1.4. Роль науки в развитии культуры
Отношения между какими категориями адекватно отражают взаимосвязь между наукой и культурой, если считать, что наука есть необходимый элемент и продукт всей человеческой культуры в целом, как духовной, так и материальной:
это соотношение между особенным и всеобщим,
между частью и целым,
между следствием и причиной,
между сущностью и явлением?
В.И. Ленин, развивая в теории отражения идеи К. Маркса, подчеркивает, что сознание, а следовательно, и научное сознание "не только отражает объективный мир, но и творит его".
Прокомментируйте ленинскую мысль на примере взаимоотношения науки и культуры.
Как бы ни были велики культурно-бытовые различия между социальными группами внутри одного народа, они никогда не охватывают всего его культурного достояния.
Согласны ли вы с приведенным положением?
В повседневной жизни, а частично и в науке, широко распространен взгляд на культуру, как на такое общественное явление, которое во все времена и у всех народов имело только прогрессивное, положительное значение.
Согласны ли вы с этим суждением? Дайте аргументированный ответ.
Основу развития всех видов культуры составляют в наши дни грандиозные достижения науки и техники.
Приведите примеры культурных инноваций, связанных с современной НТР.
"Мы живем посередине двух культур, которые едва ли соприкасаются - традиционная ненаучная, культура и поднимающаяся научная культура. Они поразительно различны не только в интеллектуальном подходе; но еще больше в атмосфере мысли и моральных позиций".
Правомерно ли утверждение Сноу о растущем разрыве между двумя культурами (искусство и наука), а также о взаимном непонимании представителей интеллектуальной культуры (ученых) и эмоциональной культуры (деятелей искусства)?
"Написаны монблановы горы книг и статей, посвященных разграничению науки и искусства. Его не трудно усмотреть. Наука расчленяет предмет, умерщвляет его, искусство же дает целостное восприятие. Наука - утилитарна, искусство - бескорыстно. Первая имеет прикладное значение, направлена на преобразование внутреннего мира самого человека. Наука - это понятия, логика, схема, формула; искусство - воображение, эмоции, интуиция, образ".
Назовите основные направления взаимовлияния науки и искусства. В чем отличия, и в чем сходство между наукой и искусством?
"Цивилизация и культура- слова латинского происхождения... Цивилизованный — гражданский, государственный. Культурный - воспитанный, образованный, развитой, почитаемый и т.п. Уже в происхождении слов "культура" и "цивилизация" видно определенное различие, которое и получило свое оформление в категориях культуры и цивилизации, введенных в обиход философской мысли...".
В чем конкретно различия в содержании категорий "куль- тура" и "цивилизация"?
Что общее между культурой и цивилизацией?
ЛИТЕРАТУРА
Антология мировой философии: В 4 ч. М., 1969-1972.
Мартынаў М.І. Філасофія. - Мн., 2011.
Список вопросов: Философия как социокультцрный феномен
Кол-во вопросов в тесте: 36
Вопрос 1
Выберите суждение, характеризующие такой феномен духовного мира человека и общества, как мировоззрение:
мировоззрение – это форма организации самосознания индивида и общества
мировоззрение – представление о мире и месте человека в ней
мировоззрение – это совокупность индивидуального опыта человека
мировоззрение – это строгая непротиворечивая система суждений о природе
Вопрос 2
Укажите исторический тип мировоззрения, основанной на доказательстве.
философское мировоззрение
религиозное мировоззрение
атеизм
мировоззрение человека
Вопрос 3
Укажите черты характерные для мифологического мировоззрения:
образность, эмоциональность и синкретичность
рациональность
строгая логическая структура
формальность
Вопрос 4
Определите время возникновения философского мировоззрения
VII – VI вв. до н.э.
середина III тысячелетия до н. э
III – I вв. до н. э.
XVI – XVIII вв. н. э.
Вопрос 5
Определите, что является предметом изучения философии:
наиболее общие сущностные характеристики мира, человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни человека
физическая реальность
Бог
материя
Вопрос 6
Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать проблематику раздела философского знания – онтология:
учение о бытии
учение о человеке
учение о познании
учение об обществе
Вопрос 7
Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать проблематику раздела философского знания – гносеология:
учение о познании
учение о человеке
учение о бытии
учение об обществе
Вопрос 8
Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать проблематику раздела философского знания – философская антропология:
учение о человеке
учение о познании
учение о бытии
учение об обществе
Вопрос 9
Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать проблематику раздела философского знания – социальная философия:
учение об обществе
учение о познании
учение о бытии
учение о ценностях
Вопрос 10
Определите, в констатации какого из приведенных отношений заключается суть основного вопроса философии:
идеального к материальному
теории к практике
содержание к форме
причины к следствию
Вопрос 11
Назовите представителя философского идеализма:
Платон
К. Маркс
Демокрит
Ф. Энгельс
Вопрос 12
Назовите представителя философского идеализма:
Дж. Беркли
Л. Фейербах
Р. Декарт
Демокрит
Вопрос 13
Определите философскую позицию автора высказывания: « Я вижу эту вишню, я осязаю её, я пробую её … следовательно, она реальна… Устрани ощущение мягкости, влажности, красноты, терпкости, и ты уничтожишь вишню. Так как она не есть бытие, отличное от ощущений, то вишня, я утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений…»
субъективный идеализм
марксизм
дуализм
материализм
Вопрос 14
Укажите философскую позицию автора высказывания: «Дух бесконечно выше, чем природа; в нем божественность проявляется больше, чем в природе…»:
объективный идеализм
агностицизм
субъективный идеализм
марксизм
Вопрос 15
Определите философскую позицию автора высказывания. « Мы должны рассматривать природу как систему ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой… причём однако здесь нет естественного, физического процесса порождения, а есть лишь порождение в лоне внутренней идеи, составляющей основу природы»:
объективный идеализм
материализм
дуализм
агностицизм
Вопрос 16
Выделите представителя философского материализма:
Демокрит
М. Хайдеггер
Д. Юм
Ф. Аквинский
Вопрос 17
Выделите представителя философского материализма:
К. Маркс
Э. Кант
Г. Гегель
Платон
Вопрос 18
Соотнесите историческую форму материализма – стихийный, наивный материализм, с именами философов-материалистов:
Фалес, Демокрит,
П. Гольбах, Ж. Ламерти
К. Маркс, Ф. Энгельс
Т. Гоббс, Г. Плеханов
Вопрос 19
Соотнесите историческую форму материализма – метафизический, механический материализм, с именами философов-материалистов:
П. Гольбах, Ж. Ламерти
Эпикур, Демокрит
К.Маркс, Г. Плеханов
Фалес, Н. Коперник
Вопрос 20
Соотнесите историческую форму материализма – диалектический материализм, с именами философов-материалистов:
К. Маркс, Г. Плеханов
Т. Гоббс, Фалес
Р. Декарт, Ф. Бэкон
Демокрит, Ж. Ламерти
Вопрос 21
Определите философскую позицию, заключенную в словах древнегреческого философа Демокрита: « Миров бесчисленное множество, и они имеют начало и конец во времени. И ничто не возникает из небытия… И атомы… носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и, таким образом, рождается все сложное: вода, огонь, воздух, земля… Последние суть соединения некоторых атомов»:
материализм
агностицизм
идеализм
агностицизм
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи