всего главные и основные противоречия совпадают, однако этого может и не быть. Например: в условиях перевода экономики на рельсы рыночных отношений возникло противоречие между политическими силами самой разной ориентации.
В современных условиях общественного развития все большее значение для стран мира, в том числе и для нашей республики, приобретают противоречия в системах "человек - природа" и "общество - природа" (проблемы экологии). Противоречия в развитии науки и техники, социально-экономические, культурно-моральные и политические требуют для своего решения совместных действий в масштабах всей планеты.
Методологическое значение закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон имеет важное методологическое значение для научного познания и социальной практики. Он раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения.
Всеобщность единства и борьбы противоположностей указывает на то, что противоречивая действительность должна отражаться в противоречивых формах мышления. Иначе возникает проблема адекватности знаний самой объективной реальности.
В истории философии известны концепции, которые допускали субъективизм в трактовке противоречий (софистика и эклектика).
Софистика (от греч. sophisma - умение вести споры) - это субъективное использование относительности противоположностей, и взаимного преобразования. Будучи разновидностью метафизического мышления, софистика основывается на абсолютизации относительности познания. Она отрицает и наличие абсолютных моментов в процессе достижения истины, спекулирует на фактах изменчивости, противоречивости и сложности познания.
Эклектика (от греч. ektektikos - способность выбирать) - это нарушение естественного, объективного единства противоположности сочетание неоднородных взглядов, идей, принципов или теорий.
Диалектика количественных и качественных изменений. Категории качества, количества, меры. Движение материй было бы невозможно, если бы она являлась чем-то неделимым. Дифференциация материи определяется разнообразием вещей и явлений. В этом случае появляется необходимость отграничить, отличить одну вещь от другой, что можно сделать с помощью такой категории, как качество.
Во взаимодействии вещи проявляют свои свойства. Свойство и есть то, что позволяет выявить качество, но характеризует только какую-то одну сторону вещи, единого целого. Однако мы знаем и другое: каждая вещь обладает множеством свойств. Поэтому целостной характеристикой вещей является не свойство, а качество.
Качество - это философская категория, которая определяет неотделимую от бытия объекта существенную конкретность, целостность через органическое единство ее общих и специфических свойств.
При установлении качества недостаточно указывать только на то, что оно есть определенность вещи. Определенность вещи выражает и любая другая категория диалектики. Например, каждая вещь имеет свойственную ей сущность. Неправильно было бы определить качество через соотношения с существенными свойствами. Качество есть не только существенное свойство или совокупность существенных свойств оно включает в себя и существенные, и несущественные, внутренние и внешние свойства.
Таким образом, качество - это:
внутренняя определенность предмета, которая указывает на его границы;
то, что неотделимо от бытия вещей (предметов);
интегрированная совокупность свойств.
Качество имеет свою противоположность - категорию количества.
Количество - это философская категория, которая определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. Чаще всего количественная определенность выражается числом, которое позволяет охарактеризовать вещи, применить математические методы исследования.
Количество выражает:
дифференцированность предмета на множество примет;
степень отличия свойств предметов и явлений;
подобие, однородность вещи (предмета) с другими вещами. Отмечая важность количественной определенности предметов и явлений, нельзя забывать и о том, что количество отражает только одну сторону действительности, ибо каждая вещь проявляет свое внутреннее и внешнее через единство противоположностей: качество и количество.
Единство, взаимосвязь качества и количества измеряются мерой. Мера - это философская категория, которая определяет интервал количественных изменений, в границах которого основное качество остается прежним. Мера - одна из основных категорий материалистической диалектики. Она имеет объективный характер и всеобщее значение. Каждая вещь есть мера. Однако границы меры изменяются, что объясняется условиями того или иного процесса.
Переход количественных изменений в качественные и наоборот. Понятие скачка. Постоянные изменения качества и количества, их соотношения (мера) характеризуют одну из сторон развития в виде перехода количественных изменений в качественные и наоборот Их единство - это единство непрерывности и прерывности. Перерыв в непрерывности обозначается понятием "скачок" - переход от старого качества к новому. Он характеризует внутреннее содержание процесса развития. Заметим, что скачок нельзя представить в виде какого-нибудь
мгновения, разового акта. Это временной интервал коренных изменений, которые проявляются в несовместимости старых элементов форм, их организации с новыми условиями функционирования систем (вещей).
Важной характеристикой является то, что скачок является всеобщей формой развития. А это и приводит к разнообразию скачков, которые бывают частными и общими. Первые связаны с изменением отдельных элементов, сторон и свойств, другие - с переходом всей системы в новое качественное состояние.
В общественном развитии выделяются такие виды скачков, как эволюция и революция.
Эволюция (от лат. evolutio - развертывание) употребляется в широком смысле слова. Этот аспект истории связан с выделением определенных социальных комплексов (эволюция техники, идеологии, культуры, означает постепенность количественных изменений при сохранении основы качества.
Революция (от франц. revotutio - поворот, переворот) обозначает остановку постепенности в развитии, ломку старого. Эволюция и революция взаимосвязаны, образуют противоречивое единство. Однако нельзя абсолютизировать ни одну из этих форм развития.
Закон отрицания отрицания. Выяснение источников движения и развития, раскрытие механизма не дают еще более или менее завершенного представления о развитии. Надо определить также его направленность. И действительно, теоретически направление развития можно отождествлять (сравнивать) с восходящей прямой линией, с движением по кругу, с восходящей нисходящей спиралью.
Вопрос о направленности и поступательного развития особенно актуален для общества. Для человека и человечества важно понять, к чему ведут изменения в обществе: к прогрессу, к вечному круговороту? Или история идет к концу?
Старое и новое. Понятие отрицания. Говоря об определенных фрагментах действительности (природной или социальной), нельзя однозначно сказать: это только старое или только новое. Они представляют собой диалектически противоречивое единство. И тем не менее новое— это преобразованное старое, все то, что в большей степени соответствует условиям, которые сложились на определенном этапе развития.
Нельзя нигилистически относиться к старому: новое возникает на основе старого. Новое неодолимо, но его следует заметить, содействовать развитию ростков нового в старом, создавать условия для развития нового.
Замена строго новым обозначается понятием "отрицание", которое выражает определенный тип отношений между стадиями, состояниями развивающегося объекта.
Отрицание - это:
результат внутренней противоречивости вещей и явлений, это то, что им присуще самим по себе, т.е. налицо самоотрицание;
диалектическое отрицание противоречиво по природе своей и результативно: оно представляет единство уничтожения (разрушения) и возникновения (создания) нового;
отрицание конкретно и разнообразно, что зависит от природы вещи и условий развития.
Диалектическое отрицание содержит в себе два момента: обязательное изменение старого качества вещи (системы) - негативный аспект и сохранение отдельных элементов, сторон и свойств, развитие их на новой основе - позитивный аспект.
Всеобщий характер отрицания признается и метафизикой, однако там отрицание рассматривается как полное уничтожение старого, отрицается преемственность и вообще само развитие как переход к новому через количественные изменения.
Отрицание отрицания. Главным в понимании отрицания является вопрос: может ли быть новое качество абсолютным, всегда только новым? В этой связи и возникает идея беспрерывности развития, что и находит отражение в отрицании отрицаний. Новое качество в ходе развития отрицается ("снимается") более новым качеством. Таким образом, развитие как отрицание - это последовательность циклов, беспрерывность развития.
Новое никогда не может повторить старое, - что и дает возможность образно сравнить развитие со спиралью. Развитие может включать в себя движение и по кругу, и по прямой линии, однако общая тенденция развития все-таки наиболее полно характеризуется спиралью - вперед и выше, движение как бы повторяется, но на более высокой основе.
Поскольку в обществе отрицание реализуется через действия людей, то необходимо различать:
отрицание как объективный закономерный результат развития и разрешения противоречий (внутренних, внешних);
осознание людьми (классами, социальными группами, партиями, общественно-политическими организациями) этого объективного процесса, который может быть или адекватным условием развития, или искаженным;
практические действия людей в соответствии с объективными процессами и вопреки им.
Итак, закон отрицания отрицания, опираясь на два других закона диалектики, дает возможность наиболее конкретно и полно представить развитие, определить его направление и тенденции, сознательно содействовать (или мешать) становлению нового.
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи