Вопрос 22
Укажите философскую позицию автора высказывания: «… природа есть существо или совокупность существ и вещей, чьи появления, обнаружения и действия, в которых появляется и существует бытие, имеют свое основание не в мыслях или намерениях и решениях воли, но в астрономических или космических, механических, химических, физических… силах и причинах»:
материализм
идеализм
дуализм
объективный идеализм
Вопрос 23
Назовите представителя агностицизма:
Д. Юм
К. Маркс
Г. Гегель
Г. Лейбниц
Вопрос 24
Вставьте пропущенное слово в следующем утверждении: Философская позиция, отрицающая возможность достоверного познания сущности окружающей человека действительности – это позиция:
агностицизма
скептицизма
марксизма
дуализма
Вопрос 25
Вставьте пропущенные слова в следующем изречении: (1) … метод философского познания и мышления исторически сформировался раньше, чем (2)… метод:
1. – диалектический, 2. – метафизический
1. – абстрактный, 2. – философский
1. – философский, 2. – эстетический
1. – эстетический, 2. – диалектический
Вопрос 26
Выделите социокультурную предпосылку формирования метафизического метода в философии:
становление науки классического типа
религиозная революция
великие географические открытия
принятие Христианства
Вопрос 27
Соотнесите имя философа с диалектическим методом классической философии:
Платон
Парменид
Дж. Беркли
Ж. Ламерти
Вопрос 28
Соотнесите имя философа с метафизическим методом классической философии:
Р. Декарт
Платон
Парменид
К. Маркс
Вопрос 29
Установите соответствие, характеризующее диалектический метод философского исследования:
принцип развития
признание локального характера связей между явлениями действительности
констатация устойчивости, неизменности явлений и предметов окружающего мира
принцип познания
Вопрос 30
Установите соответствие, характеризующее метафизический метод философского исследования:
констатация устойчивости, неизменности явлений и предметов окружающего мира
принцип развития
принцип всеобщей связи явлений
принцип гармонии
Вопрос 31
Соотнесите метод философского мышления - классическая философия, с этапами развития философии:
диалектический метод
феноменологический метод
герменевтический метод
структуралистский метод
Вопрос 32
Соотнесите метод философского мышления - постклассическая философия, с этапами развития философии:
феноменологический метод
диалектический метод
метафизический метод
Вопрос 33
Расположите в хронологическом порядке основные исторические этапы взаимоотношения философии и частных наук: 1. Философия и наука и противоположны, и едины, 2. философия и частные науки находятся в нераздельном единстве, 3. философия – это «наука наук».
3,1,2
2,3,1
1,2,3
2,1,3
Вопрос 34
Вставьте пропущенное слово в следующее высказывание. … - это мировоззренческая и методологическая позиция, в основе которой лежит представление о науке как наивысшей ценности культуры, достаточной для решения всех проблем человека и общества
сциентизм
дуализм
агностицизм
материализм
Вопрос 35
Определите, о какой функции философии свидетельствует тот факт, что научное знание базируется на определённых философских представлениях, философских принципах и категориях:
методологическая функция
мировоззренческая функция
прогностическая функция
эстетическая функция
Вопрос 36
Определите функцию философии, о которой идет речь в высказывании русского философа XIX века В.С. Соловьева: «…безусловно необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т.е. такие, что разрешали бы существенные вопросы уса, вопросы об истине сущего, о сущего, о смысле или разуме явлений, и вместе с тем удовлетворяли бы высшим требованиям воли, ставя безусловную цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни…»
мировоззренческая функция
методологическая функция
социально-критическая функция
феноменологическая функция
Список вопросов: Исторические типы классической философии.
Кол-во вопросов в тесте: 37
Вопрос 1
Назовите основные регионы, где зародилось философское теоретическое мировоззрение:
Древняя Греция
Америка
Древний Египет
Дальний Восток
Вопрос 2
Вставьте пропущенное слово в следующем суждении: Путь формирования систематизированного философского знания пролегал через оппозицию...
брахманизм
йоге
даосизму
конфуцианству
Вопрос 3
Выделите представителя философии Древней Индии:
Сиддхарата Гаутама
Платон
Лао-Цзы
Сократ
Вопрос 4
Назовите философскую школу древней китайской философии:
даосизм
скептицизм
джайнизм
кинизм
Вопрос 5
Определите философскую традицию, к которой относится принцип "у-вэй":
даосизм
буддизм
конфуцианство
иудаизм
Вопрос 6
Вставьте пропущенное слово. Мировоззренческим фундаментом государственной идеологии средневекового Китая являлось:
конфуцианство
иудаизм
буддизм
даосизм
Вопрос 7
Установите соответствие основных категорий и философских систем , к которым они принадлежат в философии Древней Индии :
нирвана
инь-янь
цзы
ци
Вопрос 8
Установите соответствие основных категорий и философских систем , к которым они принадлежат в философии Древнего Китая:
инь-янь
нирвана
сансара
карма
Вопрос 9
Выделите социальные предпосылки, обусловившие особенности философии Древней Греции:
культ разума и логики
торгово-ремесленные отношения
кастово-клановая иерархия общества
господство земледельческой общины
Вопрос 10
Укажите черты, присущие древнегреческой философии:
онтологизм
агностицизм
эмпиризм
дуализм
Вопрос 11
Назовите представителей философии Древней Греции:
Платон
Лао-Цзы
Сиддхарата Гаутама
Г.Гегель
Вопрос 12
Установите соответствие между именем древнегреческого философа и его учением (Гераклит):
наивная стихийная диалектика
атомистическое учение
этический рационализм
учение о бытии
Вопрос 13
Установите соответствие между именем древнегреческого философа и его учением (Параменид):
учение о бытии
атомистическое учение
этический рационализм
наивная стихийная диалектика
Вопрос 14
Установите соответствие между именем древнегреческого философа и его учением (Сократ):
этический рационализм
атомистическое учение
учение о мире идей, эйдосов
наивная стихийная диалектика
Вопрос 15
Установите соответствие между именем древнегреческого философа и его учением (Демокрит):
атомистическое учение
наивная стихийная диалектика
учение о мире идей, эйдосов
учение о бытии
Вопрос 16
Установите соответствие между именем древнегреческого философа и его учением (Платон):
учение о мире идей, эйдосов
учение о праксеологии
этический рационализм
учение о бытии
Вопрос 17
Укажите древнегреческого философа, разрабатывавшего проблему материального первоначала и единой основы мироздания:
Фалес
Платон
Пифагор
Сократ
Вопрос 18
Соотнесите имя древнегреческого натурфилософа и выдвигаемые им варианты первоначального мироздания (Гераклит):
огонь
число
вода
апейрон
Вопрос 19
Соотнесите имя древнегреческого натурфилософа и выдвигаемые им варианты первоначального мироздания (Фалес):
вода
число
воздух
атомы
Вопрос 20
Соотнесите имя древнегреческого натурфилософа и выдвигаемые им варианты первоначального мироздания (Пифагор):
число
воздух
апейрон
атомы
Вопрос 21
Соотнесите имя древнегреческого натурфилософа и выдвигаемые им варианты первоначального мироздания (Анаксимен):
воздух
число
апейрон
атомы
Вопрос 22
Соотнесите имя древнегреческого натурфилософа и выдвигаемые им варианты первоначального мироздания (Анаксимандр):
апейрон
число
воздух
атомы
Вопрос 23
Назовите мыслителя, которому принадлежит высказывание "Все течет...":
Гераклит
Фалес
Демокрит
Зенон
Вопрос 24
Определите, кому из философов античности может принадлежать следующее высказывание "Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится,ни в том месте, где его нет":
Зенону
Гераклиту
Демокриту
Сократу
Вопрос 25
Назовите древнегреческого философа, развивавшего атомистическое учение:
Левкипп
Зенон
Сократ
Эмпедокл
Вопрос 26
Укажите древнегреческих философов, которых называли "учителями мудрости"
софистов
последователей Платона
скептиков
всех древнегреческих философов
Вопрос 27
Назовите древнего философа, высказавшего мысль о том, что "человек-мера всех вещей":
Протагор
Лао-Цзы
Эмпедокл
Сократ
Вопрос 28
Назовите автора знаменитого высказывания "Человек, познай себя сам":
Сократ
Платон
Будда
Конфуций
Вопрос 29
Укажите, что составляет суть учения Платона о познании:
идея воспоминания
идея божественного откровения
идея диалектического материализма
идея субъективного идеализма
Вопрос 30
Назовите имя философа - автора философско-политической работы "Государство", в котором раскрывается представление об идеальном государстве:
Платон
Конфуций
Сократ
Аристотель
Вопрос 31
Укажите древнегреческого философа, которому принадлежит следующее определение человека "Человек есть общественное животное":
Аристотель
Демокрит
Платон
Сократ
Вопрос 32
Определите, кто из древнегреческих философов осуществил синтез и систематизацию всего комплекса античного научно-философского знания:
Аристотель
Демокрит
Платон
Сократ
Вопрос 33
Выделите основные научно-философские достижения Аристотеля:
создал основу современной системы философских категорий
заложил основы синергетики
очертил предметные области астрономии
создал идею божественного откровения
Вопрос 34
Укажите философскую школу эпохи эллинизма:
стоицизм
рационализм
агностицизм
пифагореизм
Вопрос 35
Определите, что объединяет различные по ценностной направленности такие философские школы эпохи эллинизма, как стоицизм, кинизм, эпикуреизм:
эти философские учения объединяет общая этическая проблематика
все эти школы образованы последователями Сократа
основатели философских школ родились в одном городе-полисе Афинах
Вопрос 36
Выделите представление о природе государства, характерное для Платона:
Государство осуществляет отеческую опеку над человеком и управляет им, человек подчиняет свои интересы государственным
Государство-это "град земной", противостоящий "граду небесному"
Государство-это результат общественного договора между людьми, гарантия их безопасности
Вопрос 37
Дополните высказывание: Главную отличительную черту древнегреческой философии можно обозначить как:
космоцентризм
дуализм
европоцентризм
панлогизм
Список вопросов: Философия Cредних веков и эпохи Возрождения, Нового времени, эпохи Просвещения
Кол-во вопросов в тесте: 32
Вопрос 1
Определите хронологические рамки средневековой философии:
V - XII вв.
XV - XVII вв.
I - X вв.
II - XV вв.
Вопрос 2
Назовите основную черту, характерную для философии эпохи средневековья:
теоцентризм
идея откровения
космоцентризм
антропоцентризм
Вопрос 3
Закончите фразу: Основными этапами развития средневековой философии являются:
патристика и схоластика
мозаика
пейзаж и натюрморт
скульптура
Вопрос 4
Назовите представителей философии средневековья
А. Блаженный, У. Оккам
Н. Кузанский, Демокрит
Ф. Бэкон, Эпикур
Г. Галилей, Н. Коперник
Вопрос 5
Назовите философа, на идеи которого опирался Фома Аквинский, обосновывая принципы христианского богословия:
Аристотель
Платон
Парменид
Декарт
Вопрос 6
Установите соответствие, позволяющее установить время жизни философа Ф. Аквинского:
XIII вв.
IVвв.
III вв.
VI вв.
Вопрос 7
Определите, что утверждает принцип гармонии веры и разума, выдвинутой Фомой Аквинским.
необходимость использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии
необходимость размежевания богословия и философии
примат философии над богословием
необходимость разделения богословия и философии
Вопрос 8
Выделите представителей философии Возрождения:
Г. Галилей, Д. Бруно
Р. Декарт, Августин Блаженный
Ф. Бэкон, Т. Гоббс
Вопрос 9
Укажите отличительную особенность философского мышления в эпоху Возрождения:
антропоцентризм, пантеизм
панлогизм
деизм
геоцентризм
Вопрос 10
Укажите отличительную особенность философского мышления в эпоху Возрождения:
гуманизм
эмпиризм
деизм
рационализм
Вопрос 11
Определите понимание человека, характерное для философии Возрождения:
человек - это творец, художник
человек - это общественное животное
человек - это мыслящее существо
человек - это микрокосм
Вопрос 12
Выберите и расположите в хронологической последовательности фамилии философов эпохи Возрождения:
А. Данте, Н. Кузанский, Дж. Бруно
Р. Декарт, А. Блаженный, Зенон
П. Абеляр, Ф. Аквинский, Дунс Скотт
Платон, Ф.Бэкон
Вопрос 13
Установите соответствие, позволяющее причислить названного философа к гуманистическим традициям философии Возрождения:
Ф. Петрарка
Дж. Бруно
Н. Коперник
Г.Галилей
Вопрос 14
Установите соответствие, позволяющее причислить названного философа к неоплатоническим традициям философии Возрождения:
Н. Пико делла Мирандола
Эразм Роттердамский
А. Данте
Дж. Бруно
Вопрос 15
Назовите представителя философской мысли Беларуси эпохи Возрождения:
С. Будный
К. Лещинский
К. Туровский
Е. Полоцкая
Вопрос 16
Назовите одну из основных особенностей философии XVII века:
наукоцентризм
антропоцентризм
агностицизм
диалектический стиль мышления
Вопрос 17
Определите одну из основных тем исследования философии XVII века:
природное окружение и его познание человеком
духовный мир человека
социальная реальность
отношение человека к Богу
Вопрос 18
Выделите основное утверждение эмпиризма:
все знания человека основываются на опыте
высший вид познания - это интуиция
мир в принципе не познаваем
разум играет решающую роль в познании человеком мира
Вопрос 19
Установите соответствие между философской традицией эмпиризма и методом исследования, к которому она тяготеет:
индуктивный метод научного познания
математические методы исследования
религиозное откровение
вычислительный эксперимент
Вопрос 20
Установите соответствие между философской традицией рационализма и методом исследования, к которому она тяготеет:
дедуктивный метод в научном познании
компьютерное моделирование
экспериментальное исследование природы
интеллектуальная интуиция
Вопрос 21
Выделите представителей философии Нового времени:
Р. Декарт, Ф. Бэкон
Н. Кузанский, И. Кант
Аристотель, Ж. Ж. Руссо
Д. Дидро, Л. Фейербах
Вопрос 22
Определите философскую позицию автора высказывания: "Я мыслю, следовательно, существую":
рационализм
антропоцентризм
неоплатонизм
гуманизм
Вопрос 23
Выделите основное утверждение рационализма:
разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека
главенствующую роль в науке играет эксперимент
познание мира возможно благодаря божественному откровению
мир в принципе непознаваем
Вопрос 24
Установите соответствие, позволяющее причислить данного философа к эмпиризму:
Ф. Бэкон
Р. Декарт
Б. Спиноза
Г. Лейбниц
Вопрос 25
Установите соответствие, позволяющее причислить данного философа к рационализму:
Г. Лейбниц
Дж. Локк
Т. Гоббс
Ф. Бэкон
Вопрос 26
Определите правильную трактовку механицизма XVII века. Это:
проявление метафизического стиля мышления
неординарный стиль мышления
один из разделов классической науки
появление диалектического стиля мышления
Вопрос 27
Назовите имя философа XVII века, с которым связано становление новых воззрений на роль личности, общества и государства:
Т. Гоббс, Дж. Локк
Ф. Бэкон, Г. Лейбниц
Б. Спиноза, Р. Декарт
Д. Дидро, Дж. Бруно
Вопрос 28
Вставьте пропущенную дату : Философия Просвещения - это этап в развитии европейской философии, относящейся к ... веку.
XVIII вв.
XV вв.
X вв.
XIX вв.
Вопрос 29
Из приведенного перечня выберите одну из основных идей философии французского Просвещения:
сенсуализм
дуализм
агностицизм
клерикализм
Вопрос 30
Обозначьте позицию философов эпохи Просвещения в трактовке социальных процессов:
идеализм
материализм
дуализм
рационализм
Вопрос 31
Выделите представителей философии французского Просвещения:
Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо
Д. Юм, Дж. Локк
Дж. Беркли, И. Кант
Р. Декарт, Т. Гоббс
Вопрос 32
Определите время распространения и развития идей Просвещения в России:
во второй половине XVIII века ив начале XIX века
в первой половине XVIII века
во второй половине XVII века
в XIX веке
Список вопросов: Немецкая классическая философия, Философия марксизма
Кол-во вопросов в тесте: 37
Вопрос 1
Определите хронологические рамки немецкой классической философии:
середина XVIII в. - середина XIX в.
XVII в.
XV в.
XIX в.
Вопрос 2
Расположите в хронологической последовательности указанные этапы развития классической европейской философии: 1.Философия Нового времени, 2.философия эпохи Возрождения,3.античная философия, .4.философия эпохи Просвещения, 5.средневековая философия, 6.немецкая классическая философия.
3,5,2,1,4,6
2,6,5,4,1,3
1,2,3,5,6,4
5,4,6,3,1,2
Вопрос 3
Закончите фразу: основоположником классической философии является:
И. Кант
Р. Декарт
Дж. Локк
Д. Юм
Вопрос 4
Назовите представителей немецкой классической философии:
К.Кант, Г.Гегель
И. Гете, О. Конт
М. Вебер, Л. Бюхнер
М. Штирнер, А. Шопенгауэр
Вопрос 5
Выделите одну из проблем, которую исследовал в своем философском творчестве И. Кант:
этические проблемы
проблемы социального бытия
социальная структура общества
панлогизм
Вопрос 6
Выделите одну из проблем, которую исследовал в своем философском творчестве И. Кант:
познавательные способности человека
проблемы социального бытия
дуализм
проблема первоосновы мира
Вопрос 7
Определите философскую позицию Г. Гегеля:
объективно- идеалистическая диалектика
дуализм
агностицизм
субъективный идеализм
Вопрос 8
Определите философскую позицию Г. Гегеля:
гносеологический оптимизм
дуализм
рационализм
эмпиризм
Вопрос 9
Допишите фразу: Самая развитая форма диалектики как теории развития в рамках немецкой классической философии была разработана:
Г. Гегелем
И. Кантом
Л. Фейербахом
Фр. Шиллингом
Вопрос 10
Охарактеризуйте основное противоречие философии Г. Гегеля в оценке Ф. Энгельса. Это противоречие между:
системой и методом
материализмом и идеализмом
рационализмом и эмпиризмом
агностицизмом и гносеологическим оптимизмом
Вопрос 11
Установите соответствие, позволяющее определить философскую позицию (антропологический материализм) названных мыслителей:
Л. Фейербах
Ф. Фихте
Г. Гегель
Фр. Шеллинг
Вопрос 12
Установите соответствие, позволяющее определить философскую позицию (идеализм) названных мыслителей:
Г. Гегель
Ф. Энгельс
И. Кант
К. Маркс
Вопрос 13
Назовите парадигму, которой отвечает стиль мышления немецкой классической философии:
деятельностная
созерцательная
поучительная
объективная
Вопрос 14
Определите, каким существом является человек по Л. Фейербаху:
природным
историческим
социальным
биопсихосоциальным
Вопрос 15
Укажите, как можно квалифицировать взгляды Л. Фейербаха на социальную реальность:
идеализм
дуализм
панлогизм
агностицизм
Вопрос 16
Назовите позицию, с которой европейский философский иррационализм XIX века критиковал философскую классику:
антирационализма
материализма
дуализма
рационализма
Вопрос 17
Кем во второй половине XIX века осуществлялось переосмысление наследия немецкой классической философии методом рефлексии с позиции иррационализма?
Ф. Ницше
И. Кант
В. Дельтей
Фр. Шеллинг
Вопрос 18
Кем во второй половине XIX века осуществлялось переосмысление наследия немецкой классической философии методом рефлексии с позиции иррационализма?
А. Шопенгауэр
Ф. Энгельс
Л. Фейербаха
И. Кант
Вопрос 19
Кем во второй половине XIX века осуществлялось переосмысление наследия немецкой классической философии методом рефлексии с позиции материализма?
К. Маркс
Ф. Фихте
Г. Гегель
Фр. Шеллинг
Вопрос 20
Назовите представителя философии жизни XIX века:
Ф. Ницше
Фр. Шеллинг
С. Кьеркегор
Г. Гегель
Вопрос 21
Выделите представителя иррационалистической традиции в философии XIX века:
Ф. Ницше
О. Конт
И. Кант
Г. Гегель
Вопрос 22
Выделите представителя иррационалистической традиции в философии XIX века
С. Кьеркегор
Ф. Фихте
Ф. Энгельс
Фр. Шеллинг
Вопрос 23
Вставьте пропущенную дату: Марксистская философия возникла во второй половине ... века:
XIX вв.
XX вв.
XVIII вв.
XV вв.
Вопрос 24
Назовите философа, чьи труды в первую очередь явились теоретическими источниками марксистской философии:
Г. Гегель
Дж. Беркли
Д. Дидро
И. Фихте
Вопрос 25
Назовите философа, чьи труды в первую очередь явились теоретическими источниками марксистской философии:
Л. Фейербах
Г. Лейбниц
Шеллинг
И. Фихте
Вопрос 26
Выделите черту, отличающую диалектику марксизма от гегелевской диалектики:
сочетание с материализмом
законченный характер
сочетание с идеализмом
сочетание с панлогизмом
Вопрос 27
Назовите достижение науки XIX века, явившейся естественнонаучной предпосылкой формирования философии марксизма:
открытие клеточного строения живых организмов
теория европейской философии
теория насилия
учение Г. Гегеля
Вопрос 28
Назовите достижение науки XIX века, явившейся естественнонаучной предпосылкой формирования философии марксизма:
открытие закона сохранения и превращения энергии
теория о движении планет
открытие солнечной системы
открытие гелиоцентрической картины мира
Вопрос 29
Назовите достижение науки XIX века, явившейся естественнонаучной предпосылкой формирования философии марксизма:
эволюционная теория Дарвина о происхождении видов
теория о движении планет
открытие солнечной системы
открытие гелиоцентрической системы
Вопрос 30
Укажите основное достижение философии марксизма:
открытие материалистического понимания истории
идея активности субъекта в познании
разработка теории познания
формулировка категорического императива
Вопрос 31
Вставьте имя философа: Открытие материалистического понимания истории принадлежит...
К. Марксу
Г. Гегелю
Ф. Аквинскому
И. Канту
Вопрос 32
Установите соответствие, позволяющее определить время жизни философа Г. Гегеля:
XVIII - XIX вв.
XV вв.
XVII-XVIII вв.
XVI-XVII вв.
Вопрос 33
Установите соответствие, позволяющее определить время жизни философа И. Канта:
XVIII вв.
XV вв.
XVI вв.
XVII вв.
Вопрос 34
Установите соответствие, позволяющее определить время жизни философа К. Маркса:
XIX вв.
XX вв.
XVII вв.
XVIII вв.
Вопрос 35
Из приведенного перечня выделите характерную черту философского творчества К. Маркса:
социоцентризм
панлогизм
пантеизм
деизм
Вопрос 36
Выберите и расположите в хронологической последовательности: 1.немецкая классическая философия, 2.философия эпохи просвещения, 3.философия марксизма, 4.современная западная философия
2,1,3,4
1,3,4
2,3,4
3,4,1
Вопрос 37
Укажите исторические этапы эволюции философии марксизма в хронологической последовательности: 1.неомарксистский, 2.ортодоксальный (классический), 3.постмарксистский, 4.ленинский
2,4,1,3
3,4,1,2
1,2,3,4
4,2,1,3
Список вопросов: Философская мысль Беларуси
Кол-во вопросов в тесте: 23
Вопрос 1
Назовите имя мыслителя, с которым связано становление самобытной философской мысли Беларуси:
Ф. Скорина
Е. Полоцкая
К. Туровский
Л. Сапега
Вопрос 2
Укажите период жизни и творчества Ф. Скорины:
1-ая половина XVI века
XII в.
2-ая половина XIV века
XVII в.
Вопрос 3
Выделите отличительную особенность религиозно-философских С. Будного, жившего во второй половине XVI века:
антитринитаризм
идеализм
агностицизм
наукоцентризм
Вопрос 4
Определите философскую позицию белорусского - философа XVII века К. Лещинского:
материализм и атеизм
дуализм
агностицизм
рационализм
Вопрос 5
Установите, какая идея связана с именем канцлера Великого княжества Литовского Л. Сапеги:
идея правового государства
идея пантеизма
идея рационализма
идея иррационализма
Список вопросов: Становление и основные направления неклассической философии
Кол-во вопросов в тесте: 34
Вопрос 1
Определите, какая из указанных философских концепций, может быть отнесена к современной школе религиозной философии
Неотомизм
Неомарксизм
Неопозитивизм
неоконфуцианство
Вопрос 2
Назовите проблему, характерную для современной теологической философии:
бытие Бога как творца
взаимоотношение человека и природы
бытия и небытия
познаваемость мира
Вопрос 3
Выделите задачу, которую ставит перед собой философия неотомизма:
доказать истинность католицизма
доказать истинность православия
доказать истинность современной научной картины мира
разрушить грань между человеком и Богом, приблизить человека к Богу и впоследствии заменить Бога человеком.
Вопрос 4
Укажите имя философа, идеи которого развивает неотомизм:
Фома Аквинский
Аристотель
Платон
Августин Блаженный
Вопрос 5
Определите главный принцип, лежащий в основе философии неотомизма как преемницы наследия Фомы Аквинского:
гармонии веры и разума
первичность материи, вторичность сознания
признание природы причиной самой себя
индивидуальное бытие человека
Вопрос 6
Среди приведенных персоналий выделите философа - неотомиста XX века:
Э. Жильсон
С. Кьеркегор
М. Хайдеггер
М. Мерло - Понтии
Вопрос 7
Назовите имя религиозного философа, в учении которого предпринята попытка соединения комплекса конкретных наук и теологической философии:
Тейяр и Шарден
В.И. Вернадский
Н.К. Рерих
С. Кьеркегор
Вопрос 8
Укажите, какое течение в современной религиозной философии утверждает изначальную греховность и высокую меру ответственности человека за свои деяния:
неопротестантизм
неотомизм
тейярдизм
персонализм
Вопрос 9
Назовите, какому из современных религиозно-философских учений принадлежит идея максимального раскрепощении человека:
теологии освобождения
теологии кризиса
безрелигиозному христианству
христианскому эволюционизму
Вопрос 10
Определите, в какой исторический период возникает философия экзистенциализма:
накануне первой мировой войны
накануне второй мировой войны
в преддверии нового тысячелетия
в середине XIX века
Вопрос 11
Укажите, как можно перевести термин "экзистенциализм" на русский язык:
"философия существования"
"философия сущности"
"философия познания"
"философия бытия"
Вопрос 12
Назовите философскую традицию, лежащую в основе экзистенциализма:
иррационализм
сенсуализм
рационализм
эмпиризм
Вопрос 13
Назовите форму бытия, находящуюся в центре проблематики экзистенциализма:
индивидуальное бытие человека
бытие природы
бытие общества
бытие духовное
Вопрос 14
Назовите исторические предпосылки, пробудившие интерес к индивидуальному бытию человека в философии экзистенциализма:
наличие в мире тоталитарных режимов
первый полет человека в космос
развитие наук и искусств
перестройка в СССР
Вопрос 15
Назовите основной модус бытия человека, рассматриваемые в экзистенциализме:
свобода
рефлексия
нирвана
наслаждение
Вопрос 16
Назовите философа, представляющего экзистенциальное течение в философии XX века:
Н.А. Бердяев
О. Конт
К. Маркс
М. Вебер
Вопрос 17
Определите, какого рода ситуации выдвигаются экзистенциализмом на первый план в понимании человеческого бытия:
"пограничные ситуации"
экстримальные ситуации
интересные ситуации
переходные ситуации
Вопрос 18
Укажите, какое понимание свободы характерно для экзистенциализма:
свобода, как возможность выбора
свобода, как осознанная нравственность
свобода, как природные задатки человека
свобода, как раскрепощение "сущностных" сил человека
Вопрос 19
Укажите, что является задачей философского исследования в рамках аналитической традиции:
анализ различных типов языковой реальности, способствующий достижению ясности, рациональной прозрачности содержания, как мышления, так и исследуемых философских и научных проблем.
критическая рефлексия над социокультурной реальностью, содействующая освобождению человека и общества
рефлексия над человеком - в - мире, способствующая достижению подлинности личностного бытия человека
обращение к художественно-образной форме мышления
Вопрос 20
Определите особенности стиля философского мышления, характерные для аналитической стратегии в философии XX века:
переход от "поверхностного" грамматического анализа языка к "глубинному" логическому его анализу
обращение к опыту мистического философствования
обращение к художественно-образной форме выражения основных идей
уточнение понятий различных типов языковой реальности
Вопрос 21
Выделите представителя аналитической стратегии в развитии философии XX века:
Г. Фреге
Ж. Бодрийяр
Дж. Мур
М. Хайдеггер
Вопрос 22
Вставьте пропущенное слово в следующем суждении: Создателем концепции "языковых игр" является ...
Л. Витгенштейн
Р. Карнап
Э. Гуссерль
Т. Кун
Вопрос 23
Определите, какое понятие шире по объему своего содержания: "аналитическая философия" или "неопозитивизм"?
"аналитическая философия"
"неопозитивизм"
равны
не верны
Вопрос 24
Укажите основной принцип неопозитивизма:
принцип верификации
принцип развития
принцип всеобщей связи явлений
принцип объективности исследования
Вопрос 25
Назовите представителей постпозитивистской философии науки:
К. Поппер
Г. Фреге
Б. Рассел
Л. Витгенштейн
Вопрос 26
Установите соответствие между основной исторической проекцией герменевтики и античным периодом в развитии общества, для которых он характерен:
герменевтика - философский метод и онтология
герменевтика - искусство истолкования воли богов
герменевтика - метод интерпретации библейских текстов
метод интерпретации в психологии и исторической науке
Вопрос 27
Укажите, что составляет основное содержание философской герменевтики:
исследование понимания как условия осмысления социального бытия
совокупность приемов истолкования текстов гуманитарного характера
учение о ноосфере
диалектический метод знания действительности
Вопрос 28
Назовите мыслителя, чьё творчество определило развитие герменевтики как метода социогуманитарного познания и как философского учения:
Э. Гуссерль
И. Кант
Ж. Лакан
В.И. Вернадский
Вопрос 29
Определите, что является предметом философских исследований структурализма:
инвариантные отношения (структуры) в динамике преимущественно социокультурных феноменов различного порядка
объективная реальность, данная человеку в ощущениях
структура деятельности индивида
структурные уровни организации материи
Вопрос 30
Назовите представителя философии структурализма:
Ф. де Соссюр
М. Хайдеггер
К. Поппер
К. Ясперс
Вопрос 31
Укажите метод социогуманитарного познания, характерный для философии структурализма:
структурно-функциональный метод
метод экстраполяции
гипотетико-функциональный метод
диалектический метод
Вопрос 32
Укажите, какие две эпохи могут быть выделены в развитии европейской философии:
классика
протофилософия
неклассика
неоклассика
Вопрос 33
Назовите предпосылку кризиса классического философствования:
кризис рационалистического мировоззрения
революция в естествознании
появление новых философских концепций
на смену философии пришла другая наука
Вопрос 34
Определите черту, отличающую постклассику от классической философии:
критика созерцательности предшествующей философии
отрицание познаваемости мира
борьба материализма и идеализма
отрицание философии как науки
Список вопросов: Философия бытия.
Кол-во вопросов в тесте: 26
Вопрос 1
Назовите философское учение, в рамках которого утверждается независимое существование двух субстанций - материальной и духовной:
картезианство
схоластика
патристика
персонализм
Вопрос 2
Определите, какое из приведенных высказываний соответствует метафизическому пониманию материи:
"Общие всякой материи качества - это протяженность, делимость, непроницаемость, способность иметь форму, подвижность, или свойство передвигаться всей массой
"Материя исчезает"- это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже
"То, что мы называем материей, есть только известная закономерная связь элементов- ощущений"
Вопрос 3
Определите, кому принадлежит классическое определение материи: "Материя - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них:
В.И.Ленин
К.Маркс
Г.Гегель
Т.Кун
Вопрос 4
Назовите важнейшее из свойств материи, зафиксированное в ее диалектико-материалистическом определении. Это свойство:
быть объективной реальностью
быть трансцендентной миру
существовать в ощущениях человека
быть фиксируемой физическими методами
Вопрос 5
Из приведенных характеристик выделите атрибутивное свойство материи:
неисчерпаемость
наличие атомной структуры
непроницаемость
практичность
Вопрос 6
Укажите философскую традицию, с которой сопряжено развитие математизированного естествознания, с научных позиций изучающего уровни структурной организации материи в живой и неживой природе:
рационализм
иррационализм
скептицизм
агностицизм
Вопрос 7
Из приведенных высказываний выделите соответствующее диалектико-материалистическому пониманию движения:
движение-это любое изменение
движение-это перемещение тел в пространстве
движение-это любая совокупность ощущений человека
движение-это поток сознания
Вопрос 8
Назовите философскую традицию, понимание которой зафиксировано в следующем высказывании: "...все элементарные частицы в столкновениях достаточно большой энергии могут превратиться в другие частицы или могут быть просто созданы из кинетической энергии, и они могут превратиться в энергию, например, в излучение...":
материя
бытие
небытие
сознание
Вопрос 9
Укажите, с чьим именем связана исторически первая в диалектико-материалистической философии классификация форм движения материи:
Ф.Энгельс
В.И.Ленин
К.Маркс
А.Грамши
Вопрос 10
Из приведенного перечня выделите принцип, лежащий в основе классификации форм движения материи по Ф. Энгельсу:
генетический принцип
принцип всеобщей связи явлений
принцип редукционизма
принцип коэволюции человека и природы
Вопрос 11
Выделите понятие, с которым в рамках классической философии часто отождествлялась категория "развитие":
прогресс
регресс
связь состояний
самоорганизация
Вопрос 12
Выделите изменение, которое составляет суть процесса развития:
качественное
обратимое
попятное
неизменное
Вопрос 13
Укажите законы, относящиеся к диалектической концепции развития:
закон отрицания отрицания
закон сохранения массы и энергии
закон сохранения импульса
закон всемирного тяготения
Вопрос 14
Назовите философа, который впервые в истории европейской философии сформулировал законы диалектики как теории развития:
Г. Гегель
В. И. Ленин
К.Маркс
А.Грамши
Вопрос 15
Определите философскую позицию, лежащую в основе следующего высказывания: "Мы не можем утверждать, что пространство и время имеют реальное существование; они находятся не в вещах, а в нашем способе воспринимать вещи...Пространство и время суть не реальности мира явлений, а способы, которыми мы воспринимаем вещи":
субъективный идеализм
вульгарный материализм
объективный идеализм
диалектический материализм
Вопрос 16
Определите, о каком времени идет речь в стихотворении С.Я. Маршака: Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его
перцептуальном
реальном
концептуальном
Вопрос 17
Назовите область современного научного знания, связанного с изучением явлений самоорганизации и претендующего на роль основания новой научной картины мира:
синергетика
теософия
дианетика
диалектика
Вопрос 18
Определите, что изучает онтология:
бытие
природу
материю
сознание
Вопрос 19
Назовите имя философа, которому принадлежит первая попытка постановки проблемы бытия в европейской философии:
Парменид
Фалес
Демокрит
И.Кант
Вопрос 20
Выберите категорию, которая может быть названа парной по отношению к категории "бытие":
небытие
дух
материя
сознание
Вопрос 21
Укажите философскую категорию, которой соразмерно понятие "реальность":
бытие
дух
сознание
материя
Вопрос 22
Назовите философское направление, отвергающее существование объективной реальности:
субъективный идеализм
метафизический материализм
диалектический материализм
объективный идеализм
Вопрос 23
Назовите философскую школу, отрицающую существование идеальной реальности:
вульгарный материализм
метафизический материализм
диалектический материализм
объективный идеализм
Вопрос 24
Определите философскую позицию автора следующего высказывания: "Наиболее фундаментальное из моих интеллектуальных убеждений заключается в том что, что представление, будто мир есть нечто единое целое- вздор. Я полагаю, что Вселенную составляют всевозможные пятна и скачки, без единства и без непрерывности, без согласованности или упорядоченности или каких-либо других качеств, которые нравятся гувернанткам":
плюрализм
дуализм
монизм
рационализм
- Философия Электронный учебно-методический комплекс
- Введение
- Организация управляемой самостоятельной работы студентов с первоисточниками
- Пояснительная записка
- Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
- Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
- Примерный тематический план дисциплины «Философия»
- Организация самостоятельной работы студентов
- Методы (технологии) обучения
- Диагностика сформированности компетенций студента
- Содержание интегрированного модуля «философия» учебная дисциплина «философия»
- Раздел I
- Раздел II
- Раздел I
- 2. Проблемное поле философии
- 3. Функции философии
- Задания и упражнения
- 1 .1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 1.2. Особенности философии, ее предмет
- 1.3. Взаимосвязь философии и науки
- 1.4. Функции философии
- Модуль 2. Исторические типы классической философии
- 1. Предмет истории философии
- 2. Становление философии в культурах Древнего мира.
- 3. Философия Китая
- 4. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции
- 5.Проблема первоначала в философии до сократиков.
- 6.Концепция отомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии
- 7.Рационально-идеалистичекое направление в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)
- 8.Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии
- 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 10.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- 11.Философия Фомы Аквинского.
- 12. Философия эпохи Ренессанса.
- 13.Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
- 14. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- 15.Правила рационалистического метода р.Декарта.
- 16.Опытно-индуктивная методология ф.Бэкона.
- 17.Философская эпохи Просвещения.
- 18. Немецкая классическая философия и её роль в развитии европейской философской мысли.
- 19.Критическая философия и.Канта.
- 20.Диалектическая философия Гегеля.
- 21.Истоки и основные черты философии к.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма.
- Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии.
- 1.Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 2.Философия экзистенциализма, её основные темы.
- 3.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
- Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
- 1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
- Заключение.
- Раздел II. Основные проблемы современной философии. Модуль 5. Философия бытия.
- 1. Онтология как философское учение о бытии.
- 2. Основные структурные уровни организации материального бытия.
- 3. Пространственно-временная организация бытия.
- 4. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания.
- 5. Глобальные проблемы современности
- Задания и упражнения
- 1.1. Категория "бытие", ее смысл и специфика
- 1.2. Материя и проблема субстанции в философии
- 4. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики.
- 5. Категории диалектики. Диалектика и синергетика.
- Задания и упражнения
- 1.1. Диалектика, как философская теория развития.
- 1.2. Законы и категории диалектики
- Модуль 6. Философская антропология. Модуль 6. Философская антропология.
- 1.Оснолвные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
- 2.Личность и общество.
- 3. Формы свободы. Внутренняя и внешняя свобода.
- 4.Философский анализ отчуждения: сущность, социально-исторические причины и формы
- 5. Проблема смысла жизни и смерти в духовном опыте современного человечества.
- 6. Ценности, их классификация и роль в жизни общества и человека
- 7. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
- 8. Отражательно-информационная и социальная природа сознания
- 9.Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание
- Задания и упражнения
- 1.1. Человек, индивид, личность
- 1.2. Характеристика и типология личности
- 1.3. Политическая система общества и личность
- 1.4. Проблема сознания в философии. Детерминанты сознания
- 1.5. Самосознание. Структура самосознания
- Модуль 7. Теория познания и философия науки.
- 1. Социально-историческая, деятельная природа знаний
- 2. Чувственное познание и его формы
- 3. Рациональное познание. Формы мышления
- 4. Понятие и объективность истины
- 5. Понятие практики. Практика - основной и всеобщий критерий истины
- 6. Методы и формы научного познания
- З адания и упражнения
- 1.1. Творчество - высшая форма познавательного отношения человека к миру
- 1.2. Роль подсознания в творчестве
- 1.3. Соотношение между субъектом и объектом творчества
- Модуль 8. Социальная философия.
- 1. Особенности познания социальной реальности.
- 2. Эволюция представления об обществе в истории философской мысли.
- 3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
- Гражданское общество и правовое государство - показатели цивилизованности общества
- 4.Социальные отношения. Природа социальных противоречий.
- 5. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Задания и упражнения
- 1.1. Системная характеристика общества
- 1.2. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость
- 1.3. Природа как объект философского анализа
- 1.4. Отношения в системе "общество - природа - человек"
- 1.5. Экологическая проблема. Формирование экологического сознания
- 1.6. Способ производства и две его стороны: производительные силы и производственные отношения
- 1.7. Производительные силы: элементы, структура и параметры
- 1.8. Производственные отношения
- 1.9. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- 1.10. Общественное бытие и общественное сознание
- 1.11. Базис и надстройка
- 1.12. Проблема выделения типов общества
- 1.13. Элементы общественно-экономической формации
- 1.14. Структура общественно-экономической формации
- 1.15. Проблема развития общества. Критерии прогресса
- 1.16. Понятие "социальная группа". Системные представления социальной группы
- 1.17. Характеристика и типология социальных групп
- 1.18. Общая характеристика типов и форм общности людей
- 1.19. Общая характеристика семьи как общественного явления
- 1.20. Определение социальной организации
- 1.21. Понятия "класс" и "страта"
- 1.22. Типология классов и социальных слоев
- 1.23. Социально-классовая структура современного западного общества
- 1.24. Определение политической системы общества
- 1.25. Отношение политического управления к другим видам управленческой деятельности
- 1.26. Происхождение и сущность государства. Его основные признаки и функции. Власть и свобода
- Духовная подсистема.
- 6. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, её роль в жизни общества.
- 7. Диалектика общественного и индивидуального сознания
- 8. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания
- Задания и упражнения.
- 1.1. Определение общественного сознания
- 1.2. Уровни общественного сознания
- 1.3. Элементы и структура общественного сознания
- 1.4. Формы общественного сознания
- 1.5. Закономерности развития духовной жизни общества
- 1.6. Общественное и индивидуальное сознание
- 1.7. Определение обыденного сознания
- 1.8. Уровни обыденного сознания, его элементы и структура
- 1.9. Развитие обыденного сознания
- 1.10. Определение общественной психологии
- 1.11. Уровни общественной психологии
- 1.12. Элементы и структура общественной психологи.
- 1.13. Определение идеологии
- 1.14. Функции идеологии
- 1.15. Формы идеологии
- 9. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества.
- Задания и упражнения
- 1.1. Определение культуры
- 1.2. Характеристика культуры. Элементы и структура культуры
- 1.3. Типология культуры
- 1.4. Роль науки в развитии культуры
- Вопрос 22
- Вопрос 25
- Вопрос 26
- Вопрос 1
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5
- Вопрос 6
- 3. Фрейд
- 4,5 Млрд. Лет
- Вопрос 15
- Вопрос 16
- Вопрос 17
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 12
- Вопрос 10
- К россворды:
- Практикумы Тема 1. Философия как социокультурный феномен
- Тема 2. Исторические типы классической философии
- Новоевропейская философия XVII-XVIII вв. Формирование и развитие естественно-правовой парадигмы социального знания
- Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Тема 4. Философия культуры
- Тема 5. Философия бытия
- Тема 6. Философия природы
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке
- Тема 8. Сознания человека как предмет философского анализа
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Тема 10. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии исследования в философии
- Особенности мифологического мышления и генезис философии
- Философия и формирование космоцентрической парадигмы социального знания. Особенности исторического развития восточной философии
- История античной и средневековой философии. Формирование и развитие теоцентрической парадигмы социального знания
- Роль поздней схоластики и философской мысли эпохи Возрождения (XIV – нач. XVI вв.) в идейной подготовке великих научных и социальных революций в Европе (20-е годы XVI – первая пол. XVII вв.)
- История философии конца XVIII – начала XX вв. Формирование и развитие культуро-исторической парадигмы социального знания
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI века
- Уровни организации материи